Аналитика / Налогообложение / Оптимизируем налог на имущество
Оптимизируем налог на имущество
Нередко компания имеет на балансе дорогостоящую недвижимость. Как правило, это полезно для работы с кредитными организациями. Недвижимость хороший залог. Однако сейчас, когда организации озабочены в первую очередь возвратом уже полученных кредитов, такие активы становятся балластом. Дело в том, что «повисшая» на балансе недвижимость увеличивает налоговое бремя организации за счет налога на имущество. Как законным способом компания попыталась бы минимизировать данный налог? Разбираемся в деталях
22.03.2010«Бухгалтерия.ru»«Льготное» творчество
Список льготников по налогу на имущество среди коммерческих организаций весьма ограничен. К таковым относятся компании, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов Общероссийских общественных организаций инвалидов (далее – ОООИ). При этом сама ОООИ должна иметь среди своих членов инвалидов и их законных представителей не менее 80 процентов. Кроме того, в самой компании среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов. От налога на имущество освобождается только часть имущества, находящегося на балансе такой организации. А именно – имущество, используемое для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. Исключение составляют подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Не льготируется также имущество, используемое для оказания брокерских и иных посреднических услуг.
Особой любовью законодателей пользуются организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции. Но и здесь имеются ограничения – льгота распространяется только на имущество, используемое для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Использование в качестве офиса старинного особнячка в центре города также позволит сэкономить наналоге на имущество (но правило это распространяется лишь на объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения). «Обласканы» государством и компании, делающие долгосрочные вложения (иные в этом бизнесе, на наш взгляд, невозможны) в инфраструктурные объекты. Это ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов.
Льготы по налогу на имущество распространяются также на ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологическогообслуживания (или любые суда, если они внесены в Российский международный реестр судов). Не остались в стороне и железнодорожные пути, автомобильные дороги, магистральные трубопроводы,линии энергопередачи, а также космические объекты. Последние подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации (ст. 17 Закона РФ № 5663-1 «О космической деятельности»). Иначе говоря, космические объекты должны быть отечественные.
Не нужно платить налог с имущества специализированных протезно-ортопедических предприятий, а также коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. Кроме того, освобождение касается государственных научных центров и резидентов особой экономической зоны. О видах льгот по налогу на имущество см. схему № 1.
Нередко встает вопрос о целесообразности оптимизации налогового бремени. По нашему мнению, в случае с налогом на имущество организаций игра стоит свеч. Конечно, налог является региональным и размер его ставки в разных субъектах РФ может варьироваться. Но размер этого элемента налога не может превышать 2,2 процента (ст. 380 НК РФ). В нынешней сложной экономической ситуации естественной реакцией властей на местах стало увеличение ставки до максимального предела. Ведь расходные обязательства бюджетов в кризис только растут – финансирование безработных и т. п. Цифра кажется небольшой, если не сопоставить ее со стоимостью имущества по балансовой стоимости. Например, организация, располагающая основными средствами на сумму 200 миллионов рублей, обязана (без учета амортизации) уплачивать по большинству субъектов РФ порядка 5 миллионов рублей в год в виде налога на имущество.
«Бесцельные» льготники
Перечисленные выше основания для неначисления данного налога при творческом подходе позволят сэкономить значительные средства. Как правило, льгота связана с целевым использованием имущества. Но не всегда. К таким «бесцельным» льготникам относятся:
– специализированные протезно-ортопедические предприятия;
– коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
– государственные научные центры.
Посмотрим, может ли компания получить перечисленные статусы без особых проблем для себя. Протезно-ортопедические предприятия в значительной степени существуют в виде федеральных государственных унитарных предприятий. То есть частным компаниям в этом секторе закрепиться «ради льготы» вряд ли имеет смысл. Кроме того, пристальный контроль со стороны регуляторов «от медицины» с прокуратурой гарантирован. К тому же в этой области действует «Отраслевое соглашение по федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 2009–2011 годы» (регистрационный номер в Роструде – 134/09-11 от 5 октября 2009 г.).
Другое дело – коллегии адвокатов или адвокатские бюро. Здесь все значительно проще. Но при одном условии – если отыщутся учредители-адвокаты. Так, для создания указанных некоммерческих организаций достаточно волеизъявления двух и более адвокатов об учреждении адвокатского бюро (ст. 22 и 23 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). При этом статьи 22 и 23 закона об адвокатуре не обязывают членов такой организации непременно оказывать адвокатские услуги. Необходимо отметить наличие ограничений, связанных со статусом адвоката. Это запрет на вступление в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также госслужбы.
Однако все эти ограничения не имеют значения, если адвокаты-учредители не принимают участия в управлении вашей компанией. Дело в том, что юридическое лицо приобретает права и принимает обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и учредительными документами.
Таким органом будет считаться генеральный директор или совет директоров компании. Следующий шанс «подпасть под льготу» – это получение статуса государственного научного центра (далее – ГНЦ). Указанный статус и порядок его присвоения определены Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации». Статус ГНЦ может присваиваться предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.
Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам РФ осуществляется Правительством РФ по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.
Разберемся подробнее с витиеватыми формулировками президентского указа. Во-первых, решение вопроса о присвоении статуса находится в компетенции Правительства РФ. То есть стоимость имущества, налог с которого подлежит оптимизации, должна быть весьма и весьма приличной. Во-вторых, вышеуказанная межведомственная комиссия раз в два года производит оценку деятельности ГНЦ, принимает решение о целесообразности сохранения за ним этого статуса. То есть издержки, связанные с получением статуса ГНЦ, должны быть меньше суммы налога, которую нужно уплачивать со стоимости имущества в течение двух лет.
Перечисленные выше способы добиться «имущественной» льготы, на наш взгляд, наиболее надежные. Ведь компания фактически получает тот или иной статус или начинает осуществлять «нужный» вид деятельности. В этом случае вероятность претензий со стороны налоговых органов минимальна.
Сложная экономия
Рассмотрим и другие варианты законной минимизации налога на имущество. Имущество может быть переведено на резидента особой экономической зоны в Калининградской области, поскольку резиденты этой ОЭЗ уплачивают налог на имущество организаций в отношении всего имущества, являющегося объектом обложения данным налогом. Исключение – это имущество, созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральнымзаконом об особой экономической зоне в Калининградской области (ст. 385.1 НК РФ). В настоящее время – это Закон от 10 января 2006 года № 16-ФЗ № «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Отметим, что особый порядок уплаты налога на имущество не распространяется на ту часть имущества, которая была использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. В случае исключения резидента ОЭЗ из Единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации такая компания считается утратившей право на применение особого порядка уплаты налога на имущество с начала того квартала, в котором произошло исключение из Единого реестра.
Для оптимизации налога на имущество стоит проанализировать те элементы учетной политики, которые оказывают влияние на величину данного налога. К ним, в частности, относятся: определение вариантов начисления амортизации по основным средствам, определение вариантов переоценки основных средств.
Например, по элементу учетной политики «Начисление амортизационных отчислений по основным средствам» необходимо отметить, что наиболее приемлемым для оптимизации размера налога на имущество является нелинейный метод. При этом применение нелинейного метода начисления амортизационных отчислений дает в первые годы экономию как по налогу на имущество, так и по налогу на прибыль. В целом экономия получается не столько по сумме, сколько по денежным потокам.
Всё на аутсорсинг
Одним из распространенных способов «избавления» от имущества в целях налоговой экономии является его «аутсорсинг». Смысл операции заключается в передаче имущества с баланса организации на баланс другой компании или индивидуальному предпринимателю, который применяет упрощенную систему налогообложения (см. схему № 2).
Чтобы минимизировать расходы на передачу имущества, стоит осуществить ее через внесение в уставный капитал. В этом случае нужно будет лишь восстановить НДС. Кстати, такой вариант позволит не только сэкономить на налоге на имущество, но и регулярно уменьшать налог на прибыль на сумму арендных платежей. Таким образом, общая прибыль будет переноситься на компанию с более мягким режимом налогообложения.
И самое главное: все сделки, направленные на оптимизацию налога на имущество, должны иметь внятную экономическую цель, подтвержденную документацией (перепиской и т. п.). В схеме с «упрощенцем» вывод имущества будет объясняться аутсорсингом бизнес-процессов. А компания-«упрощенец» должна будет сдавать в аренду недвижимость не только головной компании, но и другим независимым арендаторам (разумеется, после переговоров с независимыми фирмами, а не по указке головной компании).
Темы: Налог на имущество организаций  
- 27.11.2024 В Санкт-Петербурге изменили условия уплаты налога на имущество
- 25.11.2024 В Москве 41 тысяча объектов будет платить налог исходя из кадастровой стоимости
- 22.11.2024 Отнесение оборудования к недвижимости для налога на имущество: позиция ВС
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 29.05.2023 Льготы по налогу на имущество-2023: кому положены и как получить
- 29.12.2022 Следует ли восстановить НДС с остаточной стоимости капитального ремонта при переходе на УСН?
- 04.12.2024 Письмо ФНС России от 06.08.2024 г. № СД-4-21/8966@
- 03.12.2024 Письмо Минфина России от 17.10.2024 г. № 03-05-05-01/101267
- 21.11.2024 Письмо Минфина России от 25.10.2024 г. № 03-05-05-01/104183
Комментарии