Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Что делать, если отсутствуют физические показатели

Что делать, если отсутствуют физические показатели

Редакция журнала «Вменёнка» получила от налогового ведомства ответ на вопрос относительно порядка сдачи «нулевых» деклараций плательщиками ЕНВД, если в течение налогового периода отсутствуют физические показатели

06.11.2009
Журнал «Вмененка»
Автор: Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса С. Н. Шульгин

В письме от 27.08.2009 № ШС-22-3/669@ Федеральная налоговая служба указала, что, если у «вмененщика» отсутствуют физические показатели базовой доходности по осуществляемой деятельности, он отражает это в отчетности, представляя «нулевую» декларацию. В письме от 04.09.2009 № 3-2-12/94, полученном редакцией, налоговое ведомство подтвердило данный вывод. ФНС России подчеркнула, что у налогоплательщика появляется обязанность по постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД по факту начала потребления трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов независимо от получения дохода от этой деятельности и снятию с учета в качестве «вмененщика» по факту окончания потребления этих ресурсов. А между указанными моментами начала и окончания осуществления «вмененной» деятельности налогоплательщик обязан представлять декларации по ЕНВД. При этом правомерность представления «нулевой» декларации можно подтвердить соответствующими документами.

Однако Минфин России в письме от 22.09.2009 № 03-11-11/188 считает, что, если в налоговом периоде отсутствуют физические показатели, это означает только одно — фирма (предприниматель) прекратила вести «вмененную» деятельность и обязана сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД. А представлять «нулевые» декларации в данном случае нельзя (об этом — новость на с. 4. — Примеч. ред.).

А как поступать плательщикам ЕНВД, пока два ведомства не выработают единую позицию по данному вопросу?

Напомним: выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, в силу пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Такие положения не применяются, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком.

Согласно письмам Минфина России от 20.05.2009 № 03-02-08/39 и от 08.04.2009 № 03-02-08/28 разъяснения финансового ведомства носят информационно-разъяснительный характер и не признаются нормативными актами. Указанные письма не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам (плательщикам сборов) и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

Вместе с тем в письме от 02.05.2007 № 03-02-07/1-211 финансовое ведомство со ссылкой на постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 отметило, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем (его заместителем) налогового органа, как разъяснение компетентного должностного лица.

Таким образом, во избежание споров с инспекторами советуем «вмененщикам», в планы которых не входит снятие с учета из-за временного отсутствия физических показателей, заручиться письменным разъяснением руководителя своей ИФНС. Тем более в настоящее время, пока два ведомства не пришли к единому мнению, инспекторы на местах, скорее всего, признают возможность подавать «нулевую» декларацию. А в дальнейшем, когда ситуация прояснится, плательщиков единого налога, имеющих на руках подобные письма, не смогут привлечь к налоговой ответственности (постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2009 № А05-5277/2008 и ФАС Уральского округа от 20.10.2008 № Ф09-7518/08-С3).

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 04.09.2009 № 3-2-12/94

Редакция журнала «Вменёнка» 105082, г. Москва, Б-82, а/я 56

Федеральная налоговая служба на ваше обращение от 07.08.2009 № 1/113 по вопросу представления «нулевых» деклараций налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) сообщает следующее.

Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налого­вая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается при возникновении обстоятельств, предусмотренных данной статьей Кодекса.

Статьей 346.28 Кодекса установлено, что налогоплательщиками ЕНВД являются органи­зации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципально­го района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Таким образом, исходя из норм главы 26.3 Кодекса, обстоятельством, с которым Кодекс связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по представлению налоговой декларации по ЕНВД, является фактическое осуществление видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.

Учитывая, что процесс «осуществления» деятельности предполагает, прежде всего, потре­бление с определенной целью трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, то отсутствие конечного результата этого процесса не отрицает факта осуществления этой деятельности (например, закупка и получение товара в течение длительного периода времени, болезнь работника, с которым заключен трудовой договор).

Статьей 346.28 Кодекса предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов в пяти­дневный срок со дня начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков ЕНВД и в тот же срок сняться с учета в этом качестве при прекращении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Исходя из изложенного, у налогоплательщика появляется обязанность по постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД по факту начала потребления указанных ресур­сов независимо от получения дохода от этой деятельности и снятию с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД по факту окончания потребления этих ресурсов.

Следовательно, между указанными моментами начала и окончания осуществления дея­тельности, подпадающей под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, налогопла­тельщик обязан представлять налоговые декларации по ЕНВД.

При этом в целях налогообложения ЕНВД, процесс потребления трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов при осуществлении деятельности не всегда может быть харак­теризован наличием значений физических показателей осуществления этой деятельности, предусмотренных Кодексом.

В таком случае у налогоплательщика будут отсутствовать фактические значения физиче­ских показателей базовой доходности по осуществляемой деятельности и, соответственно, он отражает это в налоговой декларации, представляя «нулевую» декларацию.

В то же время налогоплательщики, окончательно прекратившие с начала налогового пе­риода осуществление своей деятельности в сферах, подпадающих под действие главы 26.3

Кодекса, и снявшиеся в связи с этим в налоговых органах с учета в качестве налогоплательщиков ЕНВД, утрачивают обязанность по уплате единого налога и, следовательно, по представлению налоговых деклараций по этому налогу, начиная с данного налогового периода.

Данная позиция подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 20.08.2008 № Ф09-5870/08-СЗ, оставленным в силе Определением ВАС РФ от 05.02.2009 № ВАС-16580/08.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71, отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом, сохраняют обязанность по представлению налоговых деклараций по ЕНВД до момента сня­тия их с учета в качестве налогоплательщиков данного налога.

Правомерность представления «нулевой» декларации такие налогоплательщики могут подтвердить соответствующими документами.

Одновременно сообщаем, что данные разъяснения доведены до сведения управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 27.08.2009 № ШС-22-3/669@.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться