Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Таможня бездействует

Таможня бездействует

Таможенная стоимость товара — непреходящий камень преткновения между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. При этом значительная часть споров связана с оспариванием решений таможни о корректировке таможенной стоимости товара. Однако практика автора статьи показывает, что сложности доставляют декларантам не только уже принятые решения, но и ситуации, когда таможня просто тянет время и не принимает соответствующее решение по таможенной стоимости товара, то есть бездействует.

28.01.2008
ЭЖ-Юрист

Не заплатил — не поехал

Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации таможенный орган выпускает для свободного обращения ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары не позднее 3 рабочих дней с даты принятия таможенной декларации и иных необходимых документов. Срок небольшой, но на деле соблюдается крайне редко. Дело в том, что перечень иных необходимых документов является на сегодняшний день открытым и это дает таможне возможность сколь угодно долго запрашивать у декларанта новые сведения, многие из которых у декларанта заведомо отсутствуют.

Результат подобной ситуации известен любому участнику внешнеэкономической деятельности — согласно п. 6 ст. 323 Таможенного кодекса РФ товар может быть выпущен при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.

В этой статье мы не будем рассматривать все многообразие вопросов, возникающих при определении таможенной стоимости. Важно другое — указанные дополнительные платежи потенциально увеличивают размер пошлины в два и более раза и способны свести экономический эффект от сделки для декларанта к нулю, а значит, необходимы меры по максимально быстрому возврату таких обеспечительных сумм декларанту.

Ждать не нужно

В большинстве случаев декларанты обращаются в суд с обжалованием решения таможни о корректировке таможенной стоимости и при условии соблюдения требований к порядку декларирования товаров имеют все шансы на успех. Однако зачастую, как мы уже говорили, таможня не торопится с принятием такого решения, предпочитая запрашивать у декларанта все новые сведения и тянуть драгоценное время.

Столкнувшись с подобной проблемой, участники внешнеэкономической деятельности вправе обжаловать бездействие таможни по непринятию решения по таможенной стоимости в установленный законом срок.

В этом случае в предмет доказывания по делу войдут следующие обстоятельства:

ввезенные товары были продекларированы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

таможенный орган не принял решение по таможенной стоимости ввезенных товаров в установленный законом срок;

непринятие таможенным органом решения по таможенной стоимости товара нарушает права и законные интересы декларанта.

Наибольшие споры в правоприменительной практике вызывает именно срок для принятия таможенным органом решения по таможенной стоимости товара. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

На наш взгляд, данный срок установлен п. 11 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (Приказ ГТК РФ от 05.12.2003 № 1399 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации»), в соответствии с которым таможенный орган обязан принять решение по таможенной стоимости товара в течение 3 (трех) рабочих дней с момента представления дополнительных документов.

Арбитражная практика последнего года свидетельствует о правильности такой трактовки Положения, что является хорошей новостью для всех участников внешнеэкономической деятельности. В частности, к такому выводу приходят ФАС СЗО в Постановлении от 21.03.2007 № А21-3031/2006 и ФАС ЦО в Постановлении от 04.12.2007 № А08-430/07-26.

Следует отметить, что согласно п. 25 Положения в случае, если имеются признаки недостоверности представленных декларантом сведений, решение по таможенной стоимости должно быть принято в течение 60 дней, за исключением случаев, когда данный срок продлевается до получения сведений из других органов или организаций, в том числе иностранных. Однако, как показывает практика, таможенные органы на местах склонны к вольной трактовке п.25 Положения, рассматривая его как свою безусловную возможность запрашивать любые сведения в любых источниках, оттягивая таким образом момент принятия решения по таможенной стоимости товара. В одном из дел таможенный орган запросил даже информацию о налоговых обязательствах декларанта, а также сведения, составляющие коммерческую тайну контрагентов декларанта, хотя очевидно, что данная информация не имеет отношения к определению таможенной стоимости товара.

На недопустимость подобной трактовки п.25 Положения указывает ФАС ЦО в Постановлении от 10.12.2007 № А08-429/07-13. При этом отдельно подчеркивается, что в соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ таможенный орган обязан документально подтвердить невозможность принятия решения по таможенной стоимости товара на основании представленных декларантом документов. Только и в том случае, когда срок для принятия решения по таможенной стоимости продлен, проводимые контрольные мероприятия вопреки мнению таможенных органов не могут длиться сколь угодно долго и должны быть завершены в разумный срок. Разумным сроком в этом случае следует признать срок, увеличенный на необходимое для получения информации дополнительное время. Такая позиция выражена в Постановлении ФАС СЗО от 10.05.2007 № А21-3362/2006.

Законом установлен срок для обжалования бездействия – 3 (три) месяца с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. С практической точки зрения можно рекомендовать декларантам следующее.

Выпуск товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей сопровождается запросом таможни о представлении дополнительных документов. В случае если декларант уверен в достоверности и достаточности документов или одновременно с представлением каких-либо дополнительных документов необходимо направить в таможню отдельное письмо с объяснением своей позиции и указанием на то, что декларант считает свою обязанность по представлению необходимых документов выполненной и просит принять решение по таможенной стоимости. Это позволит избежать споров относительно начала течения упомянутого выше трехдневного срока и ускорит дальнейшие действия по защите своих прав. День, следующий за днем получения соответствующего письма таможенным органом, и будет датой начала течения трехдневного срока для принятия решения по таможенной стоимости.

В решении о признании бездействия незаконным суд обязывает таможенный орган принять решение по таможенной стоимости. Таким образом, устраняются любые формальные зацепки для затягивания процесса принятия решения.

Рассматриваемая в настоящей статье арбитражная практика еще не имеет массового характера в отличие от дел по обжалованию решений о корректировке таможенной стоимости, однако, на наш взгляд, является эффективным средством оперативной защиты для декларантов, столкнувшихся с подобными трудностями. Как показывает практика, в случае признания бездействия таможни незаконным вероятность того, что таможенная стоимость будет в результате скорректирована, существенно снижается. Кроме того, необходимо иметь в виду, что вступившее в законную силу решение суда о признании бездействия незаконным при условии, что таможенный орган согласился с заявленной декларантом стоимостью, является самостоятельным основанием для возврата уплаченных в обеспечение денежных сумм.

На пути в ВТО

В настоящее время проводится обширная работа по приведению российского законодательства по определению таможенной стоимости в соответствие с нормами Всемирной торговой организации. Применительно к рассматриваемой в настоящем материале проблеме это означает прежде всего запрет на произвольную оценку товаров в таможенных целях, а также сокращение до минимума и упрощение экспортных и импортных формальностей и документации (статьи VII и VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле).

На наш взгляд, с прикладной точки зрения в российском правовом поле необходимо ограничить перечень документов, представляемых декларантами по сделкам международной купли-продажи (и ряду других типичных сделок), а также зафиксировать срок, по истечении которого таможенный орган обязан вернуть сумму обеспечения уплаты таможенных платежей, что не препятствует дальнейшей проверке сведений по таможенной стоимости. Без принятия таких мер в активном развитии в ближайшее время подобной рассмотренной в настоящей статье арбитражной практики можно не сомневаться.

Думлер Виктор,
старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Разместить:
Ю.А.
12 февраля 2008 г. в 11:31

Замечательные советы, но не всё так просто, т.к. у таможни есть множество путей "поджать " фирму при малейшем несогласии. Например , назначить досмотр пароходной партии, а это многодневная процедура с громадными затратами; проведение сравнительных анализов соответствия продукции по коду; а самое простое - непринятие документов и создание очередей - ожидание очереди может длится несколько дней и т.д. Это всё, не говоря уже о Решениях , явно не соответствующих закону, что может выбить из колеи практически любую фирму ( будешь судиться, писать жалобы, но работать не будешь). и привести к остановке фирму партнёра, с которой у тебя договоры на поставку продукции и которой не нужны проблемы с поставками сырья по спланированным срокам, и той же таможней с её запросами и проверками. Вот и закончится твоя работа, если ты не ловчишь как только возможно, не кусаешься и т.д., чтобы заработать хлеб насущный... и не только юриспруденцией! С уваженем, юрист Ю. Дорофеев

ЮКЕЙЯЕИ
13 февраля 2008 г. в 21:37

юКЕЙЯЕИ

ЮКЕЙЯЕИ
14 февраля 2008 г. в 10:26

юКЕЙЯЕИ

ЮКЕЙЯЕИ
15 февраля 2008 г. в 10:45

юКЕЙЯЕИ

ЯЕПЦЕИ
15 февраля 2008 г. в 14:05

яЕПЦЕИ

ЮКЕЙЯЕИ
16 февраля 2008 г. в 18:18

юКЕЙЯЕИ

ЮКЕЙЯЕИ
18 февраля 2008 г. в 22:32

юКЕЙЯЕИ

ЮКЕЙЯЕИ
19 февраля 2008 г. в 20:48

юКЕЙЯЕИ

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться