Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Интересы налоговых органов

Интересы налоговых органов

Довольно неприятно попасть под прицел налоговой, особенно в нестабильное время. Ведь проверки всегда отнимают много времени и сил. При этом большинство компаний надеются, что вряд ли вызовут любопытство со стороны данных органов. Но у инспекторов есть своя точка зрения

18.02.2009
Журнал «Консультант»
Автор: Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы компаний «Градиент-Альфа», председатель Экспертного совета по комиссии Московской городской думы по законодательству

Как правило, в «группу риска» попадают компании, в отношении которых у налогового органа имеются сведения о том, что они участвовали в схемах ухода от налогообложения или минимизации налоговых обязательств. А также если результаты анализа их финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях. При этом налоговики используют любую информацию, в том числе:

  • из официально представляемой отчетности и иных общедоступных источников;
  • на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

После сбора данной информации, руководствуясь методическими разработками ФНС России, налоговые органы создают:

  • «математическую модель» налогоплательщика по следующим параметрам: виды деятельности, денежный оборот по банку, филиальная/торговая сеть, численность работающих, объем производственных/торговых площадей, признаки холдинговой структуры, структура бухгалтерского баланса, операции с наличностью, активы предприятия, характер взаимоотношений с контрагентами и обслуживающими бизнес организа-циями;
  • «налоговый портрет» компании, исходя из объема, детализации и регулярности уплачиваемых налогов, попыток возмещений, вычетов, возврата уплаченных ранее налогов, уровня официальных зарплат сотрудников, результатов предыдущих налоговых проверок;
  • «юридический портрет» на основании местонахождения, разрешительной документации, правовой базы деятельности.

В процессе отбора «подозрительных» налогоплательщиков часто применяется анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе сравнительный анализ с данными по аналогичным предприятиям. Инспекторы также осуществляют и камеральный анализ, включающий:

  • проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы;
  • проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
  • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
  • оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся данным о финансово-хозяйственной деятельности компании, полученным из других источников, и пр.

Помимо этого, налоговые органы активно используют созданные ими региональные и федеральные электронные базы данных (фирмы-однодневки, варианты налоговых схем, компании, замеченные в схемах и т. д.).

Больше всего шансов попасть под прицел налоговиков имеют те компании, у которых:

  • налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Рассчитывают этот показатель как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата);
  • отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • имеются значительные суммы налоговых вычетов за определенный период (доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 процентов за период 12 месяцев);
  • темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ (эту информацию можно получить из официальных интернет-сайтов территориальных органов Росстата или статистических сборников, бюллетеней и пр.);
  • уровень рентабельности по данным бухгалтерского учета значительно отклоняется от уровня рентабельности для сферы деятельности по данным статистики (отклонение (в сторону уменьшения) от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности на 10 процентов и более);
  • финансово-хозяйственная деятельность построена на ос- нове заключения договоров с контрагентами-перекупщи-ками или посредниками («цепочки контрагентов») и др.

Это далеко не исчерпывающий перечень. Взять, к примеру, нашумевший документ ФНС, содержащий 109 признаков неблагонадежности налогоплательщика и направленный прежде всего на борьбу с фирмами-однодневками и «номинальными» учредителями и директорами уже на стадии госрегистрации юридических лиц.

Об «однодневности», как правило, свидетельствует отсутствие:

  • документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • информации о способе получения сведений о контр-агенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т. п.).

Как видно, причин, по которым компания может вызвать интерес у налоговых органов, достаточно много. Надо сказать, что и методов, с помощью которых будут выявлять «неблагонадежных» налогоплательщиков, тоже немало. Это проведение выездных и камеральных проверок как на территории фирмы, так и в расчетно-кредитных организациях, в том числе совместно с МВД в соответствии с Законом «О милиции». Важным инструментом является возможность назначения встречных проверок контрагентов с целью выявления вероятных несоответствий информации и правонарушений. Кроме того, налоговый орган имеет право:

  • запрашивать информацию у банков о движении денежных средств; привлекать к своей работе специалистов и экспертов;
  • осматривать помещения компании, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности;
  • опрашивать свидетелей и многое другое.

Причем зачастую все эти мероприятия сопровождаются давлением на налогоплательщика в виде блокирования денежных средств на расчетном счете, выставления инкассовых поручений на списание, обыски, выемки документов, выставление завышенных или неправомерных санкций, угроз применения более жестких мер при отказе удовлетворить незаконные требования и пр. Поэтому лучше самостоятельно устранить нарушения в деятельности предприятия, чем дожидаться незваных гостей.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться