Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Порядок уплаты НДС: основные изменения

Порядок уплаты НДС: основные изменения

В статье рассмотрены основные изменения в порядке уплаты НДС, вступившие в силу с 2009 года

11.06.2009
Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения
Автор: Е. Кальчевская

НДС с предоплаты принимается к вычету

Покупателю, перечислившему продавцу предоплату, предоставлено право принять к вычету НДС с данной предоплаты, не дожидаясь отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

В течение 5 календарных дней после получения от покупателя предоплаты (полной или частичной) продавец должен выставить покупателю счет-фактуру на данную сумму (п. 3 статьи 168 НК).

Требования к счету-фактуре на предоплату, выписываемому покупателю, перечислены в новом п. 5.1 статьи 169 НК, согласно которому в нем должны быть указаны:

  • порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
  • наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя;
  • номер платежно-расчетного документа;
  • наименование поставляемых товаров или передаваемых имущественных прав, описание работ, услуг;
  • сумма предоплаты;
  • налоговая ставка;
  • сумма налога, определенная с учетом применяемой налоговой ставки.

При получении от продавца счета-фактуры на сумму предоплаты покупатель получает право принять "входной" НДС с этой предоплаты к вычету (п. 12 статьи 171 НК). Условия для вычета перечислены в п. 9 статьи 172 НК: наличие счета-фактуры, документов, подтверждающих перечисление предоплаты, а также договора, содержащего условие о предоплате.

В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) счет-фактура выставляется продавцом в прежнем порядке - на полную сумму. Покупатель на основании такого счета-фактуры вправе принять всю сумму налога, выделенную в ней, к вычету. Но при этом у него появляется обязанность в этом же налоговом периоде восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 статьи 170 НК). Налог должен быть восстановлен в бюджет также в случае расторжения договора или изменения его условий, а также возврата предоплаты продавцом.

Отметим, что обязанности продавца остаются таким же, как и раньше: он должен уплатить НДС в бюджет с полученных сумм предоплаты, выписать самому себе счет-фактуру на аванс, а при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) - еще раз начислить в бюджет НДС со всей суммы отгрузки и принять к вычету ранее уплаченный налог с суммы предоплаты.

Перечислении суммы НДС при неденежных способах расчетов не требуется

При проведении взаимозачетов, осуществлении товарообменных операций или использовании в расчетах ценных бумаг перечислять уплачиваемую продавцу сумму НДС отдельным платежным поручением не надо - отменен абз. 2 п. 4 статьи 168 НК.

Также отменен п. 2 статьи 172 НК, согласно которому при использовании в расчетах собственного имущества налог мог приниматься к вычету лишь при условии, что он был перечислен отдельным платежным поручением. Теперь в данных ситуациях налог можно поставить к вычету по общим правилам, установленным в п. 1 статьи 172 НК, после принятия товаров (работ, услуг) на учет и при наличии счета-фактуры.

Если товарообменные операции, взаимозачеты, расчеты ценными бумагами осуществляются с 1 января 2009 г., но товары (работы, услуги, имущественные права) были приняты к учету до этой даты, НДС ставится к вычету в соответствии с ранее действовавшим порядком.

Реестры таможенных деклараций

Вместо таможенных деклараций для подтверждения нулевой ставки НДС налогоплательщик вправе представить в инспекцию их реестры (пп. 3 п. 1 статьи 165 НК). Реестр таможенных деклараций должен содержать отметку пограничного таможенного органа РФ (при обычном вывозе товаров в режиме экспорта) или же отметку таможенного органа, проводившего оформление товаров в режиме экспорта.

Если товары помещены под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., то 180-дневный срок на представление документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, увеличивается на 90 дней.

Правила исчисления сроков, установленных в налоговом законодательстве, закреплены в статье 6.1 НК. Согласно п. 6 данной статьи срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если только в самой норме речь не идет именно о календарных днях. 180-дневный срок на подтверждение нулевой ставки НДС считается в календарных днях.

Однако в новой статье 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ говорится об увеличении срока для представления документов на 90 дней и не уточняется, что речь идет именно о 90 календарных днях. Следовательно, 90-дневный срок, на который увеличивается период сбора документов, установлен в рабочих днях, и общий срок для подтверждения нулевой ставки НДС будет рассчитываться следующим образом: 180 календарных дней плюс 90 рабочих. В то же время нужно предупредить, что Минфин и налоговые органы наверняка будут против такого варианта определения срока, настаивая, что общий срок составляет 270 календарных дней.

Уплата НДС налоговыми агентами

Организации и индивидуальные предприниматели будут признаваться налоговыми агентами не только при аренде государственного и муниципального имущества, но также и в случаях реализации (передачи) им государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования (абз. 2 п. 3 статьи 161 НК). В качестве налогового агента они будут обязаны определить расчетным методом сумму налога, удержать ее из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет.

Комиссионеры, агенты, поверенные будут признаваться налоговыми агентами не только при реализации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, но и в случаях выполнения этими лицами работ, оказания услуг, передачи имущественных прав на территории РФ (п. 5 статьи 161 НК).

Обязанности налогового агента будут возникать не только в случаях реализации конфискованного имущества, но также и при продаже имущества, реализуемого по решению суда (п. 4 статьи 161 НК). Налоговым агентом является орган, организация или индивидуальный предприниматель, реализующий такое имущество.

При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах (п. п. 1 и 2 статьи 161 НК), также при аренде либо приобретении государственного и муниципального имущества (п. 3 статьи 161 НК) налоговые агенты составляют счета-фактуры, которые должны отвечать требованиям, перечисленным в п. п. 5 и 6 статьи 169 НК.

Технологическое оборудование

Согласно п. 7 статьи 150 НК от уплаты НДС освобождается технологическое оборудование (комплектующие и запчасти к нему), которое ввозится в качестве вклада в уставные капиталы организаций.

Не облагается НДС ввоз технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ. Перечень оборудования, на которое распространяется освобождение, должно утвердить Правительство РФ. Следовательно, теперь неважно, вносится ввозимое оборудование в уставный капитал организации или нет. Главным условием для применения льготы по НДС является то, что аналоги такого оборудования не производятся на территории РФ и оно содержится в перечне, утвержденном Правительством РФ.

После 1 января 2009 г. до принятия постановления Правительства РФ ввозимое технологическое оборудование облагается НДС в общеустановленном порядке. Это утверждение справедливо только для оборудования, которое не вносится в качестве вклада в уставный капитал организаций.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: НДС