Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Снижаем налоговые риски трудовых отношений

Снижаем налоговые риски трудовых отношений

Налоговые органы рассматривают наличие трудовых договоров как необходимое условие признания расходов на оплату труда на основании статьи 252 НК РФ.

02.06.2008
«Проверка вашей компании»
Автор: Каримова Динара

Трудовой договор отсутствует

Налоговые органы рассматривают наличие трудовых договоров как необходимое условие признания расходов на оплату труда на основании статьи 252 НК РФ.

Однако в соответствии с трудовым законодательством (ст. 67 ТК РФ) трудовой договор считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Даже если сам документ не был оформлен в письменном виде. То есть документальным подтверждением расходов на оплату труда могут являться и отметки в табеле, и иные документы, подтверждающие исполнение работником трудовых обязанностей (подписи на накладных, расписки в журналах, отчеты о выполненной работе). Во избежание споров нужно иметь оформленные трудовые договоры на всех работников, но и в случае их отсутствия можно подтвердить обоснованность расходов на оплату труда.1

Неполные условия договора

Нередко налоговые органы пытаются признать трудовые договоры незаключенными по причине отсутствия существенных условий, поименованных в статье 57 Трудового кодекса РФ. К примеру, не указаны условия оплаты труда или не прописаны компенсации за вредные условия труда.

Однако и в этом случае у работодателя есть аргументы, позволяющие выиграть такой спор в суде. Дело в том, что в соответствии с той же статьей 57 Трудового кодекса РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй указанной статьи, то это не является основанием для признания договора незаключенным или его расторжения. В любом случае трудовой договор можно дополнить недостающими сведениями и (или) условиями.

Изменение условий трудового договора

Существенным подспорьем для работодателя в спорах с налоговиками будет наличие внутренних регламентных документов (распорядки, положения, коллективный договор, должностные инструкции и т. п.). Наличие таких документов позволит обосновать положения, пропущенные или нечетко изложенные в трудовых договорах. Замена ряда условий трудового договора ссылками на такие положения позволяет корректировать условия без изменения текста самого договора. Такой способ особенно удобен и важен при большом количестве сотрудников. Важно при этом, чтобы ссылки в трудовом договоре были корректными и непротиворечивыми.


Например, в пункте 2.3.4 комментируемого далее трудового договора дается ссылка на положение об оплате труда, в пункте 2.5 — на коллективный договор, а в пункте 3.2 — на положение о премировании. Действующим в конкретной организации может быть только один вариант, который последовательно должен упоминаться в трудовом договоре. Наличие несогласованностей в ссылках договора может повлечь лишние налоговые споры.


Привлечение «внештатных» специалистов

Частой причиной налоговых споров являются затраты на услуги сторонних организаций. По мнению инспекторов, такие расходы необоснованны по причине наличия в штате организации сотрудников, выполняющих такую работу в счет оплаты труда (например, юристы, маркетологи, бухгалтеры). Во избежание споров необходимо четко прописывать должност­ные обязанности таких сотрудников. Однако даже если компания своевременно не позаботилась об этом, у нее есть шанс отстоять свои расходы в суде. Имеется положительная арбитражная практика, оправдывающая привлечение специализированных организаций сущест­венным временным увеличением объемов работ, не позволяющих справиться с ними штатному специалисту2. Также обоснованием может быть повышенная сложность работы, требующая более высокой квалификации, чем у штатного специалиста.

Премирование сотрудников

Много разногласий вызывают причины и источники средств премирования. При этом весьма противоречивой оказывается практика применения законодательных норм в целях расчета ЕСН и налога на прибыль. Целесообразно в трудовом договоре, а еще лучше в соответствующем положении четко разграничить премии за выполнение трудовых обязанностей (нормы выработки, качество работы, финансовые результаты и т. п.) и премии персонального характера (к юбилею, к праздничной дате и т. п.). В зависимости от уровня зарплат и системы налогообложения можно определить, какие премии более выгодны работодателю (соотношение ЕСН и налога на прибыль или «упрощенного» налога). Исходя из этого, обосновать название, источник и применение этих премий во внутренних положениях. Для маленьких по численности организаций снижению налогового бремени может способствовать выплата значительных денежных сумм в виде дивидендов, хотя это потребует от бухгалтера очень точных расчетов и тщательного оформления документов.

Компенсационные выплаты

Несмотря на прямые ограничения по размеру суточных, установленные статьей 217 НК РФ, целесообразно в трудовом договоре или внутреннем положении установить размер суточных при направлении сотрудника в командировку. Поскольку в целях исчисления единого социального налога прямые ограничения не установлены, то от внутренних положений будет зависеть, в каких пределах суточные не будут облагаться ЕСН. Целесообразно прописать и другие компенсации работникам. Такие как, например, компенсации за использование личного имущества в производственных целях (автомобиль, компьютер, телефон и т. п.).

Однако замена отпуска денежной компенса­цией допускается только при увольнении работника. Следовательно, такая компенсация работающему сотруднику может быть признана незаконной и исключена из расходов при расчете налога на прибыль.

Расходы, сопровождающие должность

Также от формулировок трудового договора или должностной инструкции, на которую дана ссылка в трудовом договоре, может зависеть исход налоговых споров по расходам на междугородную и мобильную связь, на интернет, периодические издания и т. п. Корректное описание их необходимости и порядка использования в повседневной трудовой деятельности, установление обоснованных лимитов позволят снять многие из претензий налоговых органов еще в досудебном порядке.


Трудовой договор с секретарем-референтом

1 Например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 октября 2007 г. № А33-15270/06-Ф02-6504/07, Северо-Западного округа от 11 октября 2007 г. № А42-5270/2006.

1Например, постановления ФАС Московского округа от 6 февраля 2007 г. № КА-А40/105-07, Северо-Западного округа от 27 января 2006 г. № А42-8823/04-28.

Обсудить

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться