
Аналитика / Налогообложение / Экспертиза на коррупциогенность: первые итоги
Экспертиза на коррупциогенность: первые итоги
Президентом и Правительством Российской Федерации предупреждение и борьба с коррупцией определены приоритетными направлениями в организации деятельности органов государственной власти всех уровней. Особое место при их осуществлении в настоящее время занимает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, выделенная Федеральным законом "О противодействии коррупции" в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции
10.09.2009ЭЖ «Юрист»О значении, какое придается проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов, говорит тот факт, что правовые и организационные основы ее проведения впервые установлены в Федеральном законе "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". В соответствии с ним антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. Институты гражданского общества и граждане также могут проводить независимую экспертизу на коррупциогенность.
Экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года №195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" проводится Министерством юстиции Российской Федерации и аккредитованными им юридическими и физическими лицами.
В связи с возложенной на Минюст России функцией по проведению аникорупционной экспертизы, важным направлением деятельности территориальных органов Минюста России является, в том числе работа по выявлению в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации положений имеющих коррупционную направленность. Следует отметить, что в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации коррупциогенные факторы встречаются, хотя и нечасто. Всего по Российской Федерации подобные факторы выявлены территориальными органами Минюста России только в 2 % от общего числа рассмотренных с апреля по июль 2009 года региональных актов.
Управлениями Министерства юстиции Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, положения, которые имеют коррупционную направленность выявлены в 1,6 % от общего числа рассмотренных нормативных правовых актов. Больше всего таких актов имеется в Республике Марий Эл. Там по результатам юридических экспертиз, проведенных Управлением Минюста России по Республике Марий Эл из 205 нормативных правовых актов в 16 актах выявлены коррупциогенные факторы.
В Чувашской Республике за этот же период из 339 нормативных правовых актов, рассмотренных Управлением Минюста России по Чувашской Республике, всего в 2 актах выявлены замечания, которые на практике могут привести при недобросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами к фактам коррупционной направленности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в Чувашской Республике, да и в целом по России количество актов, в которых имеются положения, имеющие коррупционную составляющую мало. Причиной тому, несомненно, является эффективность нормотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации, а также взаимодействие осуществляемое Управлениями Минюста России по субъектам Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при подготовке проектов нормативных правовых актов.
В заключение следует отметить, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и как следствие отсутствие проявлений коррупционной направленности в нормативных правовых актах - это только одно из направлений в борьбе с таким злом как коррупция. Эффективность проводимой политики в данном направлении зависит от многих других факторов.
Темы: Коррупция. Взятки  
- 24.11.2014 Проект Федерального закона
- 10.01.2014 Постановление Правительства России от 9 января 2014 г. № 10
- 10.12.2013 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции»
Комментарии