Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Государству придется увеличивать налоги

Государству придется увеличивать налоги

Самым логичным шагом при дефиците бюджета в 3,6% ВВП (в 2011 г.) было бы повышение налогов для газовой отрасли

18.06.2010
газета "Ведомости"

Даже при стоимости нефти $75 за баррель государству придется сокращать расходы и увеличивать доходы, т. е., в частности, повышать налоги. Чтобы российский бюджет был бездефицитен, нефть должна, по расчетам Минфина, подорожать почти до $100 и не опускаться ниже этой отметки несколько лет. Всего пять лет назад эта цифра была ниже в 3,5 раза. Бюджетную политику явно нужно приводить в соответствие с реальностью.

О том, что дорогая нефть развращает правительства стран, богатых ресурсами, знают все. Но почему-то некоторым странам ресурсы мешают, а кто-то умудряется не утонуть в нефтяном фонтане. К примеру, бюджеты нефтедобывающих стран Персидского залива на текущий год рассчитаны в среднем исходя из цены нефти $50 за баррель. А в кризисные 2008-2009 гг. бюджеты девяти крупнейших нефтедобывающих стран Ближнего Востока были бездефицитны при цене $47 за баррель. Почему им удается балансировать, а нам нет?

Опустим здесь анализ расточительной расходной политики. Но если непредвзято взглянуть на доходную часть бюджета, то сложится впечатление, что наше правительство добровольно отказывается от сотен миллиардов рублей нефтегазовых доходов и при этом каждый год судорожно пытается наскрести по сусекам что-нибудь вроде повышения акцизов на спирт, дающих 0,03% доходов федерального бюджета.

Самым логичным шагом при таком дефиците бюджета (3,6% ВВП в 2011 г.) было бы повышение налогов для газовой отрасли. Тем более что нагрузку на нее нельзя назвать обременительной. Ставка налога на добычу газа не повышалась с 2006 г., хотя изначально была занижена по сравнению с нефтяным НДПИ в 13 раз (в перерасчете на тонну нефтяного эквивалента). Пошлина на экспорт газа тоже сильно отстает от нефтяной.

Но все попытки Минфина скинуть эту священную корову с пьедестала неизменно заканчиваются провалом. В этом году министр финансов Алексей Кудрин в юбилейный, пятый раз пришел в правительство с предложением проиндексировать ставку НДПИ на газ в два раза (со 147 до 294 руб. за 1000 куб. м). Чем дело кончится — вопрос. До сих пор у газовой отрасли всегда находились железные аргументы и высокие покровители. У нефтяной отрасли тоже есть льготы. Они были введены в экстренном порядке в разгар кризиса, осенью 2008 г., когда нефть резко подешевела со $147 до $38 за баррель.

Тогда правительство, чтобы помочь нефтяникам, резко уменьшило экспортные пошлины на нефть, снизило налог на ее добычу, налог на прибыль и ввело ускоренную амортизацию для оборудования. Благодаря этим мерам в распоряжении нефтяных компаний оказалось приблизительно $17 млрд. Но нефть-то давно подорожала, а налоги остались «кризисными». Ренту нефтяники все это время оставляли себе.

Минфин предлагает индексировать в 2011 г. НДПИ на нефть на 11,6%. Но даже после этого налоговая нагрузка на нефтяников будет далека от докризисного уровня.

Отдельная история — Восточная Сибирь, где сейчас процветает налоговый рай. Добытая там нефть не облагается ни пошлинами, ни НДПИ. Льготы для Восточной Сибири вводились при цене нефти $40-45, чтобы стимулировать добычу в труднодоступных краях. Но теперь нефть стоит дороже $70 — при такой цене рентабельность другая, а значит, и преференции либо не нужны, либо должны быть ограничены.

Уже решено, что с июля вместо нулевой появится пониженная ставка экспортной пошлины для восточносибирской нефти: 45% от разницы между фактической ценой нефти и $50 за баррель. Таким образом правительство за три года добавит в бюджет $11 млрд. При цене нефти меньше $50 за баррель пошлины не будет. На нулевой НДПИ пока никто не покушается.

Чем плох бюджет, сбалансированный только при цене нефти $100 за баррель? Тем, что любое движение цены вниз приведет нас к необходимости судорожно набирать долги. На примере Европейского союза очевидно, что это скользкая дорожка.

Разместить:
Печёнкин Юрий
18 июня 2010 г. в 12:57

Похоже, что в последнее время тема публичных финансов занимает умы многих журналистов. В разных газетах, издаваемых в различных странах, количество публикаций на эту тему неуклонно растет. При этом довольно странным выглядит тот факт, что наростающее беспокойство касается только ожидаемого роста налогов. А ведь в инструментарии правительств, помимо налоговых доходов, есть еще и доходы неналоговые, которые могут играть заметную роль в исполнении бюджетов. И нужно сказать, что во время, когда налоговые доходы становятся недостаточными для финансирования публичных расходов, а повышение налогов может быть, либо затруднительным по политическим причинам, либо нецелесообразным по причинам экономическим, правительства вспоминают о доходах неналоговых. Если обратиться к отчетам об исполнении федерального бюджета, публикуемым Федеральным казначейством, и сравнить показатели этих отчетов по состоянию на 30.04.2010 и на 30.04.2009, можно увидеть следующую картину:Платежи при использовании природных ресурсов: 14,28 млрд. (2010) против 7,75 млрд. (2009);Доходы от оказания платных услуг: 40,26 млрд. (2010) против 27,22 млрд. (2009); Доходы от продажи активов: 4 млрд. (2010) против 2,52 млрд. (2009);Административные платежи и сборы: 2,2 млрд. (2010) против 1,42 млрд. (2009); Штрафы, санкции, возмещение ущерба: 2,5 млрд. (2010) против 2,3 млрд. (2009). Она демонстрирует, что правительство помнит о неналоговых доходах и, по всей видимости, предпринимает меры, направленные на их повышение. Сами по себе эти усилия правительства могут только приветствоваться. Не подкачало бы, как это не редко бывает, исполнение, которое может вылиться в сбор неналоговых доходов любой ценой. Озабоченность в этом вызывают некоторые наметившиеся тенденции, как-то повысившийся интерес одних государственных органов к экологии, с которой связаны платежи за использование природных ресурсов, или активизация других государственных органов (например, служба судебных приставов) в сборе административных платежей и сборов, либо до этого невиданная активность третьих государственных органов в деле принуждения к соблюдению правил ведения предпринимательской деятельности (например, правил о защите конкуренции).

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться