
Аналитика / Налогообложение / У компании есть судно, у которого два двигателя. Один двигатель работает, второй нет, как считать транспортный налог?
У компании есть судно, у которого два двигателя. Один двигатель работает, второй нет, как считать транспортный налог?
Налоговая база в отношении водных транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах
17.12.2021Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
На бюджетное учреждение зарегистрировано маломерное судно, принадлежащее ему на праве оперативного управления, с двумя двигателями мощностью 50 л.с. и 115 л.с. По факту используется лишь один двигатель мощностью 115 л.с. Как в таком случае определить налоговую базу по транспортному налогу? Если налог должен исчисляться исходя из мощности двух двигателей, как применить налоговую ставку (в отношении мощности каждого двигателя или в отношении их суммарной мощности)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопросы определения в данном случае налоговой базы и применения налоговой ставки по транспортному налогу законом четко не урегулированы. Из ранее действовавшего порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, которого придерживались и судьи, следовало, что по водным транспортным средствам, имеющим несколько двигателей, налоговая база определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах. Для расчета транспортного налога применялась ставка, соответствующая такой суммарной мощности. Полагаем, что налоговый орган будет придерживаться такой позиции и в текущем налоговом периоде. Налогоплательщик не лишен права на иную точку зрения (например, на определение налоговой базы как мощности только одного фактически используемого двигателя и соответствующей ей налоговой ставки), но ее правомерность он должен быть готов отстаивать в суде.
Обоснование вывода:
Налогоплательщиками транспортного налога (далее также - налог) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются в том числе водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
На основании подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении водных транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
При этом нормы главы 28 НК РФ не раскрывают, каким образом определяется налоговая база в отношении водных транспортных средств, на которые зарегистрированы несколько двигателей. Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено.
Заметим, что п. 20 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (признаны утратившими силу приказом ФНС России от 28.03.2018 N ММВ-7-21/176@), устанавливал, что при определении налоговой базы по водным транспортным средствам учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.
Аналогичным образом п. 5.9 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу (далее - Порядок), утвержденного приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ (утратил силу с 01.01.2021, смотрите приказ ФНС России от 04.09.2019 N ММВ-7-21/440@), предусматривал, что по водным транспортным средствам, имеющим несколько двигателей, налоговая база определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.
Так, опираясь на данное предписание, в кассационном определении СК по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.10.2020 по делу N 8а-21911/2020[88а-22227/2020] суд признал правомерным исчисление транспортного налога на моторную лодку исходя из суммарной мощности всех двигателей, зарегистрированных за ней, независимо от ее конструктивных особенностей и фактического использования. Аналогичный подход нашел поддержку в апелляционном определении СК по административным делам Пензенского областного суда от 14.07.2016 по делу N 33а-2466/2016.
Такая же логика представлена в письме Минфина России от 31.10.2012 N 03-05-07-04/18 по схожей ситуации: в целях исчисления транспортного налога по гибридным автомобилям (автомобилям, имеющим двигатели, работающие на разных видах энергии, например, бензиновый и электродвигатель) в качестве налоговой базы по транспортному налогу учитывается совокупная или суммарная мощность двух двигателей.
Что касается применения налоговой ставки, то из логики расчета транспортного налога согласно ранее действовавшим правилам заполнения налоговой декларации вытекает, что при определении налоговой базы в качестве суммированной мощности зарегистрированных на водное транспортное средство двигателей должна использоваться ставка, соответствующая указанной суммированной мощности, в данном случае 165 л.с. (смотрите п.п. 5.1, 5.17 Порядка). Это обусловлено тем, что налоговая база должна определяться в отношении каждого водного транспортного средства, а не каждого его отдельного двигателя (п. 2 ст. 359 НК РФ).
Специалисты УФНС России по Красноярскому краю также разъясняли, что в случае, если суммарная мощность зарегистрированных за моторной лодкой двигателей составит более 100 л.с., налогообложение этой лодки следует осуществлять по ставке, установленной в отношении водных транспортных средств с мощностью двигателя свыше 100 л.с. (смотрите Вопрос: На меня зарегистрирована моторная лодка и два мотора. Как считается транспортный налог в таком случае? (ответ специалистов УФНС России по Красноярскому краю)).
Несмотря на то, что в настоящее время ни закон, ни подзаконные нормативные акты четко не регулируют вопросов определения налоговой базы и применения налоговой ставки в отношении водных транспортных средств, на которые зарегистрированы несколько двигателей, представляется, что и в текущем налоговом периоде налоговые органы будут исходить из необходимости суммирования мощности всех зарегистрированных на маломерное судно двигателей при расчете налоговой базы в отношении данного транспортного средства, поскольку транспортный налог исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 362 НК РФ), а также применения налоговой ставки, соответствующей такой суммарной мощности.
На наш взгляд, учитывая неоднозначность анализируемого вопроса, налогоплательщик в силу п. 7 ст. 3 НК РФ не лишен права на иную точку зрения (например, на определение налоговой базы как мощности только одного фактически используемого двигателя и соответствующей ей налоговой ставки), но ее правомерность он должен быть готов отстаивать в суде. Оценить перспективы такого разбирательства мы не можем.
Например, альтернативный подход к решению анализируемого вопроса представлен в авторской консультации действительного государственного советника налоговой службы РФ II ранга О.Н. Аристарховой (смотрите Вопрос: Как определяется мощность двигателя транспортного средства для целей налогообложения?): мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае если физическим лицом зарегистрирована одна моторная лодка и несколько лодочных моторов с разной мощностью двигателя, то для определения налоговой базы владелец транспортного средства должен документально подтвердить, что на данное транспортное средство невозможно установить и использовать одновременно более одного мотора. Если такие подтверждения налогоплательщиком будут представлены, то налоговая база по данной моторной лодке должна определяться по данным технической документации на транспортное средство, в противном случае как сумма мощностей этих двигателей.
Темы: Транспортный налог  
- 16.06.2025 Налоговый удар по гибридам: в чём суть проблемы и чего ждут автовладельцы
- 23.11.2024 Истекает срок уплаты транспортного налога: что будет, если не заплати
- 05.09.2024 Льготы по транспортному налогу: как получить в 2024-м
Комментарии