
Аналитика / Налогообложение / Расходы по государственному контракту – как все оформить?
Расходы по государственному контракту – как все оформить?
Случаи, когда контракты подлежат казначейскому сопровождению, определяются законом о федеральном бюджете, принимаемом ежегодно, и принятыми во исполнение его указаний подзаконными актами
14.12.2021Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Заключен государственный контракт, который к государственному оборонному заказу не относится, но подлежит казначейскому сопровождению. В данном государственном контракте указан его идентификатор (ИГК) и содержится условие, что ИГК должен указываться в договорах, заключаемых в целях его исполнения. Денежные средства от заказчика поступают на расчетный счет, взаиморасчеты с поставщиками/подрядчиками также проходят по расчетному счету. Однако фактически расходный договор был заключен до подписания государственного контракта и ссылки на то, что он заключается во исполнение какого-либо государственного контракта, в нем нет. Все обязательства по данному расходному договору исполнены до появления ИГК - расчет произведен, товар поставлен, услуга оказана, первичные учетные документы выписаны без указания ИГК, т.к. он на тот момент был неизвестен.
В момент подписания доходного договора - государственного контракта и появления ИГК надо ли по указанным выше расходным договорам вносить изменения в договор через дополнительное соглашение на внесение ИГК и вносить исправления в первичные учетные документы? Если да, то каким числом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Включение идентификатора государственного контракта в договоры, необходимые для исполнения такого контракта, но заключенные до заключения самого указанного контракта, законом не предусмотрено. Поставщик, подрядчик, исполнитель по государственному контракту может получить возмещение расходов на закупку товаров, работ, услуг по вышеназванным договорам, если это предусмотрено самим указанным контрактом, при условии представления документов, подтверждающих соответствующие расходы.
Обоснование вывода:
Случаи, когда контракты подлежат казначейскому сопровождению, определяются законом о федеральном бюджете, принимаемом ежегодно, и принятыми во исполнение его указаний подзаконными актами. На 2021 год случаи казначейского сопровождения установлены ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон N 385-ФЗ), в которой отношения упоминаются, и в рамках пп. 4, 7 ч. 2 ст. 5 Закона N 385-ФЗ.
Из ч. 5 ст. 5 Закона N 385-ФЗ следует, что положения о применении казначейского сопровождения средств при исполнении контракта (договора), в том числе положения, содержащиеся в абзацах втором-пятом п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона N 385-ФЗ, включаются в текст самого этого контракта (договора). В связи с этим напомним, что порядок заключения государственных контрактов регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), согласно которому контракт по общему правилу заключается по итогам конкурентной закупки, при проведении которой проект контракта прилагается к документации или к извещению о ее осуществлении (смотрите ч. 1 ст. 34, чч. 1, 5 ст. 54, чч. 11, 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 2, 3, 7 ст. 83.2, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ).
Из сказанного также следует, что обязанности, обеспечивающие реализацию казначейского сопровождения, устанавливаются при заключении контракта по взаимному соглашению сторон (при участии головного исполнителя в процедуре закупки он, как указывалось выше, заранее знакомится с проектом контракта и самим фактом подачи заявки соглашается с его условиями) и не могут быть без взаимного же согласия быть внесены в условия контракта (договора) позднее. Как указывается в письме Минфина России от 03.03.2020 N 24-03-06/15902, нормами Закона N 44-ФЗ возможность изменения порядка оплаты контракта, в том числе путем заключения дополнительного соглашения о казначейском сопровождении средств, не предусмотрена. Также в письме Минфина России от 17.01.2020 N 09-01-11/2636 говорится, что положения ст. 5 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", устанавливающие случаи казначейского сопровождения на 2020 год, применяются в отношении средств, предоставляемых на основании государственных контрактов, контрактов (договоров), определенных указанной статьей Закона N 380-ФЗ, заключаемых в 2020 году.
Иными словами, непосредственно нормы бюджетного законодательства, касающиеся казначейского сопровождения контрактов, налагают обязанности только на заказчика в части внесения соответствующих условий в извещение и документацию о закупке и проект государственного контракта, а другая сторона принимает на себя соответствующие обязательства в рамках гражданско-правовых отношений добровольно, подписывая указанный контракт. В последующем же аналогичные условия в силу принятых головным исполнителем на себя по государственному контракту обязательств должны включаться им в договоры, заключаемые с исполнителями, и так далее.
Внесение условий, установленных государственным контрактом в договоры, заключенные до заключения этого контракта, законом не предусмотрено. Более того, исходя из принципа свободы договора, закрепленного в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, если договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг были заключены ранее заключения государственного контракта, поставщик, подрядчик, исполнитель по государственному контракту не вправе принудить своих поставщиков, подрядчиков, исполнителей ко включению в уже заключенные с ними договоры обязанностей, связанных с реализацией казначейского сопровождения, в том числе идентификатора государственного контракта.
Вместе с тем заметим, что в соответствии с подп. "б" п. 12 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа... в случаях, предусмотренных Закона N 385-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2153, режим лицевого счета, помимо прочего, предусматривает осуществление операций по зачислению средств на лицевые счета и списанию средств с лицевых счетов, за исключением списания средств с лицевых счетов на счета, открытые в кредитной организации, головному исполнителю (исполнителю) в целях, помимо прочего:
- в целях возмещения произведенных расходов (части расходов) при условии представления копий платежных поручений, реестров платежных поручений и иных документов, подтверждающих оплату произведенных головным исполнителем (исполнителем) расходов (части расходов), а также документов-оснований или реестра документов-оснований с приложением указанных в нем документов-оснований (в случае указания реестра документов-оснований в распоряжении), если условиями государственного контракта, контракта (договора) предусмотрено возмещение произведенных головным исполнителем (исполнителем) расходов (части расходов), или после полного исполнения государственного контракта, контракта (договора);
- в целях оплаты обязательств по накладным расходам по государственному контракту, контракту (договору).
Как видим, вышеназванными Правилами прямо предусмотрена возможность возмещения расходов, произведенных головным исполнителем за счет собственных средств для исполнения контракта, но до собственно исполнения контракта, при условии документального подтверждения того, что эти расходы реально были произведены. Момент, период приобретения товаров при этом не оговаривается, а потому представляется очевидным, что они могут быть приобретены заблаговременно, до заключения государственного контракта или уже после его заключения, но по договорам, заключенным ранее заключения государственного контракта в рамках ГОЗ или ранее начала его исполнения.
Однако, что также видно из вышеприведенных норм, конкретные условия возмещения расходов заказчика, понесенных заказчиком в целях исполнения государственного контракта в рамках ГОЗ за счет собственных средств, по договорам, заключенным не во исполнение указанного контракта, должны устанавливаться условиями каждого конкретного контракта. Поэтому, полагаем, целесообразно определить такие условия, исходя из условий конкретного государственного контракта в рамках ГОЗ, возможно, с уточнением деталей у заказчика во избежание разногласий в трактовке условий такого контракта.
Темы: Полезная информация для налогоплательщика  
- 14.12.2022 Объявлен старт XVIII Всероссийского конкурса «Правовая Россия»
- 30.06.2022 Расширен перечень сведений реестра МСП – получателей господдержки
- 07.06.2022 Объявлены победители XVII Всероссийского конкурса «Правовая Россия»
- 11.05.2023 Обязанность применения ФСБУ 25/2018 для компании арендатора
- 04.05.2023 Особенности подачи уведомления об участии в ИО
- 15.03.2023 Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль каждого обособленного подразделения и головной организации
- 01.06.2023 Письмо Минфина России от 18.05.2023 г. № 03-04-05/45148
- 02.05.2023 Письмо Минфина России от 10.03.2023 г. № 03-04-05/19896
- 02.05.2023 Письмо Минфина России от 14.04.2023 г. № 03-04-05/33945
Комментарии