Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Тайное становится явным – изменения затрагивают некоторые вопросы, связанные с банковской тайной

Тайное становится явным – изменения затрагивают некоторые вопросы, связанные с банковской тайной

Госдумой принят закон о внесении изменений в Налоговый кодекс (далее – НК РФ).

19.02.2021
Российский налоговый портал

Автор: Евгения Заинчуковская, юрист налоговой практики Crowe CRS

Изменения затрагивают некоторые вопросы, связанные с банковской тайной: существенно расширяется перечень документов, которые банки обязаны представлять по требованию налоговых органов. Так, если раньше речь шла только о справках и (или) выписках о наличии счетов (вкладов), об операциях по счетам (вкладам) и остатках денежных средств на них, то в скором времени в этот список будут включены имеющиеся в распоряжении банков:

1) копии паспортов лиц, которые имеют право получать деньги со счета клиента либо распоряжаться ими, а равно копии доверенностей на получение и (или) распоряжение денежными средствами;

2) копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента. Например, речь может идти о договоре на открытие счета либо договоре на обслуживание с использованием системы «клиент - банк»;

3) копии документов и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета. При этом конкретный перечень таких документов и информации не установлен;

4) карточки с образцами подписей и оттиска печати;

5) информация в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах счетов (вкладов), их выгодоприобретателях и представителях клиента.

Мотивированный запрос налоговых органов о предоставлении соответствующих документов и (или) информации может быть направлен в банк:

1) в отношении организации или индивидуального предпринимателя в рамках проведения налоговой проверки или встречной налоговой проверки, а равно, если налоговым органом вынесено решение взыскании налога и (или) приостановлении операций по счетам;

2) в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с согласия должностных лиц налогового органа при проведении налоговой проверки или встречной налоговой проверки;

3) в отношении любого из указанных выше лиц на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Как и прежде, обязанность по представлению документов должна быть исполнена банком-адресатом в течение трех рабочих дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Мнение специалистов Crowe

Первоначально текст Законопроекта № 1025680-7 не содержал предложений по расширению перечня документов, которые могут быть запрошены у банков в отношении владельцев (бенефициаров) счетов и (или) их представителей в рамках мероприятий налогового контроля и (или) при осуществлении процедур принудительного взыскания налоговой задолженности. Соответствующие изменения появились в тексте Законопроекта лишь во втором чтении.

В пояснительной записке к Законопроекту отсутствуют комментарии относительно того, какую цель преследует законодатель, сужая гарантии, предусмотренные законом «О банках и банковской деятельности». Фактически можно говорить о нивелировании института «банковской тайны» для налоговых органов.

С принятием поправок для получения любой информации о лицах, имеющих доступ к банковскому счету клиента, в т.ч. их паспортных данных, потребуется лишь мотивированный запрос налогового органа, который может быть направлен в банк, в том числе, в рамках встречной налоговой проверки.

При этом НК РФ не содержит положений, позволяющих банкам, получившим запрос налогового органа,  проверять достаточность оснований для его направления и в случае разумных сомнений требовать доказательств того, что в отношении клиента банка или другого лица действительно проводятся мероприятия налогового контроля.

По нашему мнению, поправки можно рассматривать в качестве меры, направленной на борьбу с обналичиванием денежных средств в целях ухода от налогов и сокрытия источников происхождения доходов, полученных преступным путем. В частности, доступ к широкому перечню сведений о лицах, которые владеют и (или) распоряжаются денежными средствами на счетах клиентов, позволит отслеживать транзитные операции повышенного риска, предшествующие обналичиванию или выводу денег за рубеж, а также упростит процесс идентификации лиц, участвующих в незаконных схемах, и конечных бенефициаров «сомнительных» доходов.

Файлы для скачивания

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться