Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Торговля детской одеждой и ЕНВД – спецрежим можно применять до конца года

Торговля детской одеждой и ЕНВД – спецрежим можно применять до конца года

Необходимо ли вести раздельный учет подлежащих маркировке товаров в целях сохранения права на применение ЕНВД?

05.03.2020
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

Организация торгует в розницу детской одеждой (блузы, платья, шорты, брюки, пальто, куртки, ветровки). В перечне отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, перечислены не все наименования групп товаров, которыми торгует организация.

Вправе ли организация применять ЕНВД до 01.01.2021? Необходимо ли вести раздельный учет подлежащих маркировке товаров в целях сохранения права на применение ЕНВД?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Экономический субъект в отношении розничной торговли продукцией легкой промышленности вправе применять ЕНВД до 01.01.2021.

Специальных правил ведения раздельного учета подлежащих маркировке товаров в целях сохранения права на применение данного спецрежима нормы главы 26.3 НК РФ не содержат.

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26.3 НК РФ не применяются с 01.01.2021. Дальнейшее продление действия установленного ею спецрежима (ЕНВД) не предусмотрено (смотрите также письма Минфина России от 15.10.2019 N 03-11-11/78926 и N 03-11-03/3/78979, от 14.10.2019 N 03-11-11/78572 и пр.).

Помимо этого (и на это обращено внимание в вопросе), с 01.01.2020 установлен запрет на применение ЕНВД (и ПСН) налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю в части реализации предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяемых Правительством Российской Федерации (определение розничной торговли, данное в ст. 346.27 НК РФ, в будущей редакции).

Минфин России в письме от 31.05.2019 N 03-11-06/3/39855 сообщал, что в соответствии с п. 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ - Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 08.05.2019 N СА-П13-52пр признано целесообразным доработать вышеуказанный законопроект, уточнив, что к розничной торговле для целей применения ЕНВД и ПСН не относится реализация следующих трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками:

1) лекарственные препараты, обязательная маркировка которых установлена Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

2) обувные товары, обязательная маркировка которых установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации";

3) предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, обязательная маркировка которых установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха". Перечень таких предметов одежды указан в Приложении N 1 к Правилам реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха".

Каких-либо специальных правил об избежании этого при помощи, например, системы ведения раздельного учета нормы главы 26.3 НК РФ в будущей редакции не содержат. И сейчас в ней нет правил такого учета; лишь указание на необходимость разделения показателей при осуществлении нескольких облагаемых ЕНВД видов деятельности (п. 6 ст. 346.26 НК РФ) и обязательность раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой уплачиваются налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Если налогоплательщики, уже применяющие ЕНВД в отношении розничной торговли, будут осуществлять реализацию указанных товаров, подлежащих маркировке, они будут считаться утратившими право на применение ЕНВД и перешедшими на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором будет иметь место такая реализация. Соответствующие дополнения внесены в п. 2.3 ст. 346.26 и абзац двенадцатый ст. 346.27 НК РФ (письмо Минфина России от 15.10.2019 N 03-11-11/78926, Обзор основных изменений законодательства по ЕНВД 2020). Причем данные обстоятельства не связаны с наличием или отсутствием обязательной маркировки на продаваемых товарах, а связаны именно с фактом продажи ряда товаров. Налоговой ответственности за отсутствие обязательной маркировки на товарах не предусмотрено (глава 16 НК РФ). За отсутствие маркировки товаров предусмотрена административная (ст. 15.12 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ).

Тем самым после указанной даты торговля непосредственно предметами одежды, принадлежностями к одежде и прочими изделиями из натурального меха, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, уже не будет относиться к розничной торговле для целей ЕНВД (смотрите будущее определение розничной торговли в ст. 346.27 НК РФ, письмо ФНС России от 11.11.2016 N ГД-4-19/21402@, материал Вопрос: Какие последствия ожидают организацию, применяющую ЕНВД и ПСН, в 2020 году при отсутствии маркировки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.); Энциклопедию решений. Какие ограничения установлены в 2020 году для торговых организаций (ИП), применяющих ЕНВД? (раздел Какие изделия из меха маркируются)).

Как мы поняли, в розницу реализуется не одежда из меха, а иные товары легкой промышленности, включенные в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Перечень) (п.п. 4-7 Перечня). Поскольку речь идет об ином НПА, отличном от устанавливающего внедрение проекта маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха", то, на наш взгляд, налогоплательщик вправе применять ЕНВД по такой деятельности (смотрите письма Минфина России от 22.07.2019 N 03-11-11/54493, от 16.07.2019 N 03-11-10/52558, от 07.06.2019 N 03-11-06/3/41708).

Учитывая новизну норм, полагаем целесообразным для организации обращение в Минфин России за соответствующими разъяснениями (ст. 34.2 НК РФ, ст. 21 НК РФ).

К сведению:

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 2 НК РФ). Оно не определяет порядок действий по маркировке средствами идентификации отдельных позиций продукции легкой промышленности.

Соответствующие правила содержатся в Методических рекомендациях для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота отдельных позиций продукции легкой промышленности в Российской Федерации, утвержденных Министерством промышленности и торговли РФ 28.10.2019). Правил и сроков маркировки остатков при вводе товаров легкой промышленности в оборот они не содержат. Поэтому рекомендуем обратиться за соответствующими разъяснениями к ООО "Оператор-ЦРПТ", так как данная организация является оператором информационного ресурса маркировки меховых изделий с 01.06.2019 (https://честныйзнак.рф/vopros-otvet/).

Также можно обращаться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, так как оно является координатором всех проектов по маркировке товаров.

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться