Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Беспокойная гавань: как офшорной компании соблюдать новые требования

Беспокойная гавань: как офшорной компании соблюдать новые требования

Как компаниям соответствовать новым требованиям к офшорам, которые с 1 июля вступили в силу в ряде юрисдикций, рассказывает Николай Симоянов, советник и руководитель налоговой практики компании «Томашевская и партнеры»

17.09.2019
Автор: Николай Симоянов, советник и руководитель налоговой практики компании «Томашевская и партнеры»

В 2019 году в некоторых офшорах (например, Британские Виргинские острова, Белиз, Бермудские острова, Каймановы острова, остров Джерси и т.д.) вступили в силу новые требования к зарегистрированным там компаниям. Многие из них начали действовать уже с 1 июля. В первую очередь речь идет о так называемых требованиях экономического присутствия. Компании, зарегистрированные в офшорах, должны соответствовать этим требованиям, иначе они будут подвергнуты серьезным штрафным санкциям или вовсе исключены из реестра зарегистрированных компаний. Кроме того, банки уже сейчас могут заблокировать счет компаниям, которые не выполняют данные требования. В чем же конкретно они заключаются и как их можно выполнить?

В новых требованиях не хватает конкретики

Главная проблема новых требований — отсутствие детальных разъяснений. Кроме того, далеко не все новые требования соответствуют требованиям Европейского союза, который активно борется с выводом прибыли из-под налогообложения в офшоры. В настоящее время европейские законодатели проводят ревизии новых инициатив и ведут консультации со специалистами. Нужно понимать, что это еще далеко не железобетонная конструкция, а живая история, находящаяся в стадии активного развития. Поэтому важно следить за постоянными обновлениями и разъяснениями.

В целом можно выделить несколько пунктов, в которых уже есть какая-то ясность.

Какие компании должны выполнять новые требования

  • Компании, зарегистрированные на территории офшора.

Виды деятельности компаний:

  • холдинговая деятельность;
  • владение и управление правами интеллектуальной собственности (IP);
  • финансовые услуги;
  • банковское дело;
  • страхование;
  • лизинг;
  • судоходство;
  • дистрибуция и обслуживание.

Согласно новым требованиям экономическое присутствие означает, что сотрудники, в том числе на ключевых должностях (например, директор или члены совета директоров), должны иметь статус резидентов офшора. Также компания должна иметь на территории офшора реальный офис, в котором работают квалифицированные наемные сотрудники. Основные административные расходы компании должны быть связаны с деятельностью на территории данного офшора. Ранее банки и государственные структуры предъявляли такие требования эпизодически, теперь они обязательны в силу закона.

Проблема состоит в том, что в нововведениях не прописано ни конкретное количество сотрудников, ни тип и площадь офиса, ни другие параметры, достаточные для признания того, что компания соблюдает требование экономического присутствия. Как офшорной фирме все-таки соответствовать новым критериям в таких условиях?

Каким должен быть штат сотрудников

Итак, в законе нет четких указаний, сколько сотрудников достаточно для того, чтобы критерий экономического присутствия считался выполненным. Понятно, в офшорной компании должен быть по крайней мере один настоящий, а не виртуальный генеральный директор. Но этого может оказаться недостаточно. В ряде случаев наемные квалифицированные сотрудники должны быть еще и резидентами офшора — иногда такое требование может оказаться трудно выполнимым — например, когда в офшоре в принципе отсутствуют работники с необходимой квалификацией.

В такой ситуации личность человека или группы людей, которые будут реально управлять офшорной компанией, имеет принципиальное значение. Особенно это касается специфических видов деятельности, где нужны компетентные знания. Поэтому сотрудники офшорной компании должны понимать свой функционал и быть готовыми подтвердить возможность его выполнения, иначе все окажется бесполезным — налоговые органы сочтут, что компания просто не соответствует требованию экономического присутствия.

При некоторых видах деятельности, например при разработке интеллектуальной собственности, предписывается не только вести работу на территории офшора, но там же принимать стратегические решения в отношении использования таких объектов. Ключевые лица компании должны физически присутствовать на территории офшора. Опять-таки, как часто они должны там появляться, в требованиях прямо не указано. Возможно, ключевым лицам достаточно прилетать в офшор раз в месяц или даже квартал. Одно можно сказать точно: если ключевые сотрудники присутствуют на территории офшора нерегулярно, придется доказывать необходимость такой организации процесса принятия ключевых решений. Например, компания могла отдать на аутсорсинг местным подрядчикам какие-то функции — тогда регулярное присутствие сотрудников, отвечающих за данное направление, необязательно, однако ключевые управленческие решения в любом случае должны приниматься на территории офшора.

Другая распространенная проблема — в число ключевых сотрудников компании могут входить представители акционеров, family-офисов и т.д., которые не погружены в специфику технологических процессов. Почему это важно? На практике у многих компаний есть соблазн открыть в офшоре номинальную должность, например вице-президента по разработке, и назначать на нее уже работающих в компании топ-менеджеров, которые не разбираются в тонкостях технологических процессов. С одной стороны, это позволяет сэкономить на дополнительном высококвалифицированном специалисте, к тому же интеграция такого специалиста на ключевую должность — процесс сложный и во многом рискованный. С другой стороны, любая проверка легко выяснит, что должность номинальная, а значит, компания не соответствует критериям экономического присутствия.

Поэтому все-таки необходимо нанимать не номинального, а реального вице-президента по разработке, главного инженера и т.д., который будет работать в офшоре.

Но отсюда возникает еще одна проблема. В рамках структуры корпоративного управления группы может быть несколько центров принятия стратегических решений, и не все реальные управленцы поедут на какие-нибудь Британские Виргинские острова. Поэтому, скорее всего, компаниям придется назначать на новую должность компромиссную фигуру с большим количеством ограничений на принятие решений.

Офис и другая недвижимость

Новые требования предусматривают обязательное наличие какого-то помещения или офиса на территории офшора. Но непонятно, должен ли это быть собственный офис или его можно арендовать? Какова минимальная площадь? Может быть, достаточно будет снять один квадратный метр. Законодательство не содержит четких инструкций и на этот счет, дополнительные разъяснения отсутствуют.

В любом случае офис или другое рабочее помещение должно быть реальным. Нельзя исключать того, что сотрудники налоговых органов организуют командировку в офшор, чтобы проверить, существует ли компания на самом деле.

Более того, в некоторых случаях не только офис, но и оборудование для разработки и производства должны находиться на территории офшора. Например, это касается разработки объектов интеллектуальной собственности.

Что в итоге делать бизнесу

1. Внимательно изучите требования «вашего» офшора.

Жесткость требований зависит от типа деятельности компаний. В первую очередь вам нужно посмотреть, насколько вам понятны требования юрисдикции «вашего» офшора. Вы должны понимать, как здесь будут толковаться новые требования, насколько вы соответствуете этим требованиям и насколько расходы, которые вы понесете, чтобы этим требованиям соответствовать, будут больше потенциальной налоговой экономии. Многим компаниям проще переехать в другую юрисдикцию, где налоги выше, зато правила понятней и не нужно слишком сильно менять организационную структуру — в противном случае это не окупится.

2. Проведите ревизию договоров между всеми структурами компании.

Договоры должны подтверждать, что прописанный в них функционал осуществляется именно в офшорной юрисдикции. Если головная компания зарегистрирована в офшоре, а дочерние — в других юрисдикциях, то в структуре их корпоративного управления должно быть четко закреплено, какие решения принимаются именно головной компанией. И такие решения должны быть правильно задокументированы. Компания должна быть готова это продемонстрировать как российским налоговикам, так и иностранным. Налоговые органы во время проверки будут внимательно изучать именно такие документы.

3. Продумайте альтернативные структуры.

Важно продумать альтернативные структуры компании, потому что в эпоху прозрачности сложно будет что-то скрыть. У вас должен быть план «B» (и «С») на случай, если все-таки придется перерегистрировать компанию в другой юрисдикции. Как правило, офшорные структуры уходят в страны с низкими налогами, например на Кипр или в Лихтенштейн, с учетом возможности открытия там банковских счетов.

Кстати, и банковский счет — тоже важный пункт. Ведь банки блокируют или не открывают счета компаниям, которые не соответствуют новым требованиям. Вы можете сколько угодно думать и решать, что вам делать дальше, но вам просто могут заблокировать счет, причем в любой момент. А новой структуре банк может не открыть счет. Поэтому, прежде чем менять юрисдикцию, нужно протестировать ее и с точки зрения открытия банковского счета.

И помните, что изменение структуры и переезд в другую юрисдикцию должны быть тщательно задокументированы с указанием причин. Налоговики могут и будут трактовать факт переезда в свою пользу. Нужно быть готовым обосновать, почему переезд был необходимым с точки зрения деловой цели такого переезда. Весомой причиной могут быть повышение эффективности операционной структуры, выход на новые рынки, изменение в структуре управления и т.д.

РБК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться