Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Смена ОКВЭДа с «дополнительного» на «основной»

Смена ОКВЭДа с «дополнительного» на «основной»

У компании нет обязанностей по предоставлению сведений об изменении основного вида экономической деятельности

13.06.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

В организации основной ОКВЭД - 55.10, дополнительный - 68.2. По итогам года оказалось, что доля выручки по дополнительному ОКВЭД больше в процентном соотношении, чем по основному ОКВЭД.

Надо ли подавать в налоговую инспекцию сведения об изменении основного вида на дополнительный, если организация является ОАО или ООО?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

У организации в данном случае нет обязанностей по предоставлению в налоговые органы сведений об изменении основного вида экономической деятельности.

Обоснование вывода:

1. Коды ОКВЭД (коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) относятся к числу сведений о юридическом лице, подлежащих включению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (пп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") (далее - Закон N 129-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о кодах сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Обратите внимание, изменение сведений о кодах по ОКВЭД по смыслу указанного закона подразумевает, что юридическое лицо осуществляет виды деятельности (собирается осуществлять виды деятельности), не включенные в ЕГРЮЛ.

Неосуществление юридическим лицом (по тем или иным причинам) вида деятельности, включенного в ЕГРЮЛ, либо "перераспределение" доли выручки от осуществления того или иного вида экономической деятельности, указанного в ЕГРЮЛ, не может рассматриваться как изменение сведений о кодах ОКВЭД. То есть, указан ли код в качестве основного или дополнительного вида деятельности, не имеет значения, более того, наличие кодов ОКВЭД в ЕГРЮЛ на правоспособность общества не влияет (ст. 49 ГК РФ). Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Коды ОКВЭД.

Поэтому в рассматриваемом случае у организации (будь то ООО или АО) не возникает законодательно установленной обязанности по внесению изменений в сведения по кодам ОКВЭД в связи с тем, что доля выручки, полученной от осуществления вида деятельности по коду 68.2, указанному в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного, превышает долю выручки от вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ с кодом 55.1 в качестве основного.

Коды определяются юридическим лицом самостоятельно. Обязанность налоговых органов по проверке обоснованности и контролю за правильностью указания вышеуказанных кодов законодательством о налогах и сборах не установлена (письмо ФНС России от 30.05.2018 N ЕД-4-15/10392@).

Как указано в письме ФНС России от 03.09.2018 N ЕД-19-2/263@, ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, и используется при решении задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов и подготовкой статистической информации.

Более того, ФНС отмечено, что заявленные при регистрации виды деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД не влияют на определение налогоплательщиком своих налоговых обязательств, за исключением случаев, прямо предусмотренных налоговым законодательством.

Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ (п. 1 ст. 38 НК РФ).

При этом НК РФ не обязывает налогоплательщиков представлять в налоговые органы какую-либо информацию (сообщения) об изменении основного вида экономической деятельности (ст. 23 НК РФ).

2. В отличие от страховых взносов, регулируемых с 2017 года главой 34 НК РФ, взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы от НС и ПЗ) регламентируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ), а не НК РФ (п. 3 ст. 2 НК РФ).

Действительно, в целях установления страхового тарифа по страхованию от НС и ПЗ определяющим является основной вид экономической деятельности, который определяется согласно Правилам отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713, далее - Правила) (ст. 21, п.п. 1, 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ)*(3). Основной вид деятельности организации ежегодно подтверждается страхователем в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (п. 11 Правил). Для этого в срок не позднее 15 апреля в территориальный орган ФСС должны быть представлены документы, указанные в п. 3 Приказа N 55.

Основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с п. 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (п. 2 Приказа N 55).

Если же организация в установленный срок не представит документы для подтверждения основного вида деятельности, то ФСС установит для нее тариф по имеющему наиболее высокий класс виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ (п. 5 Приказа N 55).

Обращаем внимание, что и в этом случае не имеет значения, указан ли тот или иной код ОКВЭД (выбранный страхователем либо ФСС при непредставлении документов) в качестве основного в ЕГРЮЛ.

Об установлении соответствующего размера страхового тарифа ФСС информирует страхователя в сроки, указанные в п.п. 4, 5 Приказа N 55. При этом обязанности страхователя по предоставлению в налоговые органы каких-либо сообщений, связанных с подтверждением основного вида экономической деятельности для целей уплаты взносов от НС и ПЗ, Законом N 125-ФЗ также не предусмотрено.

Таким образом, у организации в данном случае нет обязанностей по предоставлению в налоговые органы каких-либо сведений (расчетов, сообщений, информации и т.п.) об изменении основного вида экономической деятельности в связи с увеличением удельного веса выручки от деятельности, код которой в ЕГРЮЛ указан в качестве дополнительного.

К сведению:

Подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (за некоторым исключением).

Формы бухгалтерской отчетности организации утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". При этом на сегодняшний день ни один нормативный акт по бухгалтерскому учету не содержит указаний о том, как заполнять реквизит титульного листа бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах "Вид экономической деятельности" по ОКВЭД.

Подробнее смотрите материал: Вопрос: С 1 января у организации доходы по нескольким видам деятельности отражаются в выручке от реализации (в соответствии с учетной политикой). В реквизите титульного листа бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах вид экономической деятельности (ОКВЭД) можно указать только старый или корректнее через запятую указать несколько (доходы по обоим видам деятельности составляют 40% и 60%)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2016 г.).

То же самое можно сказать и в отношении показателя "Код вида экономической деятельности по ОКВЭД" в налоговых декларациях.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться