Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Изменение кадастровой стоимости земельного участка: порядок расчета земельного налога для ООО

Изменение кадастровой стоимости земельного участка: порядок расчета земельного налога для ООО

В общих случаях изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в этом и предыдущих налоговых периодах

07.02.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

ООО имеет в собственности земельный участок. Категория земель - земли населенных пунктов. Ежегодно в начале года с целью правильного исчисления налога на землю ООО запрашивает информацию о размере кадастровой стоимости земельного участка в Федеральной кадастровой палате кадастра и картографии. Так, в кадастровом паспорте земельного участка от 17 марта 2016 года была указана кадастровая стоимость земельного участка, находившегося в собственности ООО, в размере 11 882 048 руб. 85 коп., что явилось налоговой базой для ежеквартального перечисления в бюджет и исчисления суммы земельного налога в налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год.

В начале 2017 года на основании запроса ООО получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.03.2017, где кадастровая стоимость земельного участка составляет 19 420 224 руб. Далее в этом документе указана дата утверждения кадастровой стоимости: 30.11.2016 со ссылкой на акт утверждения от 29.11.2016, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости: 26.12.2016, а также дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость: 01.01.2016.

ООО подает заявление о пересмотре кадастровой стоимости 02.05.2017 в комиссию по рассмотрению спора о результатах определения кадастровой стоимости, получает отказ. Затем обращается в суд. По решению суда кадастровая стоимость объекта недвижимости составила 11 311 000 руб. При этом в выписке из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30.01.2018 дата утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует, тогда как реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 31.10.2017, там же указана дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр: 25.01.2018, а также прописана дата, по состоянию на которую определена новая кадастровая стоимость: 01.01.2016.

Исходя из какого размера кадастровой стоимости ООО обязано исчислить налог на землю в 2016 и 2017 годах?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации земельный налог должен быть исчислен организацией в следующем порядке:

- за 2016 год - исходя из кадастровой стоимости в размере 11 882 048 руб. 85 коп.;

- за 2017 года - исходя из кадастровой стоимости земельного участка 11 311 000 руб., установленной судом.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ).

Определение кадастровой стоимости, в том числе ее пересмотр, регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 26.04.2018 N 03-05-06-02/28328). Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В общих случаях изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ (смотрите также определение Верховного Суда РФ от 27.12.2017 N 304-КГ17-19537).

Так, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (абзац пятый п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если же изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац шестой п. 1 ст. 391 НК РФ, абзац пятый ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ).

Поскольку налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ), установленная судом (или комиссией) измененная кадастровая стоимость учитывается при исчислении земельного налога начиная с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление (смотрите также письмо Минфина России от 19.06.2015 N 03-05-05-02/35599).

В рассматриваемой ситуации заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подано налогоплательщиком в комиссию по рассмотрению спора о результатах определения кадастровой стоимости в мае 2017 года, а затем в этом же году решение комиссии оспорено в суде. Соответственно, установленная решением суда кадастровая стоимость (11 311 000 руб.) по состоянию на 01.01.2016 может применяться для определения налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2017, что подтверждается разъяснениями официальных органов (письма Минфина России от 12.03.2018 N 03-05-05-02/14985, от 28.06.2017 N 03-05-05-02/40591, от 15.07.2016 N 03-04-06/41463 и др.).

Причем, как указано по аналогичной ситуации в письме Минфина России от 22.02.2017 N 03-05-05-02/10148, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление в комиссию.

Применение установленной судом кадастровой стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 N 03-05-06-02/54275). Поэтому в данном случае новая кадастровая стоимость, установленная судом, не может применяться для исчисления земельного налога за 2016 год (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-05-05-02/11335), несмотря на то, что она определена по состоянию на 01.01.2016.

Что касается даты внесения сведений об оспоренной кадастровой стоимости в ЕГРН (в данном случае 25.01.2018), то использование для целей налогообложения вышеуказанных сведений не зависит от даты их внесения в ЕГРН, что подтверждается письмом ФНС России от 26.12.2016 N БС-4-21/25054 в отношении схожей нормы п. 15 ст. 378.2 НК РФ по налогу на имущество организаций. Отметим, что дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости включается в состав сведений об изменении этой стоимости на основании решения комиссии или суда, подлежащих внесению в ЕГРН (ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ).

Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации земельный налог должен быть исчислен организацией в следующем порядке:

- за 2016 год - исходя из кадастровой стоимости в размере 11 882 048 руб. 85 коп., первично установленной на 01.01.2016 (информацией о которой организация располагала при исчислении налога (авансовых платежей) в 2016 году) (п. 14 ст. 396 НК РФ, постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков"). Смотрите также раздел "К сведению";

- за 2017 года - исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судом (11 311 000 руб.).

Как мы поняли, в данном случае до момента установления судом новой кадастровой стоимости организация в 2017 году производила исчисление и уплату авансовых платежей по земельному налогу исходя из завышенной кадастровой стоимости. В связи с чем напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ у налогоплательщика есть обязанность производить пересчет налоговой базы и суммы налога за прошлые периоды, а также представлять уточненную налоговую декларацию в случае, если ошибки (искажения) прошлых налоговых периодов привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Если же недостоверные сведения и ошибки не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, у налогоплательщика есть право внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

К сведению:

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 НК РФ. В свою очередь, указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В связи с чем, по разъяснениям финансового ведомства, в отдельных случаях нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в текущем периоде (в том числе изданные в целях устранения выявленных ошибок, недостоверности сведений) могут применяться для целей налогообложения за текущий и прошедшие периоды при одновременном соблюдении следующих условий (письма Минфина России от 24.07.2017 N 03-05-05-01/46822, от 20.07.2017 N 03-05-04-01/46330):

- эти акты улучшают положение налогоплательщиков (письмо Минфина России от 26.08.2016 N 03-05-04-02/49854);

- этим нормативным правовым актом субъекта РФ прямо предусмотрено распространение его действия на прошедшие налоговые периоды (письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-05-06-02/38282).

Поэтому в случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра, например, на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, сведения о такой кадастровой стоимости не учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах (письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-05-04-01/38266).

Как мы понимаем, в данном случае в выписке из ЕГРН, полученной организацией на начало 2017 года, была указана кадастровая стоимость 19 420 224 руб., утвержденная в ноябре 2016 года по состоянию на 1 января 2016 года (что выше ранее установленной на эту же дату). Безусловно, обстоятельства установления оспоренной кадастровой стоимости на 2016 год нам неизвестны, в связи с чем по данному вопросу можем высказать лишь свое предположение. Поскольку единственным основанием применить измененную кадастровую стоимость к прошлым налоговым периодам является изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости (абзац пятый п. 1 ст. 391 НК РФ), то, с учетом всего вышесказанного, в данном случае мы не видим оснований распространять эту стоимость на налоговый период - 2016 год.

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться