Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Почему с 2016 года «подорожали» пени?

Почему с 2016 года «подорожали» пени?

Что такое ключевая ставка? Можно ли по‑прежнему рассчитывать пени по ставке рефинансирования? В каких случаях в хозяйственной деятельности используются данные понятия? Какие изменения в связи с введением ключевой ставки внесены в НК РФ?

07.07.2016
Автор: Н. А. Петрова

Ответы на эти и другие вопросы, связанные с изменением подходов к денежно-кредитной политике, – в представленном материале.

ПОЧЕМУ С 1 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА ДЕЙСТВУЕТ КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА?

До 1 января 2016 года налогоплательщики и налоговые агенты, участники хозяйственной деятельности оперировали хорошо знакомым им понятием «ставка рефинансирования». Оно широко использовалось и в гражданском, и в налоговом законодательстве.

Напомним, что ставка рефинансирования (учетная ставка) была введена с 1 января 1992 года в целях стабилизации денежного обращения и стимулирования рыночных отношений (Телеграмма ЦБ РФ от 29.12.1991 № 216‑91). Первое значение ставки рефинансирования было равно 20% годовых.

Экономический смысл ставки рефинансирования заключался в следующем: это ставка процента, по которой ЦБ РФ кредитует коммерческие банки.

В первые годы введения ставки рефинансирования ее значения колебались в широких пределах, и величина ставки в 1993 году доходила до 210% годовых. Относительная стабилизация и снижение ставки рефинансирования после взлета до 150% в мае 1998 года начались с 2000 года.

Последнее значение, установленное для ставки рефинансирования начиная с 14 сентября 2012 года, равно 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 № 2873‑У).

В сентябре 2013 года ЦБ РФ объявил ключевой ставкой денежно-кредитной политики процентную ставку по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок, равный одной неделе, – 5,5% годовых на 13 сентября 2013 года (Информация ЦБ РФ от 13.09.2013 «О системе процентных инструментов денежно-кредитной политики Банка России»). ЦБ РФ планировал использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики, что должно способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых ЦБ РФ решений.

К сведению:

Ключевая ставка – процентная ставка по основным операциям ЦБ РФ по регулированию ликвидности банковского сектора. Она является основным индикатором денежно-кредитной политики.

Сделано это было в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции, комплекс мер по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики включал в себя не только введение ключевой ставки, но и формирование коридора процентных ставок ЦБ РФ и оптимизацию системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора, а также изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов ЦБ РФ.

К сведению:

Таргетирование (от англ. target – «цель») – установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

Планировалось, что к 1 января 2016 года ЦБ РФ скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки и до указанной даты ставка рефинансирования будет иметь второстепенное значение.

Аналогичные цели были заявлены в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов.

Начиная с 2013 года ЦБ РФ устанавливал ключевую ставку, максимальное значение которой было в декабре 2014 года – 17% годовых. Действующая с 3 августа 2015 года ключевая ставка равна 11% годовых (Информация ЦБ РФ от 31.07.2015 «О ключевой ставке Банка России»).

Таким образом, до 2016 года понятие ключевой ставки в основном было актуально для банковского сектора. Для хозяйствующих субъектов важным было одно: по мере замедления инфляции в соответствии с прогнозом ЦБ РФ будет постепенно снижать ключевую ставку, которая определяет цену денег в экономике – процентные ставки.

19 декабря 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340 «О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России», которым установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, с 1 января 2016 года вместо указанной ставки применяется ключевая ставка ЦБ РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом. Сделано это в целях обеспечения применения ключевой ставки ЦБ РФ как индикатора стоимости заемных средств.

Сразу после этого документа ЦБ РФ выпустил Указание от 11.12.2015 № 3894‑У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России», согласно которому с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования ЦБ РФ приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ РФ, определенному на соответствующую дату. С 1 января 2016 года ЦБ РФ не устанавливает самостоятельное значение ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Практическое значение этих нормативно-правовых актов заключается в том, что с 1 января 2016 года в тех случаях, когда используется ставка рефинансирования, которая, напомним, была равна 8,25%, теперь применяется ключевая ставка, составляющая 11%.

Отметим, что законодатель не внес изменения ни в НК РФ, ни в ГК РФ, ни в другие правовые акты, где используется ставка рефинансирования. Там это понятие так и осталось. Можно предположить, что уравнивание ставки рефинансирования с ключевой ставкой носит временный характер и впоследствии будет возврат к старому порядку действий.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ?

Рассмотрим самые распространенные ситуации, в которых применяется ставка рефинансирования, приравненная к ключевой ставке.

Пени за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов. Самый распространенный для налогоплательщиков случай, когда используется ставка рефинансирования, – это начисление пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, а также авансовых платежей.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за предусмотренным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

С 1 января 2016 года пени рассчитываются по следующей формуле:

Сумма пеней

=

Сумма налога или сбора, уплаченная позже установленного срока

х

Количество дней просрочки

х

1/300

х

11%.

Если возникла необходимость посчитать пени за период, который начался в 2015 году и длится в 2016 году, их нужно рассчитать раздельно: в 2015 году – по ставке 8,25%, в 2016 году – по ставке 11%.

Напомним, рассчитать и уплатить пени надо и при представлении уточненной декларации, если начислена сумма к доплате (п. 4 ст. 81 НК РФ). Если будут уплачены сумма налога к доплате и пени до представления налоговой декларации, налогоплательщик освобождается от ответственности.

Ставка рефинансирования в таком же порядке, что рассмотрен выше, применяется для расчета пеней по страховым взносам (ст. 25 Федерального закона № 212‑ФЗ[1]).

Таким образом, с 1 января 2016 года увеличились суммы пеней и по налогам, и по страховым взносам, поскольку выросла процентная ставка до 11%.

Отсрочка или рассрочка по налогам и страховым взносам. Еще одним случаем, когда применяется ставка рефинансирования в налоговом законодательстве и законодательстве о страховых взносах, является предоставление отсрочки (рассрочки).

На сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по следующим причинам (ст. 64 НК РФ):

  • есть угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
  • имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носят сезонный характер.

Если отсрочка по уплате страховых взносов предоставляется в связи с сезонным характером производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг, на сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, предоставленной плательщику (ст. 18.1 Федерального закона № 212‑ФЗ).

Таким образом, стоимость отсрочки (рассрочки) уплаты налогов и страховых взносов с 2016 года выросла.

Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок. Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок по предоставлению займа не обязаны руководствоваться в вопросах определения процентов по соответствующим долговым обязательствам положениями НК РФ.

В свою очередь, для целей налогообложения прибыли организаций учет процентов по долговым обязательствам должен осуществляться с учетом особенностей, установленных ст. 269 НК РФ.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы» вправе учесть в расходах проценты, уплаченные по кредитам и займам, в порядке, предусмотренном ст. 269 НК РФ.

Нужно ли применять ключевую ставку при расчете интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в порядке, определенном ст. 269 НК РФ?

В абзаце 3 п. 1 ст. 269 НК РФ указано, что доходом (расходом) по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых согласно НК РФ контролируемыми, признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 269 НК РФ предусмотрено, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, являющейся в соответствии с НК РФ контролируемой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, в рамках установленных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.

Интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, оформленным в рублях, определены в п. 1.2 ст. 269 НК РФ:

  • по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ, – от 0 до 180% (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125% (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки ЦБ РФ;
  • по долговому обязательству, не указанному в предыдущем абзаце, – от 75% ставки рефинансирования ЦБ РФ до 180% ключевой ставки ЦБ РФ (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ (начиная с 1 января 2016 года).

Отметим, что в данном случае в ст. 269 НК РФ упоминается непосредственно ключевая ставка.

Под ключевой ставкой ЦБ РФ в целях применения п. 1.2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства (на дату заключения договора) (пп. 1 п. 1.3 данной статьи).

Таким образом, при определении интервала предельных значений процентных ставок в порядке, установленном п. 1.2 ст. 269 НК РФ, следует руководствоваться соответствующей ключевой ставкой ЦБ РФ, действовавшей на дату заключения договора, в том числе по договорам, заключенным до 01.01.2015.

При этом если долговое обязательство возникло до введения ЦБ РФ ключевой ставки (до 13.09.2013), то интервал предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, указанным в п. 1.1 ст. 269 НК РФ, определяется на основании соответствующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату заключения договора.

Кроме того, отметим, что в силу п. 2 ст. 5 НК РФ изменения законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, в связи с чем при расчете интервала предельных значений процентных ставок по договорам, заключенным до 01.01.2015, в случае если ключевая ставка ЦБ РФ на дату заключения договора была меньше соответствующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, следует руководствоваться ставкой рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату заключения договора.

Поясним, что для долгового обязательства, возникшего в результате заключения в 2015 году контролируемой сделки, которое оформлено в рублях и по которому ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, интервалы предельных значений процентных ставок в 2015 году определялись в соответствии с диапазоном, установленным на период с 01.01.2015 по 31.12.2015, а с 2016 года определяются в диапазоне, предусмотренном для периода начиная с 01.01.2016, на основе ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей на дату заключения договора.

Разъяснения по данному вопросу приведены в письмах Минфина России от 11.06.2015 № 03‑03‑РЗ/33795, от 11.08.2015 № 03‑03‑06/1/46209, от 16.11.2015 № 03‑03‑06/65940, от 08.12.2015 № 03‑01‑18/71731, от 10.12.2015 № 03‑03‑06/2/72353.

Расчет НДФЛ. При исчислении и удержании НДФЛ ставка рефинансирования применяется неоднократно, например:

  • при определении материальной выгоды по беспроцентному (или с пониженными ставками) займу, выданному работнику (ст. 212 НК РФ);
  • при начислении процентов работнику за не вовремя возвращенный налог в случае его излишнего удержания (ст. 231 НК РФ).

Компенсация за задержку выдачи заработной платы. Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

С расширением сферы действия с 2016 года ключевой ставки увеличена компенсация работникам в случае задержки выплаты им положенных сумм, предусмотренных ТК РФ.

Неустойка за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контрактных обязательств. «Упрощенцы» сегодня все чаще участвуют в госзакупках. Как теперь применяется Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, пре­дусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»?

Исходя из изложенного п. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44‑ФЗ) в отношении устанавливаемого в контракте минимального размера пеней, начисляемых в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту, с 1 января 2016 года должен применяться с учетом ключевой ставки.

Отметим, что размер ставки рефинансирования (с 1 января 2016 года – ключевой ставки) определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ).

Таким образом, поскольку в контракты включено условие об уплате неустойки, предусматривающее использование ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты пеней, при расчете неустойки независимо от срока заключения контракта применяются положения Федерального закона № 44‑ФЗ, то есть используется ставка рефинансирования, которая с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке (Письмо Минфина России от 22.01.2016 № 02‑02‑15/2350).

* * *

С 1 января 2016 года вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка ЦБ РФ, размер которой равен 11% вместо 8,25% годовых (размера действовавшей до 2016 года ставки рефинансирования). При этом изменения в действующие правовые акты (НК РФ, ГК РФ и др.) внесены не были.

В статье рассмотрены случаи, когда вместо ставки рефинансирования, которая использовалась ранее, с 2016 года необходимо применять ключевую ставку.

Таким образом, например, пени за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов с 2016 года выросли. 


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Издательство Аюдар

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Пеня