Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Практика исчисления и уплаты НДС

Практика исчисления и уплаты НДС

Один из Всероссийских спутниковых онлайн-семинаров, проводимых компанией ГАРАНТ, был посвящен практическим аспектам исчисления и уплаты НДС. На мероприятии выступала Ольга Шаркаева, к.э.н., доцент, аттестованный консультант по налогам и сборам, аттестованный профессиональный бухгалтер, аттестованный преподаватель ИПБ России

27.05.2016
Автор: Ольга Шаркаева, к.э.н., доцент, аттестованный консультант по налогам и сборам, аттестованный профессиональный бухгалтер, аттестованный преподаватель ИПБ России

Спикер в своем выступлении касалась сложных вопросов и спорных ситуаций формирования налоговой базы с учетом разъяснений налоговой службы и арбитражной практики. Во второй половине семинара Ольга Анатольевна отвечала на вопросы слушателей, разъясняя порядок принятия к вычету и восстановления НДС по предоплатам, рассказывая, в каких ситуациях компании не грозят доначисления по НДС за контрагента и почему опасно реконструкцию заменять демонтажом.

Компания собственными силами изготавливает стенд для проведения испытаний. Для этих целей приобретено в апреле 2015 года оборудование, которое поставили в бухучете на счет 07 «Оборудование к установке», передано в монтаж на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», срок изготовления - декабрь. Когда можно принять к вычету НДС по приобретенному оборудованию?

По приобретенному оборудованию в момент отражения на счете 07 «Оборудование к установке» компания имела право предъявлять НДС к вычету. То есть по моменту принятия к учету в качестве объекта, требующего монтажа. В учете у вас будут проводки Дебет 07 Кредит 60 - приобретено оборудование, Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС и тут же одновременно делаете проводку Дебет 68 субсчет НДС Кредит 19 - принят НДС к вычету. Далее компания приобретает дополнительные материалы, переводит оборудование - Дебет 08 Кредит 07. При этом складывается все на счете 08 и копится параллельно счет 19 до того момента, когда стенд будет полностью готов. Когда это произойдет, у вас останется «входной» НДС по каким-то дополнительным работам, купленным деталям, материалам. И вот когда стенд будет готов к работе, вы его переведете на счет 01 и остаток НДС по дополнительным материалам и работам примете к вычету.

Существует цепочка организаций, продающая товар. Последняя компания в этой цепи не заплатила НДС. Что грозит всей цепочке компаний, если налоговая обнаружила последнюю фирму, которая не заплатила НДС?

Поскольку ваша компания на самом деле приобрела товар, далее приняла налог к вычету и реализовала товары, уплатив НДС, то к вам не должны быть предъявлены претензии со стороны контролеров. Грозят доначисления налога, пени и штрафы компании, которая недобросовестно не уплатила налоги, что и обнаружили инспекторы. Однако если контролеры пойдут по цепочке, то вопросы вашей компании будут заданы об этих сделках. Как указал ВАС РФ, факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения компанией необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если контролерами будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом (п. 10 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Поэтому если инспекторы вам будут задавать вопросы, подготовьте комплект копий документов по этим сделкам. Поскольку вы являетесь добросовестным налогоплательщиком, дополнительных мероприятий контроля и претензий к вам быть не должно.

При доставке товара выявлена порча товаров по вине транспортной компании. Она признала вину и ущерб обязалась возместить по претензии. Товар от поставщика учитываем полностью с НДС, транспортной компании претензию выставляем с НДС или без?

Выставлять претензию следует с НДС. Стоимость товара сформирована с НДС. Поскольку по вине транспортной компании товары полностью испорчены, то и возмещать виновник должен полную стоимость товаров, то есть в том числе НДС.

От заказчика получаем авансы, на основании которых берем обязательства по НДС. При формировании акта строительно-монтажных работ возникают обязательства, авансы опережают объемы. Как правильно отражать операции по обязательствам в книге продаж при формировании акта выполненных работ, чтобы не было задвоения?

Когда получаете предоплату, вы формируете книгу продаж и показываете там номер платежного документа, по которому получили предоплату, и НДС платите исходя из расчетной ставки. А когда вы выполнили работы, тоже признаете обязательства по НДС перед бюджетом и отражаете в книге продаж. Но для того, чтобы НДС с ранее полученной предоплаты принять к вычету, у вас в условиях договора должны быть прописаны условие об авансе, его размер, а также размер аванса каждого этапа. НДС по предоплате будет принят к вычету после того, как предоплата будет зачтена в счет оплаты выполненного этапа. Вы получили предоплату и часть этой предоплаты засчитываете в счет оплаты уже выполненных работ согласно условиям договора, вот тогда у вас и будет формироваться запись в книге покупок на соответствующую часть предоплаты.

Когда можно применить вычет НДС с предоплаты? Можно ли в течение трех лет?

Согласно Налоговому кодексу вычеты сумм предоплаты производят с даты отгрузки товаров в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты (п. 6 ст. 172 НК РФ). В этой норме закона про три года ничего не сказано, поэтому самостоятельно додумывать ничего не нужно. В связи с этим НДС с предоплаты принимается к вычету в момент, когда эта оплата учтена в счет погашения задолженности.

Можно ли принять НДС к вычету по введенному в эксплуатацию сооружению, которое не зарегистрировано? В каком периоде, если оборудование приобретено в июне 2010 года, а строительство закончилось в декабре 2014 года?

В декабре 2014 года уже должен быть подписан акт сдачи-приемки. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимают к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств после подписания соответствующего акта (п. 52 приказа Минфина России от 13.10.2003 № 91н). После того как вы примете объект к учету в качестве основного средства, вы имеете право на вычет НДС вне зависимости от того, что объект не прошел регистрацию. И даже если бы объект не был введен в эксплуатацию, а просто принят к учету в качестве основных средств, то уже на этом этапе вы также вправе принять НДС к вычету, поскольку глава 21 Налогового кодекса не связывает право вычета с вводом объекта в эксплуатацию. Поэтому в вашей ситуации право на вычет возникло в декабре 2014 года.

В 2015 году приобрели здание без НДС, в III квартале 2015 года произведен демонтаж здания, приобретались материалы с НДС для надстройки и ремонта этого здания. Когда можно применять вычет по НДС, и увеличивается ли стоимость основного средства на стоимость приобретенных материалов и услуг по капитальному ремонту?

В данном случае у вас идет именно реконструкция здания. А значит, право на вычет по НДС возникает, когда достройка (реконструкция) будет полностью закончена. Здесь речи о чистом демонтаже здания не идет. Если бы производили только демонтаж, то право на принятие вычета НДС по демонтажным работам возникало бы сразу после их выполнения. У вас ведется реконструкция здания, поскольку происходят работы по частичному ремонту и достройке здания, а значит, увеличение первоначальной стоимости этого объекта. Получается, что весь «входной» НДС вы копите на счете 19 «НДС» и принимаете к вычету, когда здание будет готово и переведено на счет 01 «Основные средства». Произведенные работы в виде демонтажа, надстройки и ремонта здания - это не отдельные работы, а комплекс работ по достройке (реконструкции) объекта. Если вы будете принимать НДС по каждой выполненной работе в рамках данного проекта, то при проведении налоговой проверки инспекторы доначислят вам налог, пени и штрафы.

При поступлении материала нет возможности определить, куда он пойдет (в облагаемую или необлагаемую деятельность), поэтому НДС сразу ставим к возмещению. А при списании материалов на данный договор восстанавливаем. Если приход и расход в одном налоговом периоде, то отражаем в книге покупок. А если материалы и НДС были приняты в другом налоговом периоде, то как правильно отразить в книге покупок? Что делать, если материалы невозможно прямо отнести на договор (например, инструменты, канцтовары)?

Когда материалы передаете в необлагаемую деятельность, сделав проводку Дебет 10 (необл) Кредит 10, в эту же дату восстанавливаете НДС, относящийся к данным материалам, даже если передача происходит в другом налоговом периоде. Вы изначально правомерно приняли НДС к вычету, поскольку не знали, куда будут переданы материалы.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: НДС