Аналитика / Налогообложение / В настоящее время российским законодательством не установлена ответственность за уклонение от обязательного аудита
В настоящее время российским законодательством не установлена ответственность за уклонение от обязательного аудита
Ранее ответственность экономического субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению была определена в п. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», однако после введения в действие КоАП РФ (с 01.07.2002) указанная норма утратила силу.
14.11.2014Российский налоговый порталАвтор: Олег Сомин – заместитель руководителя направления судебной практики Аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз»
В период до 01.01.2012 аудиторское заключение являлось элементом годовой бухгалтерской отчетности, и за непредоставление в налоговый орган в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения могла быть применена ответственность по п.1 ст. 126 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ. Однако с 01.01.2012 в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение не входит состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, и оснований для применения указанных санкций не имеется, что подтверждается финансовыми ведомствами (письма Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 г. № 13-11/030545, от 20.01.2014 № 16-15/003855).
Вместе с тем следует учесть, что с 01.01.2014 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.12.2013 г. № 357-ФЗ в ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете», на экономического субъекта возложена обязанность по представлению в орган государственной статистики наряду с обязательным экземпляром годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности также и аудиторского заключения (в случае обязанности проведения обязательного аудита). Статьей 13.23 КоАП установлена административная ответственность за нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров, предусматривающая наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Указанная ответственность может быть применена в случае непредоставления аудиторского заключения, когда экономический субъект подлежит обязательному аудиту. В настоящее время судебная практика по данному вопросу не сложилась.
Кроме того, ответственность в связи с отсутствием аудиторского заключения возникает в случае, если экономический субъект является эмитентом ценных бумаг, на которого возложены обязанности по раскрытию информации в соответствии со ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг». В состав раскрываемой информации включено аудиторское заключение. Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП, нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. ст. 15.17 - 15.22 КоАП РФ, рассматривает Банк России (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 23.07.2013 г. № 249-ФЗ). Имеется обширная судебная практика, поддерживающая применение санкций. Поэтому уклонение эмитентов ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию, от обязательного аудита влечет значительные финансовые риски.
Темы: Аудит  
- 12.07.2019 Налоговики не собрали налоги с 800 тысяч участков и домов из-за нехватки информации
- 28.01.2019 Минфин составил список случаев проведения обязательного аудита бухотчетности за 2018 г.
- 11.01.2019 С 1 января ФНС сможет запрашивать у аудиторов документы налогоплательщика
- 04.10.2021 Внутренний финаудит для подтверждения достоверности бюджетной отчетности будет проводиться по-новому стандарту
- 16.03.2020 Реализация результатов внутреннего финансового аудита
- 12.09.2018 Аудиторы: какую информацию и в каких случаях они обязаны предоставлять налоговым органам
Комментарии
Так вот откуда идёт хаос и вседозволенность! Всё от властей и криминала, который там обосновался.