
Аналитика / Налогообложение / Сроки предоставления отчета (расчета) за загрязнение окружающей среды
Сроки предоставления отчета (расчета) за загрязнение окружающей среды
Расчет можно направлять в отделение Росприроднадзора по почте письмом с уведомлением
15.10.2014«ГАРАНТ»Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» и расположенная в г. Москве, сдает производственной фирме в аренду здание, находящееся в Московской области и принадлежащее ей на праве собственности. Арендодатель оплачивает разработку проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду и получение разрешения на выброс. Кто должен вносить плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - арендодатель или арендатор? Если арендодатель, то может ли он относить на расходы для целей налогообложения услуги по разработке проектов и разрешений, плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами? В какие сроки организация должна представить в налоговый орган по месту учета форму расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также внести соответствующие платежи?
Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ).
Выброс загрязняющих веществ стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного Ростехнадзором (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», далее - Закон № 96-ФЗ). Для получения такого разрешения в Ростехнадзор представляется на утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), который разрабатывается на основании Закона № 96-ФЗ, Порядка разработки и утверждения экологических нормативов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 № 545, Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (НИИ «Атмосфера» СПб, 2005 г. - введено в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333) (размещено, в частности, на сайте) (далее - Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов), ГОСТов и других нормативных правовых и методических документов.
В соответствии с требованиями п. 4.2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" при разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих источников, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.
Согласно требованиям п. 3.13. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция) размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс).
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем (смотрите, например, определение КС РФ от 10.12.2002 № 284-О).
Следовательно, плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду является организация-природопользователь, в том числе осуществляющая деятельность на арендуемых площадях.
Согласно п. 2 раздела 2.7 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов предприятие, которое сдает в аренду часть своей территории, обязано разрабатывать единый проект нормативов ПДВ (ВСВ) для всей совокупности источников загрязнения атмосферы, расположенных на данной территории. В данном случае Разрешение на выброс выдается в установленном порядке для всей совокупности источников.
В Московской области распоряжением Министерства экологии и природопользования от 24.07.2013 № 335-РМ утвержден административный регламент по выдаче разрешения "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством экологии и природопользования Московской области государственной услуги по выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" (далее - Регламент).
Согласно п. 1.2 Регламента получателем государственной услуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Московской области, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее - Заявители). Как мы видим из буквального прочтения нормы, отсутствует привязка к праву собственности на объект.
Из данной нормы можно сделать вывод о том, что разрешение могут получать все арендаторы, которые указаны в проекте, однако проекты регистрируются по названию и ИНН организации, предоставившей проект, а, если в проекте указан арендодатель, то разрешение предоставляется только на его имя.
В то же время согласно разъяснениям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (смотрите информацию на сайте) в целях повышения эффективности контроля за воздухоохранной деятельностью на всей производственной территории рекомендуется на основе единого проекта ПДВ, исходя из вкладов каждого из арендаторов в приземные концентрации на границе ближайшей жилой застройки, составлять Разрешение на выброс для каждого из арендаторов.
Согласно п. 3 раздела 2.7 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов для предприятий, расположенных на одной производственной территории, которую можно рассматривать как промузел, целесообразна разработка единого проекта нормативов ПДВ. Если разработка единого проекта не осуществлена, то до его разработки каждое предприятие вправе составить отдельно проект ПДВ с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха, создаваемого выбросами источников, не относящихся к рассматриваемому предприятию по всем загрязняющим веществам и группам веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия, присутствующим в выбросах рассматриваемого предприятия.
Плата за загрязнение окружающей среды осуществляется на основании разрешения на выбросы (косвенно это подтверждает п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, далее - Постановление № 632).
Таким образом, арендодатель вправе за проект самостоятельно уплачивать в целом по зданию и отчитываться за выбросы, а арендаторы в соответствии с договором возмещать в своей доле стоимость проекта и плату за выбросы.
Если отношения с арендаторами не складываются, рекомендуем Вам возложить на арендаторов составление проектов и получения разрешений, относящихся к их непосредственной деятельности.
В этом случае рекомендуем Вам в договоре прописать следующую фразу: "Арендатор обязан решать все вопросы природопользования в отношении переданных в аренду помещений в соответствии с законодательством. Выполнять все обязанности природопользователя и самостоятельно решать вопросы природопользования с уполномоченными государственными органами и самостоятельно производить платежи в экологический фонд.
В случае выявления контролирующими органами нарушений Арендатор устраняет их самостоятельно и за собственный счет".
С 28.09.2010 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 в редакции, введенной постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717) (далее - Положение о Росприроднадзоре), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды. И в соответствии с п. 5.3.15 Положения о Росприроднадзоре выдает в установленном порядке разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Специалисты Росприроднадзора на сайте отмечают, что лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, ставятся на учет в территориальных органах Росприроднадзора в соответствии с Законом № 7-ФЗ, Постановлением № 632, приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Приказ № 204). В то же время в указанных документах не идет речь о регистрации в органах Росприроднадзора.
Известно лишь, что в соответствии со ст. 6 Закона № 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в частности, ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом РФ.
Плательщики ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 «Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и от 24.11.2005 № 867 «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Приказ № 867) по каждому стационарному объекту.
Таким образом, получается, что плательщики ставятся на учет по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия.
В то же время на сегодняшний день ни одним документом не урегулированы вопросы (в том числе Приказом № 867), должны ли налогоплательщики самостоятельно ставить объекты на государственный учет (или самим становиться на учет) и каким образом.
Организации, применяющие УСН, вправе учитывать при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (далее - Налог), материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом данным пунктом предусмотрено, что материальные расходы учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со ст. 254 НК РФ.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, передвижными объектами, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты). Кроме того, п. 4 ст. 270 НК РФ определено, что платежи за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в расходах для целей налогообложения не учитываются.
Следовательно, если в соответствии с договором арендодатель разрабатывает нормативы, получает разрешение и вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, то эти суммы можно учесть при расчете Налога в составе материальных расходов на основании п. 2 ст. 346.16 НК РФ в пределах установленных нормативов (письма Минфина России от 21.08.2007 № 03-11-05/193, от 21.03.2007 № 03-06-06-04/1, от 17.05.2005 № 03-07-03-04/20, от 14.03.2005 № 03-03-02-04/1/66).
При этом нормативы платы указаны в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 N 344.
Полагаем, что в рассматриваемом случае (а именно исходя из того, что арендодатель платит за проекты нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и получение разрешений) целесообразно прописать в договоре о возложении на арендатора всей ответственности в области охраны окружающей среды. И включить суммы, потраченные на разработку проекта, нормативов, разрешений и непосредственно самой плату за выбросы, в переменную составляющую арендной платы. При этом в договоре должно быть указано, из каких составляющих складывается переменная часть. Также, полагаем, должна быть разработана и согласована методика распределения расходов между арендаторами.
Платить за загрязнение нужно ежеквартально. Такая периодичность установлена в п. 1 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Оплачивать нужно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Отчетность представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, по формам, утвержденным Приказом № 204.
Если сумма платежа в отчетном периоде составляет 50 тыс. руб. и более, расчет необходимо представить в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи) (п. 11 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом № 204).
Расчет можно направлять в отделение Росприроднадзора по почте письмом с уведомлением.
Обращаем Ваше внимание на то, что с 1 января 2015 года юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, обязаны будут ставить объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет. Для этого необходимо будет подать заявку в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией (полагаем, что данным органом будет Росприроднадзор, ведущий и в настоящее время учет таких объектов) (п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Напомним, что в настоящее время у юридических лиц отсутствует обязанность самостоятельно ставить объекты на государственный учет.
Темы: Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 08.11.2023 Установлен размер взносов для налогоплательщиков на автоматизированной «упрощенке»
- 07.11.2023 Вернув авансы покупателям, налогоплательщик сохраняет право на УСН
- 04.11.2023 В Минфине ответили, может ли «упрощенщик» учесть расходы на кондиционер
- 02.11.2023 Утрата предпринимателем права на патент – как отразить выручку в декларации по УСН?
- 09.10.2023 Когда и как учитывать расходы на такси при ОСНО и УСН
- 04.10.2023 Смена объекта налогообложения по УСН и порядок учета расходов на уплату процентов по займу
- 01.12.2023 Письмо Минфина России от 15.11.2023 г. № 03-11-11/109538
- 29.11.2023 Письмо Минфина от 27.09.2023 г. № 03-07-11/91838
- 15.11.2023 Письмо Минфина России от 16.10.2023 г. № 03-11-11/97862
Комментарии