Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Поднимут ли размер имущественного вычета?

Поднимут ли размер имущественного вычета?

Эксперты высказали свое мнение

20.06.2014
Российский налоговый портал

Как указывается в новости, размещенной на Российском налоговом портале, депутаты «Справедливой России» предложили внести изменения в статью 220 Налогового кодекса. А именно, внесено предложение увеличить размер имущественного вычета для Москвы и Санкт-Петербурга до 4 млн руб. Иными словами, если квартира «располагается» в крупном городе, значит, ее хозяину можно вернуть из бюджета подоходный налог в большем размере, чем провинциальному жителю.

Не нарушает ли данная поправка принцип равноправия? С таким вопросом мы обратились к экспертам Российского налогового портала.

Арт Ян
Арт Ян
20 июня 2014 г. в 8:47

ООО «Банкир.Ру» (Информационное агентство Bankir.Ru), директор-главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России

Думаю, это очень логичная инициатива. Сегодня размер максимального налогового вычета настолько не сравним со стоимостью жилья в Москве и Петербурге, что попросту не способен стимулировать вложения россиян в жилье. Предлагаемый размер вычета может серьезно изменить это положение. Что касается нарушения принципа равноправия, то избегнуть такого нарушения очень просто: надо предоставлять такой вычет при покупке жилья в Москве и Петербурге, но не ТОЛЬКО жителям этих городов, а ЛЮБОМУ жителю России.

Еременко Евгения
Еременко Евгения
20 июня 2014 г. в 8:48

Налоговый юрист

В данном предложении, несомненно, есть разумное зерно. Давно необходимо пересмотреть размеры всех вычетов по НДФЛ. На мой взгляд, разница в размере имущественного вычета в зависимости от масштаба субъекта РФ не нарушает принцип равенства, который в совокупности с принципами всеобщности и соразмерности формирует справедливое налогообложение. Принцип равенства в налогообложении означает равенство перед законом, а соразмерность требует дифференциации не только ставок налогов, но и вычетов.

Мамина Ирина
Мамина Ирина
23 июня 2014 г. в 10:51

ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой», Генеральный директор

Ст. 3 НК РФ установлен принцип всеобщности и равенства налогообложения. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, национальных и иных подобных критериев, в т.ч. территориальных. В г. Екатеринбурге купить квартиру за 2 млн. руб. также невозможно. Почему г. Екатеринбург, отстаёт в предложенном списке городов?

123
23 июня 2014 г. в 13:02

Давай-те, давайте! Открывайте шлюзы......И будет как для депутатов ... Отдельно для них и для всех остальных. И будет для москваичей и ленинградцев ВСЕ в более льготном режиме (там родственники, друзья депутатов) а для всех остальных и стараться не надо и повышать льготы не будут

Сомин Олег
Сомин Олег
23 июня 2014 г. в 22:49

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Заместитель руководителя направления судебной практики

Прежде всего, необходимо отметить существенные недоработки юридико-технического характера. В пояснительной записке декларируется намерение увеличить имущественный вычет при приобретении любым налогоплательщиком объектов, находящихся на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Однако норма законопроекта сформулирована таким образом, что, наоборот, предоставляет право жителям указанных городов применять имущественный вычет в увеличенном размере в отношении объектов, приобретенных в любом месте на территории РФ. Кроме того, неясно соотношение норм о применении обычного и увеличенного налогового вычета, также неясен порядок применения права на использование вычетов частями.
Что касается самой идеи, по моему мнению, авторы законопроекта правильно формулируют проблему, но применяют ненадлежащие средства для ее решения.
Механизм налоговых вычетов по налогу на доходы представляет собой исключение из доходов до налогообложения минимально необходимых расходов для поддержания жизнедеятельности. Налогообложению подлежит так называемый свободный доход. Однако применяемая в России модель «плоского» налогообложения не учитывает дифференциации налогоплательщиков по уровню жизни (бедные, малообеспеченные, средне- и высоко-обеспеченные) и, в отличие от модели прогрессивного налогообложения, не в полной мере реализует принцип равенства (принцип равного налогового бремени). Простота модели налогообложения, влекущая несоблюдение принципа равенства в отношении малоимущих слоев населения, частично компенсируется механизмами социальных выплат. Специальные нормы вычета для объектов на территории Москвы и Санкт-Петербурга будет применяться в основном жителями этих городов и прилегающих территорий, в среднем имеющих более высокие доходы по сравнению с другими регионами (что и вызывает высокий потребительский спрос и сравнительно высокие цены на жилье). Таким образом, повышение нормы вычета на практике будет применяться лицами с более высоким уровнем доходов, что еще более деформирует налоговое бремя в интересах средне- и высоко-обеспеченных слоев населения.
Кроме того, цены на жилье различаются и в иных регионах России, что никак не учитывается в законопроекте. Т.о., предлагаемая поправка не учитывает интересов жителей других регионов.
Относительно расчета в пояснительной записке следует заметить, что для семьи из 3 человек действующая норма вычета 2 млн руб. покрывает расходы супругов на приобретение квартиры в Москве. Поскольку домохозяйства из 5 и более человек составляют около 8,9% домохозяйств (согласно переписи населения 2010 года), ориентироваться на такую модель домохозяйства при установлении общей нормы имущественного вычета некорректно.
В отношении многодетных семей должны применяться адресные социально ориентированные меры стимулирования и поддержки (такие как материнский капитал), либо разрабатываться специальные модели налогообложения. Например, авторы законопроекта могли бы разработать схему, которая будет учитывать при определении величины имущественного вычета наличие иждивенцев в домохозяйстве.

Варламов Сергей
Варламов Сергей
24 июня 2014 г. в 22:11

Компания «Налоговик», адвокат

Принцип равноправия закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ и должен соответствовать общему пониманию смысла ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом. Суть его была сформулирована КС РФ в Определении от 25.03.2004 г. № 96-О: гарантируются равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной и той же категории, но при этом не исключается возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих по условиям жизни и роду деятельности к другим категориям налогоплательщиков. То есть, налоговая повинность не должна обязывать всех граждан платить одинаковые суммы, но каждый в равной степени несет обязанность уплаты налогов пропорционально своему финансовому положению. А в данном случае получается, что более дорогая столичная недвижимость будет облагаться с более выгодными налоговыми вычетами, то есть чуть меньше.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые неясности в обсуждаемом законопроекте. В поправке речь идет о налоговом вычете, предоставляемом на территории городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, при этом остается неясным, будет ли в этих субъектах РФ находиться налогоплательщик, претендующий на вычет или сам приобретаемый или построенный объект. И хотя в пояснительной записке этот момент оговорен инициаторами особо – речь идет исключительно о льготируемых имущественных объектах, которые должны располагаться на территории указанных городов, – в самом тексте поправки необходимого указания на это почему-то не оказалось.
И еще: источником финансирования имущественных налоговых вычетов в Москве и Санкт-Петербурге согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ практически полностью выступают бюджеты этих субъектов, и таким образом, принятие поправки повлечет недополучение доходов либо увеличение расходной части региональных и местных бюджетов в этих субъектах.
На текущий год в Москве уже запланирован дефицит более 210 млрд рублей, в Санкт-Петербурге тоже заложен дефицит почти в 50 млрд руб. Если учесть, что уже не первый год бюджеты городов составляются с дефицитом, и тенденция в ближайшие несколько лет по бюджетным планам не изменится, то предложение о увеличении размеров имущественного вычета выглядит несколько несвоевременным.
Полагаю, было бы более корректным с финансовой и правовой точки зрения предоставить региональным властям лишь право увеличивать имущественный вычет в соответствии с возможностями их бюджетов, не вынуждая их в приказном порядке увеличивать свои бюджетные дефициты.

Коняева Анна
Коняева Анна
26 июня 2014 г. в 9:47

ООО «Центр правового обслуживания», Директор

Комментарий к проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект).
Сама идея законопроекта понятна и в целом обоснована. Действительно, размер имущественного налогового вычета в размере 2 млн. руб. не менялся уже достаточно давно, хотя цены на жилье растут ежедневно. Особенно вопрос цены касается крупных городов, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.
При этом, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что сегодня цены на квартиры в разы превышают имущественный вычет не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во всех городах-миллионниках, крупных портовых городах, столицах субъектов Российской Федерации. Например, в том же самом Владивостоке средняя цена за 1 кв.м. составляет около 70 000 рублей.
Тем более, считаем невозможным предоставление налоговых преференций гражданам по территориальному признаку.
В соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Поэтому считаем, что справедливым было бы установление имущественного налогового вычета в процентном соотношении к стоимости приобретенного жилья.
Применение такого подхода позволит не только, повысить заинтересованность работника в получении высокой заработной платы, с которой будут удержаны налоги и пенсионные отчисления, но и позволит пополнить бюджет за счет получения налогов от продажи квартир, поскольку покупатели будут заинтересованы в указании в договоре реальной рыночной стоимости.

Оксана
24 июля 2014 г. в 12:20

Здравствуйте. А как быть с теми, кто не может повторно воспользоваться вычетом до 2 млн.рублей, если уже использовал вычет, например, покупка до 500 тыс.рублей?

В 2005 году была куплена комната в общежитии за 280 тыс.рублей, вычетом воспользовалась (36 400 рублей). В 2010 году купила квартиру в ипотеку за 1,5 млн.руб. На данный момент не могу воспользоваться вычетом. А ведь возврат помог бы быстрее расплатиться с ипотекой и жить свободно!

Спасибо.

РС север
27 августа 2014 г. в 8:28

Надо же учитывать и реальную зарплату в регионах и затраты на проживание.Ведь не секрет, что в Москве зарплата (местные льготы) превышают уровень доходов в регионах. Или же подходить дифференцированно от уровня дохода на члена семьи и т.д. Правда, могут увеличить выплаты зарплаты в конвертах.В общем вопрос неоднозначный.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться