Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Порядок учета расходов на сувенирную продукцию

Порядок учета расходов на сувенирную продукцию

Расходы на нормируемую рекламу, сумма которых по итогам 2012 года превысила норматив, не учитывается для целей налогообложения прибыли организации в 2012 году

25.03.2014
«ГАРАНТ»
Автор: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Алексеева Анна, Королева Елена

Организация применяет общую систему налогообложения. Организация закупила в 2012 году календари, ручки, ежедневники и прочее (далее – сувенирная продукция) и оприходовала на счете 10 «Материалы». Сувенирная продукция содержит символику организации и приобретена в рекламных целях (с целью проведения рекламной акции). Сувенирная продукция была использована в рекламных целях в 2012 году. На расходы в бухгалтерском и налоговом учете в 2012 году данные затраты не были отнесены, так как в налоговом учете был превышен норматив, предусмотренный ст. 264 НК РФ.

Должна ли была организация учесть указанные расходы в налоговом учете в 2012 году? Можно ли перенести эти расходы на 2013 год?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на нормируемую рекламу (на приобретение (изготовление) рекламной сувенирной продукции), сумма которых по итогам 2012 года превысила норматив, установленный ст. 264 НК РФ, не учитывается для целей налогообложения прибыли организации в 2012 году. При этом сверхнормативные расходы на рекламу, не учтенные для целей налогообложения прибыли в одном налоговом периоде (в 2012 году), на следующий налоговый период (2013 год) не переносятся (не учитываются в 2013 году в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организации).

Обоснование вывода:

В целях налогообложения прибыли налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом расходы на рекламу учитываются для целей налогообложения прибыли с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Исходя из норм п. 4 ст. 264 НК РФ, расходы на рекламу для целей налогообложения могут быть нормируемыми и ненормируемыми. Расходы на рекламу, не упомянутые в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, нормируются и могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Поскольку в рассматриваемом случае расходы на приобретение (изготовление) сувенирной продукции, содержащей символику организации (календарей, ручек, ежедневников и др.), распространяемой в рамках рекламной акции, не упомянуты в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, то расходы организации, связанные с передачей рекламных сувениров, могут быть признаны в налоговом учете в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (п. 4 ст. 264, смотрите также письмо УФНС РФ по г. Москве от 30.04.2008 г. № 20-12/041966.2, письмо УМНС по г. Москве от 16.07.2003 г. № 26-12/39492).

Если фактические рекламные расходы организации превышают установленный ст. 264 НК РФ предел, то сверхнормативные расходы на рекламу, осуществленные организацией в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения не учитываются (п. 44 ст. 270 НК РФ).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) определяется нарастающим итогом с начала налогового периода, в связи с чем норматив рекламных расходов в течение налогового периода меняется. Следовательно, сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах данного календарного года (письмо Минфина России от 06.11.2009 г. № 03-07-11/285).

Исходя из информации, содержащейся в вопросе, а также предоставленных пояснений, организация приобрела сувенирную продукцию и фактически использовала ее в рекламных целях в 2012 году. При этом по итогам налогового периода (2012 года) сумма рассматриваемых рекламных расходов превысила предусмотренный налоговым законодательством норматив. Следовательно, данные расходы на рекламу являются сверхнормативными и не учитываются для целей налогообложения прибыли в 2012 году.

При этом если календарный год закончился, а неучтенные (сверхнормативные) расходы на рекламу еще остались, то перенести их на следующий налоговый период нельзя (смотрите, например, консультацию УФНС России по Томской области от 01.08.2012). Таким образом, если на конец налогового периода (2012 года) у организации остались сверхнормативные рекламные расходы, неучтенные для целей налогообложения прибыли, то перенести сумму данных расходов на следующий налоговый период (учесть их в составе расходов на рекламу, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организации, в 2013 году) организация не может.

К сведению:

В целях бухгалтерского учета затраты на рекламу нормированию не подлежат и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99).

Следовательно, если организация приобрела сувенирную продукцию и фактически ее использовала в рекламных целях (распространила сувенирную продукцию в рамках проводимой рекламной кампании) в 2012 году, то затраты организации на ее приобретение (изготовление) должны быть учтены в бухгалтерском учете в составе расходов 2012 года (списаны со счета 10 «Материалы» на счета учета затрат) независимо от того, превысили указанные расходы норматив, предусмотренный налоговым законодательством, или нет. При этом расходы должны быть подтверждены документально (накладными, актами, счетами-фактурами, актами на списание материалов (сувенирной продукции) и иными документами, подтверждающими использование сувенирной продукции в рекламных целях (распоряжением о проведении рекламной акции и т.п.)).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться