Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Декларация, отправленная через ТКС, не была принята налоговым органом: как доказать факт ее отправки?

Декларация, отправленная через ТКС, не была принята налоговым органом: как доказать факт ее отправки?

Что делать, если на письмо, отправленное через спецоператора, налоговая инспекция так и не ответила?

13.02.2013
ГАРАНТ

Организация отправляла декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2011 года электронно через спецоператора 21.04.2011, о чем есть электронное подтверждение. Подтверждения о получении декларации налоговой инспекцией у организации нет.

Налоговая инспекция отправила организации уведомление об отказе в приеме декларации. Дозвониться до налоговой инспекции, чтобы выяснить причину, организация не смогла, на письмо, отправленное через спецоператора, налоговая инспекция не ответила. Поэтому 24.04.2011 (то есть в сроки, установленные НК РФ для подачи первичных деклараций) была отправлена декларация с теми же данными, но с признаком «корректирующая» (так как первичная уже отправлялась и программа не позволяла указать код «первичная»), налоговой инспекцией она принята и получена (о чем есть квитанции).

Теперь налоговая инспекция оповестила, что взыщет штраф за непредставление первичной декларации в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Правомерно ли это?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность по представлению в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ) и может быть передана налогоплательщиком в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 80 НК РФ).

При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в приеме налоговой декларации, перечислены в Административном регламенте Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденном приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н (далее - Административный регламент).

Так, одной из причин отказа, в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС, согласно пп. 5 п. 133 Административного регламента является отсутствие в налоговой декларации (расчете) ЭЦП или несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика, уполномоченного представителя налогоплательщика.

Отказ в принятии декларации последует, в частности, также и в случаях:

– отсутствия документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы (пп. 2 п. 133 Административного регламента);

– представления налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке (пп. 3 п. 133 Административного регламента).

При наличии оснований, предусмотренных п. 133 Административного регламента, налоговый орган информирует налогоплательщика соответствующим уведомлением о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины (п. 134 Административного регламента).

Конечным результатом исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальному информированию налогоплательщиков о результате их приема при представлении отчетности по ТКС является регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя инспекции ФНС России (пп. 3 п. 135 Административного регламента).

В соответствии с п. 2.10. Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ (далее – Методические рекомендации), при получении налогоплательщиком (представителем) от налогового органа уведомления об отказе в приеме декларация считается непредставленной.

При этом налогоплательщик (представитель) должен устранить ошибки и повторно представить налоговую декларацию (расчет) с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, N корректировки).

Отметим, что ранее, до вступления в силу настоящих Методических рекомендаций, налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считалась представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП Оператора (п. 6.10 приказа МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@). То есть, отослав декларацию с подобными нарушениями, при получении от спецоператора подтверждения об отправке декларация считалась представленной, даже несмотря на отказ инспекции в приеме такой декларации. Поэтому ранее вопрос об ответственности по ст. 119 НК РФ, в случае наличия у организации подтверждения об отправке от спецоператора и отказа инспекции в приеме декларации, был спорным. При этом судьи нередко вставали на сторону налогоплательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 11500/08).

Таким образом, вероятность того, что налоговый орган предъявит организации штрафные санкции по ст. 119 НК РФ, достаточно велика.

На основании ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Однако, как следует из вопроса, уточненная декларация была представлена организацией в сроки, установленные НК РФ для подачи первичных деклараций.

Как отмечено в письме УФНС России по г. Москве от 22.02.2011 N 16-15/016774, объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 119 НК РФ, является непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок. Это означает, что ст. 119 НК РФ не предусматривает ответственности налогоплательщика за неверное оформление налоговой декларации.

В связи с этим, по нашему мнению, у налогового органа отсутствуют основания для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ (смотрите также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.01.2009 N А32-14647/2008-51/107-29/312).

Однако, как следует из практики, отстаивать свою позицию, в подобного рода ситуациях, организациям приходится в судебном порядке. И какое в этом случае решение примет суд с учетом действующих в настоящее время Методических рекомендаций, сказать точно не представляется возможным. Арбитражная практика, учитывая, что указанные Методические рекомендации действуют только с ноября 2010 года, еще не сформирована.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться