Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Интервью / Железный отток

Железный отток

В последние годы получила развитие практика уклонения от уплаты налогов путем регистрации в офшорных юрисдикциях российскими организациями подконтрольных компаний, являющихся \"центрами прибыли\". Именно они аккумулируют прибыль компаний группы в целях ее дальнейшего перераспределения внутри холдинга, минуя уплату соответствующих налогов

12.02.2013
«Российская Газета»
Автор: Елена Шмелева

Минэкономразвития предлагает принять меры, направленные на развитие института налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний путем закрепления в законодательстве соответствующих правил. Это аналог зарубежных СFC rules, который позволит пресечь практику уклонения от уплаты налогов таким путем. О планируемых изменениях \"РБГ\" рассказал заместитель министра экономического развития Сергей Беляков.

Сергей Юрьевич, какие конкретно предложения вы направили в правительство?

Беляков: Уже сложилась практика регистрации российскими резидентами холдинговых структур в офшорных юрисдикциях, а также в странах с благоприятным налоговым климатом. Там предлагаются комфортные условия налогообложения доходов, связанных с участием в капитале другой компании. Таким образом, происходит отток капитала из российской экономики в офшоры. Минэкономразвития предлагает предусмотреть освобождение от налогообложения доходов, связанных с участием в капитале другой компании: в части доходов, полученных от реализации акций дочерних компаний, - ослабление требований к сроку владения с пяти до двух лет; в части доходов, полученных в виде дивидендов от российских и иностранных дочерних компаний, - ослабление требований к доле владения с 50 до 20%. Это обеспечит привлекательность российского рынка для холдинговых компаний, а также создаст предпосылки к возвращению из офшорных юрисдикций корпоративных структур, подконтрольных российским организациям.

Мы также предлагаем освободить проценты по займам от налога у источника выплаты доходов. Данная мера, применяемая в комплексе с правилами недостаточной капитализации, безусловно, позволит улучшить инвестиционный климат в стране и создать благоприятные условия для размещения на российском рынке иностранного капитала, одновременно не допуская злоупотреблений, связанных с созданием большого количества компаний в различных юрисдикциях в рамках холдинга с целью сокращения подлежащих уплате налогов при перераспределении доходов внутри групп компаний путем подмены акционерного финансирования заемным. В соответствии с действующим законодательством проценты, выплачиваемые российскими юридическими лицами по займам, полученным от иностранных компаний, подлежат налогообложению у источника выплаты. Это правило сужает возможности для привлечения российскими компаниями внешнего финансирования из-за рубежа и сокращает привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов при осуществлении последними портфельного инвестирования.

Планируете отвадить бизнес от офшоров с помощью налогового пряника?

Беляков: Можно административно, побуждающими мерами, заставить отказаться от использования офшорных схем. Но надо четко понимать, что это не очень эффективно, потому что остаются экономические стимулы использования офшоров. Это не особенность российского бизнеса. Компании многих стран регистрируются в офшоре для того, чтобы снизить свои издержки и компенсировать несовершенство законодательства той или иной страны. Кроме того, российские компании таким способом пытаются обезопасить свои активы, которые слабо защищены. У нас, например, корпоративное законодательство не гарантирует защиту собственности, поэтому часто используется английское право и, соответственно, офшорная юрисдикция. Нужны экономические стимулы. Налоговая причина использования офшорных схем не основная, и уж точно не единственная. Мы предлагаем наряду с побуждающими мерами предусмотреть и стимулирующие, снижающие налоговую нагрузку для компании. В обмен от использования офшоров предлагаем либерализацию налогового законодательства при займе у иностранных компаний каких-то финансовых ресурсов.

Ваши предложения встретили понимание минфина?

Беляков: Уж не знаю, поддержат ли нас коллеги из минфина или нет. Но позитивные комментарии уже собираем. И это не неожиданно, лукавить не буду. В подготовке документа участвовали и эксперты от бизнеса, и консалтинговые компании. Мы находимся в тренде действующего налогового законодательства Европейского союза и не только. У них нет таких ограничений налогового характера, связанных с тем, как регулировать налогообложение при выплате дивидендов, процентов по займам и т.д. А если этих ограничений в ЕС нет, то мы просто менее конкурентоспособны по сравнению с теми юрисдикциями, и наш бизнес уходит туда.

Есть еще один момент. Если организация не является налоговым резидентом Российской Федерации, но при этом является \"дочкой\" российской компании и доход этой организации не подлежит налогообложению в стране ее резидентства или облагается по ставке меньше, чем если бы она находилась в России, то налог с таких доходов должен уплачиваться в отечественный бюджет.

В чем тут логика, если говорить только о налоговых эффектах. При выводе центров прибыли за юрисдикцию РФ в офшорах формируется прибыль, перекидываются деньги, фактически идет экономия на налогах. Если акционером такой компании является российская компания, то, будьте любезны, по правилам страны налог нужно отдать в бюджет. Вот суть наших предложений.

Одной из инициатив минэкономразвития стало снижение страховых взносов для кинокомпаний, которые производят мультипликационные фильмы. Расскажите подробнее.

Беляков: Специфика этих компаний, организация их бизнес-процесса, очень похожа на IT-компании и критерии, которые можно применить к ним, уже апробированы на практике, показали свою эффективность. Экономика этого процесса тоже очень похожа на IT-бизнес. Это не сбор денег под проект, связанный со съемками конкретного фильма, как при подготовке художественных лент. А студия, которая сидит на зарплате, где работают несколько десятков людей на долгосрочном трудовом договоре. Эффективность деятельности студии зависит в том числе и от качества производимой продукции. В структуре издержек очень высока роль фонда заработной платы. Естественно, страховые платежи бьют по таким компаниям. Они вынуждены переводить свое производство за рубеж. В результате, по данным Фонда кино, очень сильно упала доля мультипликационной продукции, количество выпускаемых фильмов за год. И уж если у нас есть возможность снизить мультипликаторам налоговую нагрузку, то грех этого не сделать. Тем более что это один из немногих продуктов, который конкурентоспособен на мировом рынке.

Разместить:
Американо Веро
12 февраля 2013 г. в 16:15

контролируемые иностранные компании не используются российским бизнесом... у нас не США )))

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться