Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Какие внереализационные доходы не подпадают под нулевую ставку

Какие внереализационные доходы не подпадают под нулевую ставку

Предприятия, не перешедшие на ЕСХН, могут уплачивать налог на прибыль по нулевой ставке. Однако это касается не всех доходов хозяйства – напомнили чиновники

07.02.2013
журнал «Учет в сельском хозяйстве»

Ставка 0 процентов действует бессрочно

С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 284 Налогового кодекса РФ. Теперь она дополнена пунктом 1.3, который предусматривает для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих общую систему, ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов. Новшества внесены Федеральным законом от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ. Напомним, что ранее льготную ставку для сельскохозяйственных товаропроизводителей Налоговый кодекс РФ не предусмат­ривал. Такой порядок налогообложения был предусмотрен статьей 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ. Он действовал с 2004 по 2012 год. А в соответствии со статьей 2.1 с 2013 года сельхозпроизводители должны были применять ставку налога на прибыль в размере 18 процентов, а начиная с 2016 года – 20 процентов. Но с 1 января 2013 года статья 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ утратила силу. И теперь нулевая ставка установлена пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ и действует бессрочно.

Нужно соответствовать критериям

Для применения нулевой ставки по налогу на прибыль предприятие должно являться сельскохозяйственным товаропроизводителем, а значит, соответствовать ряду критериев, которые приведены в статье 346.2 Налогового кодекса РФ. В частности, компания должна:

– производить сельскохозяйственную продукцию. При этом она может проводить ее первичную и промышленную переработку (в том числе на арендованных основных средствах);

– иметь долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки в общей выручке не менее 70 процентов.

Все критерии должны выполняться в совокупности. 

Если организация самостоятельно не производит сельскохозяйственную продукцию, то она не может быть признана сельскохозяйственным товаропроизводителем (письмо Минфина России от 7 июля 2011 г. № 03-11-06/1/11).

Причем имеет значение не просто факт производства сельскохозяйственной продукции. Производитель должен самостоятельно нести расходы, которые связаны с переработкой продукции, и выполнять ее собственными силами без привлечения к процессу третьих лиц. Поэтому не является основанием для применения пониженной ставки по налогу на прибыль производство продукции из покупного сырья, а также переработка на условиях давальческой обработки сырья.

Порядок расчета пропорции

Итак, выручка от реализации сельскохозяйственной продукции и ее первичной переработки должна составлять 70 процентов в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг). В эту долю должна входить выручка только от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и ее первичной переработки, без промышленной переработки.

Сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся помимо производства сельскохозяйственной продукции ее переработкой, должны четко различать понятия первичной переработки произведенного ими сельскохозяйственного сырья и последующей (промышленной) переработки.

Продукция первичной переработки – это продукция, которая:

– произведена непосредственно из сельскохозяйственного сырья собственного производства;

– прошла технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения;

– используется или в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции, или продается без последующей промышленной переработки.

Что считать сельскохозяйственной продукцией и продукцией первичной переработки, указано в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458.

Последующая промышленная обработка – это дальнейшая переработка сельскохозяйственной продукции в производстве. Ее результатом является выпуск готовой продукции: полуфабрикатов, сыра, колбасных изделий и т. п.

Производители сельхозпродукции, занимающиеся ее промышленной переработкой, могут в расчет доли включить и часть выручки от реализации такой продукции. Она рассчитывается исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции к общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья (п. 2.2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

То есть из общей суммы расходов на производство, первичную и последующую переработку произведенной ими сельхозпродукции они должны сначала выделить расходы на производство и первичную переработку. Затем часть выручки от продажи ими продукции промышленной переработки пропорционально этой доле расходов включить в расчет 70-процентной доли, а в оставшейся части выручку не учитывать.

Кроме того, в формуле расчета 70-процентной доли не учитываются:

– доходы от реализации долей в уставном капитале (письмо Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-11-06/1/51);

– доходы от реализации имущественных прав, например уступки права требования (письмо Минфина России от 13 сентября 2011 г. № 03-11-06/1/13);

– доходы от сдачи имущества в аренду, если деятельность по предоставлению имущества в аренду не является основным видом деятельности (письмо Минфина России от 20 июня 2011 г. № 03-11-06/1/9);

– доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на давальческих началах сторонней организацией или сторонним индивидуальным предпринимателем (письмо Минфина России от 30 марта 2012 г. № 03-11-06/1/06).

Не все доходы облагаются по ставке 0 процентов

Формулировка пункта 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ дословно звучит так: «Налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельхозпродукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельхозпродукции, устанавливается в размере 0 процентов». Аналогично она звучала и в статье 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ, который утратил силу.

Неясность касается вопроса, что считать деятельностью, связанной с этой реализацией.

В разных письмах чиновники трактуют эту формулировку по-разному.

Так, в письме от 9 июня 2010 г. № 03-03-06/1/396 Минфин России указал, что субсидии, полученные на погашение процентов по кредитам, на приобретение элитных семян, минеральных удоб­рений и пестицидов, могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельхозпродукции.

А в письме от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/220 чиновники из финансового ведомства разрешили облагать по ставке 0 процентов субсидии, полученные на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений и на возмещение ущерба, нанесенного аномальной погодой.

Кроме того, по ставке 0 процентов облагаются субсидии, полученные в целях возмещения затрат (письмо Минфина России от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/217):

– понесенных вследствие засухи;

– на поддержку элитного семеноводства;

– на приобретение средств защиты растений;

– на возмещение процентных ставок по кредитам, полученным на приобретение сельхозтехники, семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов.

По такой же ставке облагается страховое возмещение от страховых компаний по договорам страхования животных (письмо Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/296).

А также грант, полученный на развитие животноводческой фермы (письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 03-03-06/1/550).

А вот доходы в виде списанной кредиторской задолженности перед поставщиком облагаются по ставке 20 процентов, поскольку, по мнению финансистов из высшего финансового ведомства, указанные доходы получены не от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. А значит, они подлежат налогообложению по общей нельготной ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612).

По этой же ставке следует облагать и доходы в виде субсидий на компенсацию расходов, связанных со строительством дороги и газопровода. Такое мнение чиновники высказали в письме Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/611. В этом письме они указали, что эти субсидии также не связаны с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и, следовательно, также должны облагаться по ставке 20 процентов.

При этом доходы и расходы по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам, должны учитываться раздельно. Об этом налоговики указали в письме ФНС России от 10 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2119@.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться