Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Налог с продаж: кому он выгоден?

Налог с продаж: кому он выгоден?

Неужели проблемы по механизму возмещения НДС будут сняты?

06.12.2012
Российский налоговый портал

На Российском налоговом портале была опубликована новость, в которой шла речь о возможном введении налога с продаж. Кому выгоден налог с продаж? Заменит ли налог с продаж НДС и как сложен он будет в администрировании?

Эксперты Российского налогового портала прокомментировали настоящую новость.

Абрамов Михаил
Абрамов Михаил
6 декабря 2012 г. в 15:39

Научно-производственная фирма "Политехника", директор

НДС следует оставить, но существенно реформировать

1. Реальное поступление НДС в Федеральный бюджет в 2011 году составило 3,25 трлн. руб. или 24,7% его доходной части. Возмещение вычитать не надо, т.к. оно было учтено при расчете НДС к уплате. Другое дело, что из возмещенных 1,1 трлн. руб., как минимум, 500 млрд. (в основном, поставщиками сырья и материалов) возмещено незаконно. От таких доходов добровольно никто не откажется. В Китае проблему сырьевого экспорта решили очень просто и давно (в 2006 году): ставка возмещаемого НДС для экспортеров сырья снижена до 5%. Если это сделать в России, бюджет получил бы дополнительно порядка 500 млрд. руб. Но это надо уточнять.

2. Сегодня весь НДС идет в Федеральный бюджет. При этом 70 из 83 регионов остаются дотационными. Есть исследования, которые говорят, что если бы 50% НДС оставалось в регионах, дотационными было бы не больше 5-6 регионов. Отсутствие собственных средств у регионов – одна из главных причин низких темпов их развития и России в целом.

3. Как сказано выше, поступления НДС в 2011 году составили 3,25 трлн. руб. Объем розничного товарооборота и платных услуг (19,1 + 5,8) = 24,9 трлн. руб., включая НДС или 21,1 трлн. руб. без НДС при ставке 18% и без учета льгот. Если НДС заменить налонгом с продаж (НСП), для замещения 3,25 трлн. руб. выпадающих доходов ставка НСП должна составлять (3,25 : 21,1 х 100) = 15,4%. По сути НДС и НСП – одно и то же. Разница (15,4%, а не 18%) обусловлена тем, что многие товары имеют ставку НДС 10%. В 2007 году мы рассматривали вопрос о введении НСП вместо НДС. НСП включается в цену товаров (работ, услуг) и оплачивается населением. В идеальном варианте замена НДС на НСП для населения ничего не должна изменить, т.к. НДС тоже входит в цену товаров (работ, услуг) и его полностью оплачивает население. Дело в том, что документом, определяющим величину НДС, подлежащего уплате или возмещению, является счет-фактура. Сумма НДС всех счетов-фактур, выставленных и полученных юридическими лицами России, равна нулю. Единственным покупателем, который полностью оплачивает НДС, входящий в стоимость товара, и не возмещает его из бюджета, является население. По существу, НДС и есть НСП. Такое, на первый взгляд, парадоксальное утверждение легко проверить, сопоставив сумму всех покупок населения в 2005 году, которая, по данным Росстата, вместе с входящим в нее НДС составляла около 7,0 трлн. руб., и сумму поступившего в бюджет НДС, равную 1,2 трлн. руб. При ставке 18% в сумме покупок НДС составляет около 1,1 трлн. руб. (7,0 : 1,18 х 0,18). Как видим, разница находится в пределах погрешности для подобных статистических оценок. За 2011 год получилось то же самое.

4. Налог с продаж (НСП) первый раз появился в СССР в 1991 году. В законодательстве России 1992 года НСП уже не было. Второй раз НСП появился в 1998 году. С 1 января 2002 года порядок взимания налога с продаж регулировался главой 27 НК РФ и был отменен с 1 января 2004 года. Одновременно существовал и НДС. Налоговая база НСП – стоимость товара (работы, услуги), включая НДС. Налог был региональным: 40% шло в региональный бюджет, 60% – в местный. Ставка НСП устанавливалась субъектами Федерации и не должна была превышать 5%. Фактически 5% было почти везде. Когда налог отменили, цены в магазинах не изменились.

5. С учетом всех обстоятельств, в России надо оставить НДС. Если сделать единую ставку НДС равной 8%, ликвидировать льготы и считать НДС «прямым» способом (путем умножения ставки налога на добавленную стоимость - сумму зарплата, прибыли, амортизации и налогов), поступления налога в бюджет существенно возрастут, упростится администрирование, многие выйдут из тени, существенно улучшится предпринимательский климат. Для уточнения значений некоторых показателей и более строгого доказательства нужны дополнительные расчеты.

Санжиева Байрта
Санжиева Байрта
6 декабря 2012 г. в 15:51

ГК CONTRUST, Старший консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Прежний налог с продаж существовал одновременно с  НДС и включал его в себя. Практика применения налога с продаж привела к росту цен, увеличению инфляции, росту социальной напряженности, увеличению налогового бремени для предпринимателей. Теперь речь идет о налоге с продаж, который заменит НДС. Так как налог с продаж является региональным, а НДС федеральным, произойдет перераспределение бюджетов. Цена вопроса для налогоплательщиков будет стоять в ставке налога. Право устанавливать ставку налога будут региональные власти на свое усмотрение. В соответствии с бюджетным законодательством региональные власти имеют больше возможностей по распоряжению доходами от таких налогов, соответственно, у них больше появятся возможностей  для экономического развития регионов.

Васильев Андрей
Васильев Андрей
6 декабря 2012 г. в 15:55

ANV Business Process Outsourcing Services company (Краснодар), Бухгалтер

Не то, что действительно нужно в правительстве обсуждать собрались. Любые налоги будут держаться на «честном слове» налогоплательщиков до тех пор, пока не будет введена работоспособная система аутентификации физических и юридических лиц. Счет-фактура на любую сумму заверяется подписью двух человек. Даже печать, от которой никакого толку, не предусмотрена. Виноват ли НДС в том, что его трудно администрировать? Виноват ли он в том, что легко создать фирмы однодневки? В том, что юридические адреса лишь формально связаны с теми, кто их указывает в учредительных документах?

Невозможно придумать налог, который будет качественно собираться, до тех пор, пока не появятся условия при которых размер уставного капитала будет определяться не по хотению, а по формуле и в явной форме подкрепляться денежными средствами, налогоплательщики будут однозначно идентифицируемы, место их нахождения будет соответствовать заявленному юридическому адресу и прочее, прочее, прочее. Конечно, нужно заметить, что такие условия как минимум до 2018 года не будут созданы, потому что сложившаяся мировая практика заставляет законотворцев платить налоги наравне с «не законотворцами». А желание сохранить для себя и своих друзей правовые лазейки общечеловечно.

Жуков Илья
Жуков Илья
6 декабря 2012 г. в 21:23

Taxology, Юрист-аналитик

Говоря о любом налоге, следует рассматривать его преимущества или недостатки с двух позиций: влияние на пополняемость бюджетных средств и влияние на предпринимательскую  активность налогоплательщика.  Полная замена налога на добавленную стоимость налогом с продаж приведет к ряду сложностей. Так как налог на продажи  является региональным налогом, его введение приведет к потерям бюджетных средств.

Ставки налога с продаж, которые действовали у нас раньше в соответствии с законом «Об Основах налоговой системы в РФ» (до 5%) не смогут обеспечить достаточный приток средств.  Это будет возможно только в регионах с высокой предпринимательской активностью. Придется искать дополнительный источник пополнения бюджета, в том числе за счет повышения налоговой нагрузки в стране или повышать ставки налога с продаж, что ляжет бременем на конечного покупателя.  Эффект будет схож с последствиями  введения налоговых льгот и появления  «выпадающих доходов». 

Существенный плюс замены – упрощение исчисления налога и его администрирования. Циклический процесс уплаты и вычетов по НДС создает немало сложностей для налогоплательщика. С другой стороны, эта цикличность обеспечивает контроль  над  денежными потоками, даже, несмотря на махинации и незаконное возмещение налога из бюджета.   Кому выгоден налог с продаж? Возможно, промежуточным звеньям хозяйственной деятельности. Баланс чьей деятельности он нарушит? Думаю, что малого и среднего предпринимательства. На мой взгляд, полная замена налога на добавленную стоимость налогом с продаж преждевременна. Так как, по словам вице-премьера Правительства РФ  Игоря Шувалова «налоги в ближайшее время расти не будут», то, думаю, говорить о конкретных мерах до 2018 года не придется.

Тищенко Светлана
Тищенко Светлана
7 декабря 2012 г. в 13:45

Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа», Директор по стратегическому развитию

Недавно на одном кулинарном сайте увидела рецепт – пицца из пельменей. «Разморозьте пельмени в микроволновке и руками придайте получившейся массе форму лепешки». Приготовить такое блюдо, конечно, можно, вот только зачем?

Когда говорят о замене НДС налогом с продаж, я задаюсь тем же вопросом. Эти разговоры ведутся ни один год. При этом, как помним, налог с продаж дважды вводился в России и дважды отменялся.

Считается, что НДС сложен в администрировании. Также приводятся аргументы о том, что система возмещения по НДС часто используется для уклонения от уплаты налога. Но если кто-то не платит НДС, то особого труда не составить уклониться и от уплаты налога с продаж. Не забылись еще времена, когда огромное количество расчетов проводилось «в черную» наличкой, в том числе и чтобы сэкономить на налоге с продаж.

Сторонники введения налога с продаж утверждают, что эта мера позволит более равномерно распределять поступления налогов между регионами и федеральным центром. А кто мешает изменить принцип распределения того же НДС?

В случае, если НДС все же заменят налогом с продаж, бюджет понесет ощутимые потери. Не стоит забывать и о том, что введение любого нового налога и, соответственно, новой системы администрирования, предполагает значительные усилия как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. НДС, конечно, не идеален по целому ряду параметров, но не стоит сбрасывать со счетов, что за много лет решена масса спорных вопросов, прошло огромное количество судов, которые отточили практику применения налога, вводятся новшества, упрощающие администрирование налога (в частности, отказ от печати на счете-фактуре, переход на электронные счета-фактуры). Так что, на мой взгляд, это как раз тот самый случай, когда условно лучшее, враг условно хорошего. Несмотря на все усилия, «лучшего» можно и не достичь, а потерять при этом уже достигнутое «хорошее» (пусть и весьма условно хорошее) – вполне реально.

Захаров Константин
Захаров Константин
7 декабря 2012 г. в 18:14

Пенсионер МВД

Я соглашусь с мнениями всех экспертов. И с тем, что любые изменения в налоговом законодательстве влияют на функционирование всей налоговой (в узком смысле) и бюджетной (в широком) систем, и что необходимо учитывать исторический опыт уже «пережитого» нами налога с продаж, и с тем, что диспропорции фискализации перекошены в пользу федерального бюджета и обложения населения.

Я только отмечу, что при катастрофической ситуации с модернизацией экономики, внедрением новых технологий и методов научной организации труда, которые только и могут радикально оздоровить ситуацию в социальной сфере страны, необходимо, чтобы каждый чиновник, каждый административный пупырышек, взявшийся комментировать ситуацию в налоговой сфере, а уж тем паче, предлагать некие нововведения, просто обязан знать и аргументировать свою позицию с научной (истинной) точки зрения. Налоговая система выполняет четыре задачи (функции, принципы). Фискальную – пополнение доходной части бюджета. Регулирующую – народнохозяйственные пропорции в интересах развития отечественных отраслей экономики, прежде всего, генерирующих НТП. Стимулирующую – снижение издержек при производстве и реализации продукции, снижение цен (инфляции), развитие по современному типу постиндустриальной экономики, а не по экстенсивному типу, когда конечные результаты экономической деятельности достигаются всего лишь двумя путями – снижением затрат и ускорением оборота капитала. Оценочная, контрольная функция – дающая истинное представление о состоянии дел на отдельном предприятии, отрасли, экономики в целом, с целью принятия грамотных и адекватных экономических решений.

Если какое-либо должностное лицо не будет, при высказывании любых мнений по налогообложению, аргументировать свою позицию с точки зрения выполнения комплексного и динамического одновременно всех функций налоговой системы, его надо публично выводить на Красную площадь, приспускать штаны и бить кнутом до тех пор, пока он не соизволит объяснить правильно и грамотно свою позицию. Как положено.

Теперь о налоге с продаж и косвенных налогах, в частности. Это те самые налоги, которые включаются (утяжеляют) цену конечной продукции для потребителя (НДС, акцизы и пр.), то есть эту цену увеличивают и действуют как дополнительные инфляторы. А должны действовать как дефляторы. С инфляцией у нас все борются-борются, а побороть не могут. Не хотят.

Надо находить в цепочке общественного воспроизводства такие объекты налогообложения, которые «заставят» предпринимателя снижать издержки производства, повышать качественные показатели роста – капиталоотдачу, энергоемкость и др. То есть облагать налогами расходы предприятий. И тогда, только идиоту, придет в голову мысли растягивать через цепочки подставных фирм путь товаров и услуг (часто липовых) на пути от производителя до потребителя. Надо думать головой. А не прочими местами тела. Борьба с прокладками (однодневками всегда носила трудоемкий, бессистемный и малопродуктивный характер). Сфера теневой экономики находится вне контроля налоговых органов. Ну пригласите вы грамотных специалистов, они вас хоть научат правильно использовать терминологию налогообложения, зарубежный и отечественный опыт (крайне богатый, кстати).

Зиязова Елена
Зиязова Елена
10 декабря 2012 г. в 13:49

юрист

Соглашусь с мнениям экспертов, что налог с продаж не обладает какими-либо значительными преимуществами перед налогом на добавленную стоимость. При этом, введение налога с продаж может существенным образом повлиять на социальную обстановку в стране, а также изменить налоговую нагрузку на бизнес и население.
Мало того, практическое внедрение этой идеи в ближайшие годы невозможно. Проблема в том, что Россия, как участник Таможенного союза, не может в одностороннем порядке заменить НДС другим налогом.
Отмечу, что в 2011 году уже поднимался вопрос отмены НДС и возврата к системе взимания налога с продаж. Необходимость указанной меры обосновывалась проблемами с администрированием НДС и потерями бюджета при его возмещении. Вопрос так и остался в теоретической плоскости.
На мой взгляд, следует направить усилия на устранение недостатков существующей системы налогообложения, а не ломать ее.
Тем более опыт применения налога с продаж у нас уже имеется: он действовал в последние годы существования Советского Союза, а затем дважды включался в российскую налоговую систему. В период с 2002 по 2004 г. НДС и налог с продаж взимались одновременно.

Еременко Евгения
Еременко Евгения
11 декабря 2012 г. в 15:14

Налоговый юрист

Эти налоги имеют как общие черты, так и существенные отличия. НДС – это налог на стоимость товаров с налоговым вычетом, налог с продаж  имеет обычно тот же объект налогообложения, но уже без  налоговых вычетов. В этом и есть принципиальное отличие этих налогов.

Пожалуй, единственным плюсом налога с продаж является его явная простота в расчете и администрировании по сравнению с НДС.

Что же касается выполнения главнейшей функции налогов – фискальной, то здесь большой вопрос: сможет ли налог с продаж заменить НДС и обеспечить поступление в бюджет достаточной доли доходов.

Основной проблемой НДС, как известно, является незаконное его возмещение из бюджета. Налоговые органы постоянно «жалуются» на сложности его администрирования. Вместе с тем, юридическая конструкция этого налога позволяет обеспечивать стабильный доход бюджета.

Отсутствие НДС в России затруднит внешнеэкономические отношения с третьими странами, в которых взимается НДС, ведь экспортеры будут уплачивать НДС в стране назначения, а следовательно, на стоимость НДС они будут вынуждены увеличить цену товара. Ввиду участия России в Таможенном Союзе ЕврАзЭС это очень не выгодно.

Мамина Ирина
Мамина Ирина
14 декабря 2012 г. в 8:34

ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой», Генеральный директор

Налог с продаж проще рассчитывается, легче администрируется, значительно уменьшает налоговые риски. Для бизнеса налог с продаж предпочтителен, по сравнению с НДС.

Для бюджета более интересен НДС за счет «временной» оттяжки вычета налога у налогоплательщиков по сравнению с начислением, что влечет бесперебойное и беспроцентное привлечение средств в доходы бюджета.

Уверена, что НДС ни отменять, ни заменять на налог с продаж не будут. Слишком велик риск потерять стабильный финансовый приток налоговых поступлений в бюджет.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться