Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Набиуллина поручила разобраться с американскими налоговиками

Набиуллина поручила разобраться с американскими налоговиками

Окончательные предложения по применению в России американского «антиотмывочного» закона представят ей через две недели 

06.09.2012
Известия
Автор: Анастасия Алексеевских

По информации «Известий», на прошлой неделе состоялось совещание у помощника президента Эльвиры Набиуллиной, посвященное вопросам применения американского «антиотмывочного» закона, который вступает в силу 1 января 2013 года. В совещании приняли участие представители администрации президента, Минфина, МИДа, ЦБ, ФСФР, ФНС и Национального платежного совета (НПС). Последний предложил пять вариантов применения норм FATCA в российских условиях. По итогам встречи участникам было дано поручение в двухнедельный срок подготовить окончательные предложения для формирования переговорной позиции.

Кого касается FATCA

По закону о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act; FATCA) иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны заключить с Налоговым управлением США (IRS) специальные соглашения. По ним банки обязаны контролировать наличие средств на счетах и отчитываться об этом перед IRS. Американские банки давно и регулярно предоставляют сведения о своих клиентах IRS. Теперь предполагается распространить систему сбора информации об американских налогоплательщиках в глобальном масштабе. Если это требование не будет исполняться, американские налоговики могут принудительно удерживать 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.

Чтобы сократить риски, возникающие при заключении «прямых» соглашений иностранных финансовых учреждений с IRS, некоторые страны (Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария и Япония) объявили о намерении заключить с США соглашения по применению FATCA на межгосударственном уровне. В результате финансовые учреждения данных стран будут освобождены от 30-процентного налога и получат упрощенный механизм передачи информации об американских налоговых резидентах. В России пока такой механизм не реализован.

Опасаясь, что российские игроки понесут материальные и репутационные потери, НПС в июле направил письмо главе правительства Дмитрию Медведеву с просьбой инициировать разработку механизма исполнения в России требований американского закона. Реакцией на письмо стало совещание у Набиуллиной: на нем НПС сформулировал пять вариантов применения FATCA в России, рассказал «Известиям» президент НПС Андрей Емелин.

Налево пойдешь

По первому сценарию необходимо заключение межправительственного соглашения между РФ и США, по которому отечественные банки будут подписывать индивидуальные договоры с IRS и направлять ей информацию об американских налогоплательщиках напрямую — но в порядке, установленном национальным законодательством. Такая модель реализуется в Швейцарии и Японии. По мнению Андрея Емелина, этот вариант с учетом оставшегося до 1 января времени является наиболее приемлемым, но несет риски нарушения законодательства о банковской тайне.

Вторая модель также предполагает заключение международного соглашения, но уже о централизованной передаче информации (модель реализована во Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании и Нидерландах). В соответствии с ней банки будут передавать нацрегулятору сведения об американских налогоплательщиках, а тот, в свою очередь, — в IRS. США, в свою очередь, обязуются передавать налоговым службам стран-партнеров информацию по счетам их налоговых резидентов, открытых в американских финансовых организациях.

Третья модель, непосредственно урегулированная американским законом, также предполагает заключение российскими банками прямых соглашений с IRS, но влечет еще большую нагрузку на банки. Помимо информирования американских налоговиков, они должны будут сами удерживать 30-процентный налог с тех, кто отказывается сотрудничать с IRS, а также закрывать их счета. Емелин отмечает, что при таком сценарии наряду с угрозой нарушения банковской тайны возникает проблема безакцептного списания денежных средств в пользу иностранного государства.

Емелин отмечает, что для реализации этих трех вариантов надо принимать дополнительные законы и проработать технологические цепочки уже к 1 октября 2012 года. А в срок до 1 января 2013 года нужно заключить соглашение с США на межправительственном уровне, а также проинформировать банки о реализации именно этого варианта во избежание заключения ими индивидуальных договоров с IRS.

— Учитывая сроки вступления требований FATCA в силу и объем работ, мы просто можем не успеть его реализовать, — считает Емелин. — В результате участники рынка понесут прямые убытки от 30-процентных списаний, а также репутационные риски — как не участвующие в FATCA.

Можно вообще отказаться от FATCA

В четвертом случае предлагается перенести сроки введения норм FATCA в отношении России. Но, по словам Емелина, вероятность реализации такого сценария крайне низка. Последний же вариант предусматривает отказ от участия в исполнении FATCA вообще, говорит Емелин:

— Но тогда банки понесут прямые убытки в виде сумм, удержанных IRS, а также репутационные риски в масштабах международной финансовой системы. 

По словам Емелина, в основу федерального закона, который бы регулировал применение норм FATCA в России, должно обязательно лечь межправительственное соглашение с США, заключенное в рамках договора об избежании двойного налогообложения. Но пока власти не определились, какой из вариантов будет в итоге реализован. Процесс разработки механизма применения FATCA идет, но очень медленно.

— МИД готовит переговорную позицию, в Минфине собирают аналитические материалы, ЦБ тоже нужно скорее определиться, ведь на банковском рынке почти 1 тыс. участников, которые могут пострадать. Между тем вопрос применения американского закона впервые поднимался еще полтора года назад, но процесс сдвинулся с мертвой точки только сейчас, — говорит Емелин.

Собеседник «Известий» подчеркивает, что банки понесут существенные разовые затраты на переналадку ПО (миллионы долларов в рамках каждой крупной кредитной организации), а также его доработку в случае внесения изменений в FATCA. 

Соответственно, высока вероятность роста стоимости банковских продуктов для клиентов, говорит Емелин, расходы на выполнение игроками непрофильных функций всегда в конечном счете сказываются на клиентах — скажем, в виде повышения ставок по ссудам. Есть и еще одна отсроченная проблема — необходимость периодического прохождения российскими банками проверки на соответствие требованиям американского налогового закона.

Пойдет ли Россия на компромисс с собственными законами

— Наиболее благоприятный и удобный сценарий для России — комбинированный, — считает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. — Вначале необходимо взять швейцарскую и японскую модели (индивидуальные договоры) и работать по этой схеме до заключения международного соглашения между Россией и США о централизованной передаче информации. Иначе данная инициатива неадекватна и неправомочна, будет носить односторонний характер и нанесет серьезный ущерб прежде всего российским банкам.

Главный бухгалтер банка «Стройкредит» Ирина Осипова считает, что есть смысл придерживаться третьей модели, которая предполагает централизованную передачу информации и заключение соглашения между США и Россией об избежании двойного налогообложения.

— В любом случае при внедрении нововведений банки понесут существенные издержки, — говорит начальник службы финансового мониторинга СМП Банка Инга Тумасьева. — Но выхода у них не будет, поскольку в ином случае они окажутся выброшенными из системы: выполнение требований FATCA фактически принято мировым сообществом.

Начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий уверен, что нестыковки российского внедрения FATCA приведут к росту рисков американских резидентов. Рост этих рисков негативно отразится на инвестиционной привлекательности России и будет способствовать оттоку капитала из России. За I квартал 2012 года в Россию из США в пользу физлиц-нерезидентов поступило $37 млн, а из России в США физлица-нерезиденты перевели $134 млн. 

Зампред Абсолют Банка Андрей Ларкин подчеркивает, что в настоящее время требования FATCA противоречат нормам Конституции, Уголовного кодекса (в части неприкосновенности частной жизни), закону «О банках и банковской деятельности» (нарушение банковской тайны), законодательству о персональных данных (за эти нарушения предусмотрена в том числе уголовная ответственность). Эксперт также отмечает, что удержание 30-процентного налога в пользу IRS может расцениваться как незаконный отъем, кража или растрата.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться