Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Как не нарваться на однодневку

Как не нарваться на однодневку

Борьба с фирмами-однодневками в России развернулась по всем фронтам. Согласно закону, наскоро принятому в последние дни работы Госдумы 5-го созыва, налогоплательщики оказываются в весьма ущербном положении — на них ложится львиная доля ответ­ственности за связи с «недобросовестными» контр­агентами. Если проверка была проведена некачественно, налогоплательщик попадает в незавидное положение, которое в худшем случае может «увенчаться» статьей УК

22.12.2011
РБК daily
Автор: Дмитрий Малышев, эксперт «круглого стола» финансовых директоров, руководитель департамента налоговой безопасности и судебной защиты КСК групп

Риск заключить договор с недобросовестным поставщиком сейчас чрезвычайно велик — сегодня только 23% зарегист­рированных организаций сдают достоверную отчетность и уплачивают налоги. Согласно действующему налоговому законодательству организация имеет право скорректировать свои налоговые отчисления и уменьшить их на произведенные расходы по налогу на прибыль и на вычеты по НДС. Однако если в ходе налоговой проверки будет установлено, что компания заключила договор с недобросовестным поставщиком и не проявила должную степень осмотрительности, инспекция может отказать в уменьшении налогооблагаемой базы. Причем в этом случае в бюджет дополнительно придется уплатить более 50% от суммы сделки с контрагентом.

Чтобы избежать столь серьезных финансовых неприятностей, компания при выборе своих контрагентов обязана проявить должную осмотрительность. Поскольку в законе четко не прописано, что понимается под этим термином, на практике проверить его действие можно только посредством судебных актов арбитражных судов. Вот некий оптимальный перечень документов и действий, которые должна выполнить компания при заключении договора, чтобы не стать жертвой «должной осмотрительности».

1. Прежде всего, при заключении договора компания должна убедиться, что контрагент зарегистрирован в качестве налого­плательщика. Для этого нужно запросить выписку из ЕГРЮЛ. Некоторые судьи считают, что этого достаточно, так как в выписке указан и ИНН, и название контрагента, и даже генеральный директор. К тому же в выписке содержится информация из федерального реестра, которая признается достоверной, пока не докажут обратное. Другие судьи считают, что выписку может получить кто угодно по любой организации (а это может свидетельствовать об отсутствии непосредственного общения с контрагентом и, как следствие, отсутствии реальности сделки). Поэтому помимо выписки рекомендуется запросить копию устава и копию свидетельства о постановке на учет, заверенные подписью генерального директора и печатью.

2. Кроме этого компания должна убедиться в полномочиях лица, которое подписывает документы от имени контрагента. Кроме выписки из ЕГРЮЛ нужно запросить копию приказа о назначении генерального директора, копию приказа о назначении главного бухгалтера и копию доверенности, если вдруг документы подписаны по доверенности.

3. Если контрагент осуществляет лицензионный вид деятельности, необходимо также запросить копию лицензии.

Это тот самый минимум, который компания обязана выполнить при заключении договора: подтвердить правоспособность контрагента, убедиться в полномочиях лиц, которые представляют интересы контрагента, и запросить копию лицензии. В противном случае, если контр­агент окажется однодневкой, проблемы с налоговой и судами гарантированы.

Для усиления своей позиции организация может вести деловую переписку со своим контрагентом о согласовании существенных условий заключаемой сделки и протокольно оформлять свои встречи. Да, это накладно, но такие шаги будут свидетельствовать о наличии деловой цели при заключении договора и реальности совершения сделки. Ведь именно отсутствие реальности пытаются доказать налоговики, обвиняя компанию в связях с фирмой-однодневкой.

Можно разработать регламент по работе с контрагентами, в котором будет прописано, кто из сотрудников имеет право вести переговоры с контрагентом, какие документы необходимо запрашивать, какую контактную информацию необходимо запросить и т.д. Однако стоит быть аккуратным в установлении перечня запрашиваемых документов. Если согласно регламенту компания должна получить тот или иной документ от своего контрагента, а в итоге она его не получила и все равно подписала договор, то возникнет масса вопросов как со стороны инспекции, так и со стороны суда. Вовсе не нужно стараться запросить как можно больше документов от своего поставщика, достаточно запросить тот минимум, который требует суд. Своими силами компания все равно не сможет проверить своего контрагента так, как его может проверить налоговая. Полномочий не хватит... Поэтому главный девиз компании, которая не хочет стать «жертвой» нового законодательства, — выбор «золотой середины».

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться