
Аналитика / Налогообложение / Нарушение санитарных правил в детских учреждениях. Как правильно квалифицировать административное правонарушение
Нарушение санитарных правил в детских учреждениях. Как правильно квалифицировать административное правонарушение
Административным органом была проведена проверка средней школы по соблюдению санитарного законодательства Российской Федерации. Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, указав на неправильную квалификацию административного правонарушения, в связи с чем постановление подлежит отмене. Является ли довод организации обоснованным?
17.05.2011Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложенияВопрос №1: Административным органом была проведена проверка организации (образовательное учреждение – школа) по соблюдению санитарного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки административным органом было выявлено нарушение п. 6.14 СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», а именно: не производилось просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.
По результатам проверки административным органом было вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании».
Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, указав на неправильную квалификацию административного правонарушения, в связи с чем постановление подлежит отмене.
Является ли довод организации обоснованным?
Ответ: Довод организации является обоснованным.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу п. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Пунктом 6.14 Санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» СП 2.3.6.1079-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001 установлено, что мытье столовой посуды ручным способом производят в следующем порядке:
– механическое удаление остатков пищи;
– мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны;
– мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 40 град. C и добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньшем, чем в первой секции ванны; - ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. C с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
– просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.
Однако, в рассматриваемой ситуации просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажа не производилось, в связи с чем организация была привлечена административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Однако в ст. 6.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из вышеперечисленных норм, следует, что ст. 6.7 КоАП РФ является специальной по отношению к ст. 6.3 КоАП РФ.
Следовательно, оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию.
Согласно п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Аналогичная позиция содержится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 24.04.2008 г. № Ф03-А04/08-2/780, постановлении ФАС Центрального округа от 11.01.2010 г. № А48-1860/2009, постановлении ФАС Центрального округа от 11.01.2010 г. № А48-1855/2009.
Материал подготовлен специалистами Центра
методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Темы: Административное производство (особенности)  
- 02.02.2023 Совет Федерации предлагает отменить штрафы за показ иностранных фильмов
- 30.08.2022 Депутаты придумали для автомобилистов новый штраф в 100 тысяч рублей
- 29.08.2022 Компании получат оборотные штрафы при утечке данных свыше 10 тысяч граждан
- 18.07.2022 Административные штрафы для бизнеса смягчены
- 02.06.2022 Налогооблагаемый доход в случае невозмещения ущерба имуществу работодателя
- 08.07.2020 Ответственность за нарушение в бухгалтерском учете: настоящее и будущее
- 16.11.2018 Письмо ФНС России от 09.11.2018 г. № ОА-4-17/21827@
- 16.10.2018 Письмо Минфина России от 24.09.2018 г. № 03-04-05/68136
- 18.09.2017 Письмо ФНС России от 05.09.2017 г. № ОА-3-17/5973@
Комментарии