Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Владислав Корочкин: «Зарегистрировать бизнес в России сегодня легко, а вот вести – намного сложнее, чем в других странах»

Владислав Корочкин: «Зарегистрировать бизнес в России сегодня легко, а вот вести – намного сложнее, чем в других странах»

О том, каковы будут последствия повышения тарифов страховых взносов для развития бизнеса и для инвестиционного климата в России, а также о том, чем чревато, вообще, повышение налоговой нагрузки рассказал Taxpravo.Ru Владислав Корочкин, вице-президент ОПОРЫ России

21.02.2011
Российский налоговый портал
Автор: Фаина Филина

Подводя итоги за прошедшие кризисные годы, что положительного из намеченной вами программы удалось сделать и что не получилось? Какие коррективы вы намерены ввести в программу действий организации. Какие новые цели и задачи будут поставлены перед деловым сообществом? 

Главная цель – не допустить пересмотра ранее принятых в условиях кризиса правильных решений, поскольку тенденция ревизии многолетней работы Правительственной комиссии по Административной реформе и Правительственной комиссии по поддержке и развитию малого бизнеса просматривается достаточно отчетливо.   

Необходимо укрепление института саморегулирования во всех сферах деятельности малого бизнеса как инструмента одновременного снижения государственных расходов и издержек предприятий на преодоление административных барьеров.

На ваш взгляд, все налоговые льготы уже «выбраны» и пришло время повышать налоговую нагрузку на бизнес? 

Налоговая нагрузка на бизнес, на реальное производство (в частности, товаров народного потребления), у нас и так много выше, чем в странах-конкурентах.  Это делает нашу продукцию заведомо менее конкурентоспособной и на внутреннем и, особенно, на внешнем рынке. Повышать налоговую нагрузку в такой ситуации в канун вступления в ВТО – мягко говоря, не разумно.  Если мы, конечно, не хотим окончательно добить весь не сырьевой сектор экономики. 

Сам вопрос о «льготах» не вполне корректен.  Особый режим и определенные оптимальные для экономической деятельности налоговые ставки нельзя называть льготами.   

Снижать экономическую активность, повышая налоги с единственной целью пополнения доходной части бюджета, не наведя должного порядка в расходной части, – не верно.  

Вы думаете, когда Россия все-таки вступит в ВТО?

Вероятность вступления в 2011 году возрастает. 

Что это даст нам?

Вступление в ВТО усилит конкуренцию на внутреннем рынке. Может быть, это, наконец, заставит мыслить и предпринимателей и чиновников категориями необходимости конкуренции не только с соседним регионом, но и с соседним более развитым соседом. 

Как вы думаете, какая часть бизнеса уйдет на «серую» сторону из-за повышения ставок страховых взносов? Каковы долгосрочные последствия этого решения? 

Негативные.  Фонды вряд ли смогут существовать без дефицита. По некоторым оценкам, даже после повышения тарифов дефицит Пенсионного фонда к 2020 году будет составлять около 6% ВВП. То есть стратегическая задача таким способом все равно не решается.   

Если же проанализировать потенциальное уменьшение  налоговой базы вследствие  снижения налога на прибыль,  потери рентабельности большого количества малых компаний (прежде всего, сегодняшних плательщиков ЕНВД) с уходом их в теневую зону, а также вследствие закрытия тех, кто не сумеет работать в новых условиях, можно прогнозировать не только сокращение сектора малого и среднего бизнеса, но и значительное ухудшение финансового положения многих муниципальных образований. При этом, о том, что придется закрывать бизнес в конце 2010 года заявляли около 20% участников опроса, проведенного ОПОРой.

На ваш взгляд, почему бы не дать право налогоплательщикам уменьшать страховые взносы на суммы направляемые на добровольное медицинское и пенсионное страхование? 

Нужно дать. Скорее всего, арифметика латания дыр в фондах и бюджете не позволяет принять вполне логичное решение.  Добровольные взносы расходуются как бы на того, кто их платит. А деньги нужны для выплат действующим пенсионерам.

По каким направлениям (налогам), на ваш взгляд, будет происходить ужесточение фискальной политики? 

По каким угодно.  Теряется логика и стратегические ориентиры.  Скорее всего, как обычно налоги будут собирать не с того, с чего надо, а с того,  где удобно….

Много льгот в НК (и не только) предусмотрено для «инновационных» компаний и предпринимателей, а также для тех, кто занимается предоставлением социальных услуг. Как вы оцениваете эти льготы, являются ли они работающими действительно?

Имеется в виду ЕСН (страховые взносы)? 

Да, я имею в виду пониженные ставки страховых взносов для инновационного бизнеса и ряд налоговых амортизационных льгот по НИОКР.

Конечно, это будет иметь некоторый эффект. При том, что всегда надо помнить – за инновациями «гоняются» практически во всех странах, все крупные и не очень крупные корпорации. Поэтому тот уровень комфортности и выгодности для реализации их у нас, на территории РФ, если мы хотим этого добиться, должен превышать уровень уже обеспеченный где-то за рубежом. 

Кроме глобальной кооперации с каждым месяцем усиливается глобальная конкуренция.  Думаю, что для обеспечения этого вида нашей конкурентоспособности – в борьбе за самые перспективные разработки – мы делаем только самые первые и очень робкие шаги. Тактические политические задачи в большинстве случаев перевешивают нужные стратегические решения.

Как вы считаете, в кризис и сейчас – увеличилось или уменьшилось количество проверок, давление контролирующих органов на бизнес? 

В прошлом году их число уменьшилось.  По опросам предпринимателей, в 2010 году количество контрольных мероприятий снизилось. При этом, на некоторые группы предприятий усилилось давление  со стороны налоговых органов. 

Вообще, легко ли в России вести бизнес? Легко ли начинать молодым предпринимателям?  

Начать – то есть зарегистрировать компанию, сегодня достаточно легко.  Хотя  и сложнее,  чем во многих других странах,  где существует упрощенно-заявительный порядок начала бизнеса для начинающих предпринимателей.  Вести же бизнес намного сложнее.  Много больше времени и денег требуется на всевозможную административную работу, сдачу различной отчетности,  взаимодействие с контрольно-надзорными органами и т.д.  Нормативно-правовая база все еще в этом ключе не достаточна адекватна.

Как в этой сфере помогает ОПОРА?

Преодолевая барьеры на пути начинающих и действующих предприятий.  Прежде всего, в головах чиновников.  Потому что главный барьер – именно там.

Можно ли строить бизнес у нас в стране, не опираясь на административный ресурс? Хорошо это или плохо?

Можно.  Но не всякий.  Задача уничтожения административной конкуренции и замены ее прозрачной хозяйственной – одна из главных целей организованного (цивилизованного) предпринимательского сообщества.  К сожалению,  многие все еще воспринимают любые организации такого рода исключительно как инструмент приближения к административному ресурсу.

Как вы оцениваете работу существующих особых экономических зон (ОЭЗ)? Считаете ли вы, что там действительно проще вести бизнес с точки зрения административных барьеров?

Наверное… Но это больше для крупного бизнеса. Малый – он ближе к народу. Существует и действуют там, где живет большая часть людей.  Думаю, потенциал этого вида специальной поддержки национальной экономики слабо реализован также в связи отсутствием четкой и жесткой установки: все условия для ведения бизнеса в таких «зонах»  должны быть лучшими, чем в КНР, Турции и любой иной стране мира. По крайней мере, для определенного типа предприятий – где-то – малых, где-то – средних, где-то – крупных.

Во время кризиса в России увеличилась и коррупция. Как, на ваш взгляд, можно бороться с этой извечной проблемой?

Коррупция  приросла не взятками, а разнообразными институциональными способами «извлечения необоснованной выгоды».  Значительная часть методов, хоть и не весь комплект, обозначен в национальном плане.   Пока остается за скобками, кроме обязательного декларирования доходов и расходов всех госслужащих и членов их семей,  внедрение антикоррупционых механизмов на уровне коммерческих организаций,  общественных объединений и всевозможных окологосударственных структур. Это - госкорпорации, естественные монополии, ГУПЫ и прочее, которые могли бы быть эффективными при обеспечении надлежащего контроля  со стороны общества. 

Как вы оцениваете иностранные инвестиции – охотно ли инвестор идет сейчас в Россию? Или по-прежнему боятся нашей политики и административных барьеров?

Боятся. Но умные идут охотно.  Наш бизнес во многих сферах растет медленно, оставляя гигантские ниши для крупных и не очень иностранных игроков.  Общее правило – чем больше риски, тем больше потенциальная прибыль – актуально. 

При этом, как мне кажется, основная политика большинства «развитых»  стран – стараться максимально долго сохранять производство на своей территории, используя Россию исключительно как рынок сбыта своих товаров.  Одновременно стараясь не отдать его конкурентам и не  позволить слишком сильно развиться внутреннему производителю.

Разместить:
Александр
5 марта 2011 г. в 11:07

Последнее определение особенно понравилось! Не дают нам развиваться, причем специально! Я, так думаю, что скандал с гречкой из Китая был сделан специально! Нынешнему премьеру это выгодно, дополнительная денежка в карман, а на народ наплевать с Красной Звезды Кремля! А, то что на Алтае этой гречки хоть чреслом жри никто не хотел говорить, а с/х производители не знают как ее вывезти и реализовать в стране, ведь они выращивают, а не продают, потому-что не дают продавать!!!!!!!!!!!!!!!!!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика