Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / В бизнесе главное — мотивы

В бизнесе главное — мотивы

Регионы снижают налог на прибыль

08.10.2010
РБК daily
Автор: Олег Чиркунов, Губернатор Пермского Края

В 2006 году Пермский край одним из первых снизил налог на прибыль. Губернаторы удивлялись, кто-то крутил пальцем у виска. Но прошло четыре года, грянул кризис, а в крае налог так и не повысили и коллапса так и не случилось. На днях Свердловская область также объявила о снижении налога на прибыль до пермского уровня — 15,5%. РБК daily попросила губернатора Пермского края поделиться с регионами опытом низкого налогообложения в своей колонке.

Давайте с философии начнем. Для чего снижают налоги? Для того чтобы бизнес развивался. Значит, если налог снижен, это уже само по себе хорошо? Хорошо! И это самое главное. Точка! Тут главный вопрос, справилась ли власть при снижении налога со своими полномочиями. Если справилась, значит, все правильно.

Государство должно изымать из экономики минимум — только на то, чтобы справляться со своими базовыми обязательствами. При этом надо так: собрали дорожный налог — построили на них дороги. Сравнили: собираем с автолюбителя меньше, чем тратим на дороги? Значит, мы транспортные издержки датируем за счет каких-то других вещей. Значит, нужно (страшная вещь!) поднять транспортный налог. Но! При этом снизить какие-то другие налоги. Надо давать экономике правильный сигнал.

Есть налоги, которые точно надо снижать, и есть налоги, которые точно надо повышать. Концепцию налоговой политики излагать не готов, но по ощущениям скажу: нужно повышать пользовательские налоги (проехал — заплати, обратился в больницу — ФОМС заплати), то есть разложить доходы бюджета в соответствии с расходами, сбалансировать их. И второй критерий: там, где идет развитие производства, снижать, там, где идет потребление, повышать. То есть если бизнесмен зарабатывает и при этом инвестирует, то у него должна быть минимальная налоговая нагрузка. А как только он решил деньги из дела достать и купить себе 600-й «мерседес», то, как в любой цивилизованной стране, ему должны сказать: «Дружок, извини, раскошеливайся!»

Сейчас у нас как? У тебя работает предприятие, ты заработал в этом году. И дальше отстегни, пожалуйста, налог на прибыль. Все оставшееся уже направляй на развитие предприятия. Правда, надо сказать, что немножко упростилась система, частично ты сможешь это списать. Все-таки налог на прибыль бизнес платит до того, как становится понятно, пойдет прибыль на инвестиции или на выплату дивидендов. Так что сказать, что это правильный налог, нельзя.

Здесь еще другой аспект. Крупные компании могут сами выбрать регион, где разместят центр прибыли. То есть вот я снизил и говорю: ребята, несите деньги мне! Опять же мотивирую бизнес. И вот результат: в 2006 году мы собрали 17 млрд руб. налога, а в 2008-м — уже 35 млрд руб.

Теперь с точки зрения бюджета. Бюджет — это такая корова, которую если ты один раз чуть лучше покормил, то уже меньше кормить не сможешь. Государство тратит много и нерационально. Раздутие бюджетов в «жирные» годы — это очень опасно. Что, я считаю, нужно делать регионам? Стараться не тратить свои деньги и самое главное — не раздувать свои обязательства и формировать «подушку безопасности». В Пермском крае поступления по налогу на прибыль упали в кризисный 2009 год вдвое. Но мы смогли безболезненно это пережить, потому что не тратили поступления предыдущего года. За «жирные» годы мы при консолидированном бюджете в 104 млрд руб. накопили резервов в 20 млрд руб. И это при низкой ставке налогообложения, которая действует с 2006 года.

Снижение ставки налога на прибыль приемлемо, конечно, не для всех регионов, хотя бы потому, что не все живут за свой счет. Пермский край — специфический регион. У нас 25% доходов бюджета формируется за счет нефти, 25% — за счет хлористого калия. Они в прямой зависимости от мировой конъюнктуры. Так что это нестабильные доходы. Поэтому мы и стараемся уменьшить их роль за счет привлечения центров прибыли из других отраслей экономики. Вывод — при формировании бюджетной политики каждый регион должен понять, где у него риски, и сбалансировать их.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться