Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Информационное Письмо ВАС о некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЭ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Информационное Письмо ВАС о некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЭ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЭ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 22.04.2010 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Москва 30 марта 2010 г.

О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЭ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающими­ся применения статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 №312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (да­лее - Закон № 312-ФЗ), Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального коиституционЕюго за­кона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» информирует арбит­ражные суды (далее - суды) о выработанных рекомендациях.

1. Согласно части 1 статьи 5 Закона № 312-ФЗ[*] этот Закон вступил в силу с 01.07.2009.

Исходя из части 2 статьи 5 Закона № Э12-ФЗ уставы обществ с ограни­ченной ответственностью (далее — общества), созданных до 01.07.2009, под­лежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции Закона № 312-ФЭ и Фе­деральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об обществах с ограниченной ответствен­ностью) в редакции Закона № 312-Ф3 при первом изменении уставов таких обществ,

В силу данной нормы правомерным является отказ регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав общест­ва, который ранее не был приведен в соответствие с названными законода­тельными актами, представленных в регистрирующий орган после вступле­ния в силу Федерального закона от 17.12.2009 № 310-ФЗ «О внесении изме­нения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть пер­вую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законода­тельные акты Российской Федерации», если ни из заявления о государствен­ной регистрации, ни из решения о внесении изменений в устав не следует, что эти изменения направлены на приведение устава общества в соответствие с указанными законодательными актами.

2. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации (абзац первый пункта 3 статьи 2 Закона об об­ществах с ограниченной ответственностью).

Однако поскольку учредительные документы общества утверждаются до его государственной регистрации (статьи 11, 52, 54 и 55 Закона об обще­ствах с ограниченной ответственностью), то положения статьи 5 Закона №312-Ф3 об уставах и учредительных договорах обществ, созданных до 01.07.2009, распространяются также и на общества, запись о создании которых (как в результате учреждения, так и в результате реорганизации) вне­сена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Реестр) после 01.07.2009, но заявление о регистрации которых было подано до этой даты.

  1. Судам необходимо учитывать, что положения законодательных ак­тов, в которые Законом № 312-Ф3 внесены изменения, в редакции этого За­кона (далее - новое законодательство) применяются к отношениям, возни­кающим после 01.07.2009 (за исключениями, предусмотренными частями 6, 7, 10 статьи 5 Закона № 312-Ф3), независимо от того, приведены ли уставы обществ в соответствие с новым законодательством.
  2. При разрешении споров о ликвидации обществ по искам регистри­рующих органов на основании пунктов 2 и 3 статьи 61 ГК РФ и пункта 2 ста­тьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной ре­гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации юридических лиц) судам надлежит учитывать, что не­выполнение обществом предусмотренной частью 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ обязанности по приведению в соответствие с новым законодатель­ством своего устава при первом его изменении после вступления в силу Фе­дерального закона от 17.12,2009 № 310-ФЗ не относится к нарушениям зако­на, имеющим неустранимый характер.

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации соответствующих изменений устава общества (часть 1 статьи 134 и часть 1 статьи 135 Арбитражного процессуального ко­декса Российской Федерации). Суд может также отложить судебное разбира­тельство (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), предложив обществу представить в регистрирующий орган упомянутые документы не позднее установленного в определении суда сро­ка.

В случае невыполнения обществом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отло­жении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого общества, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом на­рушении части 2 статьи 5 Закона № 312-ФЭ, допущенном обществом при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона о регистрации юридических лиц).

  1. Судам следует иметь в виду, что неприведение устава общества в со­ответствие с новым законодательством в порядке, определенном частью 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, не влечет никаких ограничений правоспособности общества, а также не влечет ограничения оборотоспособности долей в устав­ном капитале данного общества.

Неприведение устава общества в соответствие с новым законодатель­ством не может являться основанием для признания недействительными сде­лок общества, для отказа кредитных организаций в открытии такому общест­ву банковских счетов или проведении операций по ним, отказа регистри­рующих органов в государственной регистрации прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним, отказа нотариусов в нотариальном удостоверении сделок с долями или частями долей в уставном капитале общества (далее - доли), отказа регистрирующих органов во внесении изменений в сведения об обществе, содержащиеся в Реестре, не связанных с изменением устава обще­ства (в том числе касающихся перехода долей), либо в государственной реги­страции юридических лиц, создаваемых путем реорганизации общества, или во внесении записи о ликвидации общества и т. д.

Независимо от приведения устава общества в соответствие с новым за­конодательством его участники вправе отчуждать свои доли в уставном ка­питале общества, передавать нх в залог и т.д.

  1. Судам надлежит учитывать, что общее собрание участников общест­ва, устав которого не приведен в соответствие с новым законодательством, вправе после 01.07.2009 принимать решения о реорганизации или ликвида­ции общества, а также о внесении в устав изменений, не связанных с приве­дением его в соответствие с новым законодательством (об изменении устав­ного капитала общества, об изменении места нахождения общества и т.д.). Вместе с тем такие изменения устава в силу части 2 статьи 5 Закона № Э12-ФЗ не могут быть зарегистрированы ранее изменений, связанных с приведением устава в соответствие с новым законодательством.
  2. Судам необходимо иметь в виду, что при представлении после 01.07.2009 в регистрирующий орган документов для государственной реги­страции в связи с прекращением общества при его реорганизации, ликвида­ции (в том числе при банкротстве) или исключении общества из Реестра по решению регистрирующего органа приведения устава общества в соответст­вие с новым законодательством не требуется.
  3. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 14 Закона об обществах с ог­раниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ размер уставного капитала общества должен быть не менее десяти тысяч рублей, тогда как ра­нее действовавшая редакция этой нормы предусматривала, что он должен был составлять не менее стократной величины минимального размера опла­ты труда, установленного федеральным законом на дату представления до­кументов для государственной регистрации общества.

Судам следует учитывать, что из указанного изменения не вытекает обязанности обществ, созданных до 01.07.2009, увеличить свой уставный ка­питал до размера, установленного новой редакцией Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в государствен­ной регистрации изменений, вносимых в устав общества (в том числе в связи с приведением его в соответствие с новым законодательством), по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, преду­смотренному пунктом 1 статьи 14 Закона об обществах с ограниченной от­ветственностью в редакции Закона № 312-ФЗ.

  1. Согласно части 4 статьи 5 Закона № Э12-ФЗ учредительные догово­ры обществ с 01.07.2009 утрачивают силу учредительных документов. Исхо­дя из положений статьи 89 ГК РФ и статьи 12 Закона об обществах с ограни­ченной ответственностью (в редакции Закона № 312-Ф3) единственным уч­редительным документом общества с 01.07.2009 является устав.

Вместе с тем предусмотренные учредительными договорами права и обязанности сохраняют силу только для сторон этих договоров и применяют­ся в части, не противоречащей новому законодательству (часть 3 статьи 5 За­кона № 312-ФЭ).

После 01.07.2009 стороны заключенного до этой даты учредительного договора вправе изменить его или расторгнуть по общим правилам главы 29 ГК РФ, при этом соответствующие соглашение и (или) изменения не подле­жат государственной регистрации в Реестре.

  1. Судам необходимо иметь в виду, что до 01.07.2009 учредители (участники) обществ на основании пункта 2 статьи 421 ГК РФ вправе были заключать договоры, аналогичные предусмотренному в настоящее время пунктом 3 статьи 8 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-Ф3 договору об осуществлении прав участников об­щества, которые сохраняют силу и после 01.07.2009.
  2. В случае совершения после 01.07.2009, но до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством сделки по отчуждению доли, приобретенной до 01.07.2009, согласно части 7 статьи 5 Закона № 312-Ф3 проверка нотариусом полномочия отчуждающего долю лица на распоряжение ею осуществляется на основании устава общества в последней его редакции по состоянию на 01.07.2009, определяемой в соответствии с выпиской из Реестра. Если общество состоит из одного участника, то нота­риусу дополнительно должно быть представлено решение единственного уч­редителя (участника) о создании общества либо документы, устанавливаю­щие переход к лицу всех долей в уставном капитале общества.

Этот порядок применяется и в том случае, если отчуждающее долю ли­цо приобрело ее до 01.07.2009 на основании нотариально удостоверенной сделки.

В указанных в настоящем пункте случаях при поступлении в регистри­рующий орган переданного нотариусом заявления, подписанного участником общества, отчуждающим долю, о внесении в Реестр соответствующих изме­нений правомерными являются действия регистрирующего органа по внесе­нию изменений в сведения об обществе, связанных с отчуждением доли. При этом в Реестр вносятся сведения о размере и номинальной стоимости доли, принадлежащей приобретателю.

  1. В случае поступления в регистрирующий орган после 01.07.2009, но до приведения устава общества в соответствие с новым законодательст­вом заявления о внесении в Реестр изменений в сведения об обществе, ка­сающихся перехода доли в случаях, не требующих нотариального удостове­рения, с приложением документов, подтверждающих основание для перехода доли (пункт 16 статьи 21 и пункт 6 статьи 24 Закона об обществах с ограни­ченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ, пункт 2 статьи 17 За­кона о регистрации юридических лиц в редакции Закона № 312-ФЗ), являют­ся правомерными действия регистрирующего органа по внесению соответст­вующих изменений в сведения об обществе. При этом в Реестр вносятся све­дения о размере и номинальной стоимости доли, принадлежащей приобрета­телю.
  2. При отчуждении до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством доли, приобретенной после 01.07.2009, подтвер­ждение полномочий лица, отчуждающего долю, на распоряжение ею осуще­ствляется в общем порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ. В частности, в этом порядке осуществляется подтверждение пол­номочий лица, отчуждающего долю, приобретенную после 01.07.2009 на ос­новании нотариально удостоверенной сделки (часть 8 статьи 5 Закона № Э12-ФЗ).
  3. В силу части 5 статьи 5 Закона № 312-Ф3 регистрирующий орган одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в устав общества в целях приведения его в соответствие с новым законодательством, вносит в Реестр сведения о размерах и номинальной стоимости долей участ­ников общества на основании его устава в последней зарегистрированной до 01.07.2009 редакции, а также вступивших в законную силу и поступивших в регистрирующий орган на момент государственной регистрации указанных изменений решений судов о принадлежности долей в уставном капитале об­щества.

При внесении в Реестр таких сведений должны учитываться изменения, связанные с переходом долей, изменением их размеров и (или) номинальной стоимости, внесенные в Реестр в установленном порядке после вступления в силу Закона № 312-ФЗ.

  1. Несмотря на то, что с 01.07.2009 сведения о размерах и номиналь­ной стоимости долей участников общества исключены из перечня сведений, которые должен содержать устав общества (пункт 1 статьи 12 Закона об об­ществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-Ф3), наличие таких сведений в представленных после этой даты в регистрирую­щий орган изменениях устава общества не является основанием для отказа в их государственной регистрации. Однако в названном случае эти сведения не являются основанием для изменения содержавшихся в Реестре сведений об участниках общества; они также не учитываются регистрирующим органом при реализации положений части 5 статьи 5 Закона № 312-ФЗ.
  2. Судам надлежит учитывать, что норма части 6 статьи 5 Закона № 312-ФЗ о возможности внесудебного опровержения внесенных в Реестр сведений о размерах и номинальной стоимости долей нотариально удостове­ренными документами или заявлениями, подписанными всеми указанными в Реестре участниками общества, распространяется только на те сведения, ко­торые были внесены регистрирующим органом в Реестр на основании устава общества в последней зарегистрированной до 01.07.2009 редакции одновре­менно с государственной регистрацией изменений, вносимых в устав в целях приведения его в соответствие с новым законодательством (часть 5 статьи 5 Закона №312-Ф3).
  3. При рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующего органа судам следует иметь в виду, что после 01.07.2009 рассмотрение (в том числе принятие решения о государственной регистрации или об отказе в ней) оставшихся не рассмотренными к этой дате документов, представленных в регистрирующий орган до 01.07.2009 непо­средственно или отправленных по почте до 01.07.2009, осуществляется в со­ответствии с положениями ГК РФ, Закона об обществах с ограниченной от­ветственностью и Закона о регистрации юридических лиц в редакции, дейст­вовавшей до вступления в силу Закона № Э12-ФЗ, в том числе в части того, кто может быть заявителем при государственной регистрации.
  4. Если до 01.07.2009 доля от одного лица перешла к другому, однако до этой даты не были зарегистрированы изменения учредительных докумен­тов общества в части такого перехода, то после 01.07.2009 внесение в Реестр соответствующих изменений в сведения об участниках общества осуществ­ляется по заявлению лица, указанного в пункте 1.4 статьи 9 Закона о регист­рации юридических лиц в редакции Закона № 312-Ф3 (кроме случаев, когда заявление было представлено или направлено по почте в регистрирующий орган до этой даты). В частности, при отчуждении участником доли по дого­вору заявителем может быть только этот участник, но не само общество. За­явление о внесении соответствующих изменений в Реестр может быть пере­дано в регистрирующий орган как самим заявителем, так и нотариусом.

При рассмотрении споров о признании незаконным отказа нотариуса в свидетельствовании подлинности подписи заявителя в указанном случае су­дам следует иметь в виду, что нотариус вправе требовать предоставления ему документов, аналогичных предусмотренным частью 7 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, и документов, являющихся основанием для перехода доли, но не вправе требовать предоставления именно нотариально удостоверенного до­говора об отчуждении доли, поскольку до 01.07.2009 такое удостоверение этих договоров не являлось обязательным в силу закона.

  1. В связи с введением с 01.07.2009 обязательной нотариальной фор­мы договора залога доли (пункт 2 статьи 22 Закона об обществах с ограни­ченной ответственностью в редакции Закона № 312-Ф3) судам следует учи­тывать, что договоры залога долей, заключенные до этой даты в простой письменной форме, сохраняют силу и после этой даты.

Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации юри­дических лиц в редакции Закона № 312-Ф3 после 01.07.2009 в Реестр вклю­чаются сведения о передаче долей в залог.

В связи с этим, если договор залога доли был заключен до 01.07.2009, то после этой даты сведения об этом залоге (с указанием вида обременения (залога) доли и срока, в течение которого такое обременение будет действо­вать, либо порядка установления этого срока) могут быть внесены в Реестр по заявлению залогодателя. При этом заявление о внесении соответствующих изменений в Реестр может быть передано в регистрирующий орган как са­мим заявителем, так и нотариусом.

  1. Поскольку в силу пункта 2 статьи 185 ГК РФ доверенность на со­вершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариаль­но удостоверена, а согласно абзацу первому пункта 11 статьи 21 и пункту 2 статьи 22 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли, и договор залога доли подлежат нотариальному удостоверению, то полномочия представите­лей на совершение таких сделок, основанные на доверенностях, выданных до 01.07.2009 в простой письменной форме, с 01.07.2009 прекратились.
  2. Согласно пункту 1 статьи 94 ГК РФ и пункту 1 статьи 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в редакции Закона № 312-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества, если это предусмотрено уста­вом общества. Право участника общества на выход из него может быть пре­дусмотрено уставом общества при его учреждении или при внесении изме­нений в его устав по решению общего собрания участников общества, приня­тому всеми участниками общества единогласно, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с частью 10 статьи 5 Закона № 312-Ф3 до 01.01.2010 внесение в уставы обществ, созданных до дня вступления в си­лу Закона № Э12-ФЗ, изменений, предусматривающих право участника об­щества выйти из него, осуществляется по решению общего собрания участ­ников общества, принятому тремя четвертями голосов от общего числа голо­сов участников общества.

Суды, применяя указанные нормы, должны учитывать, что если устав общества, созданного до 01.07.2009, содержал положение о праве участников общества на выход из общества, то это право сохраняется у них и после этой даты независимо от того, внесены ли в устав общества изменения в связи с приведением его в соответствие с новым законодательством. Если устав об­щества, созданного до дня вступления в силу Закона № 312-Ф3, не содержал такого положения, то с 01.07.2009 его участники не имеют права выйти из общества в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона об обществах с ог­раниченной ответственностью. Такое право может быть закреплено в уставе тремя четвертями голосов от общего числа голосов участников общества до 01.01.2010 (часть 10 статьи 5 Закона № 312-Ф3) или после этой даты всеми участниками общества единогласно (абзац второй пункта 1 статьи 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-Ф3).

В тех случаях, когда право участников общества на выход из общества прекратилось в связи со вступлением в силу Закона № 312-Ф3, судам следует иметь в виду, что не считается вышедшим из общества участник, направив­ший по почте до 01.07.2009 заявление о выходе из общества, если оно было получено обществом после этой даты, поскольку пункт 2 статьи 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в прежней редакции преду­сматривал, что в случае выхода участника из общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества, то есть с мо­мента поступления этого заявления обществу.

  1. В силу пункта 1 статьи 31.1 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-Ф3 общество ведет список уча­стников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, раз­мере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приоб­ретения обществом. Общество обязано обеспечивать ведение и хранение спи­ска участников общества с момента государственной регистрации общества.

Судам следует иметь в виду, что общества, созданные до 01.07.2009, обязаны вести список участников общества только с этой даты, в связи с чем после 01.07.2009 такие общества начинают ведение данного списка с внесе­ния в него всех необходимых сведений по состоянию на эту дату. Внесения в такой список сведений об изменениях состава участников общества и разме­ров их долей, имевших место с даты государственной регистрации общества до 01.07.2009, не требуется,

  1. При рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующих органов, связанных с внесением записей в Реестр после 01.07.2009, судам необходимо иметь в виду, что формы № Р11001 «За­явление о государственной регистрации юридического лица при создании», № Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации», №Р13001 «Заявление о государствен­ной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юриди­ческого лица», № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не свя­занных с внесением изменений в учредительные документы», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, не позволяют реализовать требования Закона № 312-ФЗ.

Поэтому до утверждения новых форм уполномоченным Правительст­вом Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Зако­на № 312-Ф3) внесение в Реестр регистрирующим органом записей на осно­вании не указанных форм заявлений, а форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу www.nalog.ru (письмо ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-б/511@), само по себе не является основанием для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.

А.А. Иванов

Кроме того, судам при рассмотрении споров о признании незаконными отказов нотариусов в свидетельствовании подлинности подписи на указан­ных заявлениях следует учитывать, что составление такого заявления по ре­комендованной ФНС России форме до утверждения новых форм уполномо­ченным Правительством Российской Федерации федеральным органом ис­полнительной власти само по себе не может являться основанием для такого отказа.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок