
Законодательство / Законопроекты / Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от _______________ № ___________
О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 и со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3609) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить:
прилагаемый Порядок проведения Министерством юстиции Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
прилагаемый Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
2. Установить, что разъяснения о применении указанных Порядков дает Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Признать постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 10, ст. 1240) утратившим силу.
4. Министерству юстиции Российской Федерации в 2-месячный срок:
утвердить положение об аккредитации независимых экспертов, осуществляющих экспертизу проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от ______________ № ____
П О Р Я Д О К
проведения Министерством юстиции Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов
I. Общие положения
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза) осуществляется в целях выявления в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Антикоррупционная экспертиза проводится с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", настоящим Порядком и методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждаемой Правительством Российской Федерации (далее - методика).
II. Вопросы антикоррупционной экспертизы
3. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении:
а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями - при проведении правовой экспертизы;
б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении правовой экспертизы;
в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при осуществлении их государственной регистрации;
г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при осуществлении мониторинга их применения.
4. Результаты антикоррупционной экспертизы оформляются в соответствии с методикой и отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам антикоррупционной экспертизы по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.
5. Порядок организации проведения антикоррупционной экспертизы в Министерстве юстиции Российской Федерации и его территориальных органах определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
III. Учет результатов антикоррупционной экспертизы
6. Заключения Министерства юстиции Российской Федерации по результатам антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом.
7. Коррупциогенные факторы, выявленные в проекте нормативного правового акта, устраняются структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций - разработчиками проекта нормативного правового акта.
8. В случае несогласия федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа или организации - разработчика проекта нормативного правового акта с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов, разработчик вносит указанный проект нормативного правового акта на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от __________ № _____
П О Р Я Д О К
проведения независимой антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
I. Общие положения
1. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - независимая антикоррупционная экспертиза) осуществляется в целях выявления в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
II. Независимые эксперты
2. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится аккредитованными в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждаемой Правительства Российской Федерации (далее - методика).
3. Положение об аккредитации независимых экспертов утверждается Министерством юстиции Российской Федерации.
Основными требованиями и условиями для проведения аккредитации независимых экспертов являются:
а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 3 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица, предусмотренным подпунктом «б» настоящего пункта;
б) для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.
4. Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет. Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельства об аккредитации не взимается. Форма свидетельства об аккредитации утверждается Министерством юстиции Российской Федерации.
Аккредитация аннулируется Министерством юстиции Российской Федерации в случаях:
а) добровольного отказа независимого эксперта от аккредитации в письменной форме;
б) непроведения независимой антикоррупционной экспертизы более 2 лет.
5. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет в установленном им порядке ведение Государственного реестра независимых экспертов, аккредитованных на проведение антикоррупционной экспертизы.
III. Независимая антикоррупционная экспертиза
проектов нормативных правовых актов
6. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится в отношении:
а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями;
б) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций.
В отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
7. Независимую антикоррупционную экспертизу не могут проводить юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта нормативного правового акта, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти или иного государственного органа - разработчика проекта нормативного правового акта.
8. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, иной государственный орган или организация - разработчик указанных проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» на постоянное хранение с указанием дат начала и окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов.
Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти - разработчиком указанных проектов нормативных правовых актов, не может быть меньше срока, установленного для их рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями.
9. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов или организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина или устанавливающих правовой статус организаций, федеральный орган исполнительной власти, иной государственный орган или организация - разработчик указанных проектов в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в юридическую службу указанного федерального органа, иного государственного органа или организации размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» на постоянное хранение с указанием дат начала и окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов.
Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом или организацией - разработчиком указанных проектов нормативных правовых актов, не может быть меньше срока их рассмотрения юридической службой указанного органа или организации.
10. По итогам независимой антикоррупционной экспертизы составляется заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, оформляемое в соответствии с методикой и по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти, иному государственному органу или организации - разработчику проекта нормативного правового акта по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
11. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом.
Коррупциогенные факторы, выявленные в проекте нормативных правовых актов, устраняются структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций - разработчиков проекта нормативного правового акта.
12. По результатам рассмотрения заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
В случае несогласия федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа или организации - разработчика проекта нормативного правового акта с результатами независимой антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов, разработчик вносит указанный проект нормативного правового акта на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.
К проекту нормативного правового акта, вносимому федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом или организацией - разработчиком проекта на рассмотрение Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации, прилагаются все поступившие заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
IV. Независимая антикоррупционная экспертиза
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти
13. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится в отношении:
а) постановлений Правительства Российской Федерации;
б) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций.
14. Независимую антикоррупционную экспертизу не могут проводить юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке нормативного правового акта, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти или иного государственного органа - разработчика нормативного правового акта.
15. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы постановлений Правительства Российской Федерации направляется в Правительство Российской Федерации.
16. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
17. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Заключение оформляется в соответствии с методикой и по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.
18. Заключения носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом.
19. По результатам рассмотрения заключения независимому эксперту, проводившему независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
В случае согласия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти с заключением, в установленном порядке готовится проект (проекты) нормативного правового акта, устраняющего выявленные коррупциогенные факторы.
-----------------------------------------------
Замечания и предложения направлять на адрес электронной почты: korneev_aa@minjust.ru
Комментарии