Законодательство / Законопроекты / Проект федерального закона о внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации
Проект федерального закона о внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации
Статья 1.
Внести в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3219; 2005, № 1, ст. 38; 2006, № 23, ст. 2380; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 31) следующие изменения:
1. Подпункт пятый пункта 2 в статье 333.9 изложить в следующей редакции:
«5) забор воды из водных объектов для воспроизводства водных биологических ресурсов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;».
2. В статье 333.12:
а) Пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и
экономическим районам в следующих размерах:
1) при заборе воды из:
поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
Экономический район |
Бассейн реки, озера |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м воды, забранной |
|
|
|
из поверхностных водных объектов |
из подземных водных объектов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Северный |
Волга |
600 |
768 |
|
Нева |
528 |
696 |
|
Печора |
492 |
600 |
|
Северная Двина |
516 |
624 |
|
Прочие реки и озера |
612 |
756 |
Северо-Западный |
Волга |
588 |
780 |
|
Западная Двина |
576 |
732 |
|
Нева |
516 |
684 |
|
Прочие реки и озера |
564 |
744 |
Центральный |
Волга |
576 |
720 |
|
Днепр |
552 |
684 |
|
Дон |
588 |
768 |
|
Западная Двина |
612 |
708 |
|
Нева |
504 |
612 |
|
Прочие реки и озера |
528 |
672 |
Волго-Вятский |
Волга |
564 |
672 |
|
Северная Двина |
504 |
624 |
|
Прочие реки и озера |
540 |
660 |
Центрально- Черноземный |
Днепр |
516 |
636 |
|
Дон |
672 |
804 |
|
Волга |
564 |
708 |
|
Прочие реки и озера |
516 |
636 |
Поволжский |
Волга |
588 |
696 |
|
Дон |
720 |
840 |
|
Прочие реки и озера |
528 |
684 |
Северо-Кавказский |
Дон |
780 |
972 |
|
Кубань |
960 |
1140 |
|
Самур |
960 |
1152 |
|
Сулак |
912 |
1080 |
|
Терек |
936 |
1116 |
|
Прочие реки и озера |
1080 |
1308 |
Уральский |
Волга |
588 |
888 |
|
Обь |
564 |
912 |
|
Урал |
708 |
1068 |
|
Прочие реки и озера |
612 |
780 |
Западно-Сибирский |
Обь |
540 |
660 |
|
Прочие реки и озера |
552 |
684 |
Восточно-Сибирский |
Амур |
552 |
660 |
|
Енисей |
492 |
612 |
|
Лена |
504 |
612 |
|
Обь |
528 |
696 |
|
Озеро Байкал и его бассейн |
1152 |
1356 |
|
Прочие реки и озера |
564 |
684 |
Дальневосточный |
Амур |
528 |
672 |
|
Лена |
576 |
684 |
|
Прочие реки и озера |
504 |
612 |
Калининградская область |
Неман |
552 |
648 |
|
Прочие реки и озера |
576 |
672 |
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод
в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
Море |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м морской воды |
1 |
2 |
Балтийское |
17 |
Белое |
17 |
Баренцево |
13 |
Азовское |
30 |
Черное |
30 |
Каспийское |
23 |
Карское |
10 |
Лаптевых |
9 |
Восточно-Сибирское |
9 |
Чукотское |
9 |
Берингово |
11 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) |
11 |
Охотское |
15 |
Японское |
16 |
2) при использовании акватории:
поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:
Экономический район |
Налоговая ставка (тыс.рублей в год) за 1 кв.км используемой акватории |
1 |
2 |
Северный |
322 |
Северо-Западный |
340 |
Центральный |
308 |
Волго-Вятский |
290 |
Центрально-Черноземный |
301 |
Поволжский |
305 |
Северо-Кавказский |
344 |
Уральский |
320 |
Западно-Сибирский |
302 |
Восточно-Сибирский |
282 |
Дальневосточный |
313 |
Калининградская область |
308 |
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:
Море |
Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв.км используемой акватории |
1 |
2 |
Балтийское |
338 |
Белое |
277 |
Баренцево |
307 |
Азовское |
449 |
Черное |
498 |
Каспийское |
422 |
Карское |
157 |
Лаптевых |
151 |
Восточно-Сибирское |
150 |
Чукотское |
140 |
Берингово |
262 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) |
293 |
Охотское |
353 |
Японское |
385 |
3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:
Бассейн реки, озера, моря |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.кВт.ч электроэнергии |
1 |
2 |
Нева |
22 |
Неман |
22 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень |
23 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря |
22 |
Северная Двина |
22 |
Прочие реки бассейна Белого моря |
23 |
Реки бассейна Баренцева моря |
22 |
Амур |
23 |
Волга |
25 |
Дон |
24 |
Енисей |
34 |
Кубань |
22 |
Лена |
34 |
Обь |
31 |
Сулак |
18 |
Терек |
21 |
Урал |
21 |
Бассейн озера Байкал и река Ангара |
33 |
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря |
21 |
Реки бассейна Чукотского и Берингова морей |
26 |
Прочие реки и озера |
12 |
4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:
Бассейн реки, озера, моря |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава |
1 |
2 |
Нева |
3312 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень |
3411 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря |
3046 |
Северная Двина |
3300 |
Прочие реки бассейна Белого моря |
2909 |
Печора |
3108 |
Амур |
2952 |
Волга |
3274 |
Енисей |
3171 |
Лена |
3293 |
Обь |
3154 |
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях |
2367 |
».,
б) В пункте 3 слова «70 рублей за одну тысячу кубических метров воды» заменить словами «112 рублей за одну тысячу кубических метров воды».
в) Дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:
«4. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для рыбоводства устанавливается в размере 100 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
5. Водопользователями, осуществляющими учет воды, забранной из водного объекта, на основании показателей водоизмерительных приборов, ставка водного налога применяется с коэффициентом Кп=0,95».
Статья 2.
Установить, что с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года включительно применяются следующие размеры ставок водного налога:
1) при заборе воды из:
поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
Экономический район |
Бассейн реки, озера |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м воды, забранной |
|
|
|
из поверхностных водных объектов |
из подземных водных объектов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Северный |
Волга |
473 |
605 |
|
Нева |
416 |
548 |
|
Печора |
387 |
473 |
|
Северная Двина |
406 |
491 |
|
Прочие реки и озера |
482 |
595 |
Северо-Западный |
Волга |
463 |
614 |
|
Западная Двина |
454 |
576 |
|
Нева |
406 |
539 |
|
Прочие реки и озера |
444 |
586 |
Центральный |
Волга |
454 |
567 |
|
Днепр |
435 |
539 |
|
Дон |
463 |
605 |
|
Западная Двина |
482 |
558 |
|
Нева |
397 |
482 |
|
Прочие реки и озера |
416 |
529 |
Волго-Вятский |
Волга |
444 |
529 |
|
Северная Двина |
397 |
491 |
|
Прочие реки и озера |
425 |
520 |
Центрально- Черноземный |
Днепр |
406 |
501 |
|
Дон |
529 |
633 |
|
Волга |
444 |
558 |
|
Прочие реки и озера |
406 |
501 |
Поволжский |
Волга |
463 |
548 |
|
Дон |
567 |
662 |
|
Прочие реки и озера |
416 |
539 |
Северо-Кавказский |
Дон |
614 |
765 |
|
Кубань |
756 |
898 |
|
Самур |
756 |
907 |
|
Сулак |
718 |
851 |
|
Терек |
737 |
879 |
|
Прочие реки и озера |
851 |
1030 |
Уральский |
Волга |
463 |
699 |
|
Обь |
444 |
718 |
|
Урал |
558 |
841 |
|
Прочие реки и озера |
482 |
614 |
Западно-Сибирский |
Обь |
425 |
520 |
|
Прочие реки и озера |
435 |
539 |
Восточно-Сибирский |
Амур |
435 |
520 |
|
Енисей |
387 |
482 |
|
Лена |
397 |
482 |
|
Обь |
416 |
548 |
|
Озеро Байкал и его бассейн |
907 |
1068 |
|
Прочие реки и озера |
444 |
539 |
Дальневосточный |
Амур |
416 |
529 |
|
Лена |
454 |
539 |
|
Прочие реки и озера |
397 |
482 |
Калининградская область |
Неман |
435 |
510 |
|
Прочие реки и озера |
454 |
529 |
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
Море |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м морской воды |
1 |
2 |
Балтийское |
13 |
Белое |
13 |
Баренцево |
10 |
Азовское |
23 |
Черное |
23 |
Каспийское |
18 |
Карское |
8 |
Лаптевых |
7 |
Восточно-Сибирское |
7 |
Чукотское |
7 |
Берингово |
8 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) |
9 |
Охотское |
12 |
Японское |
13 |
2) при использовании акватории:
поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:
Экономический район |
Налоговая ставка (тыс.рублей в год) за 1 кв.км используемой акватории |
1 |
2 |
Северный |
149 |
Северо-Западный |
158 |
Центральный |
143 |
Волго-Вятский |
135 |
Центрально-Черноземный |
140 |
Поволжский |
142 |
Северо-Кавказский |
160 |
Уральский |
149 |
Западно-Сибирский |
140 |
Восточно-Сибирский |
131 |
Дальневосточный |
145 |
Калининградская область |
143 |
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:
Море |
Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв.км используемой акватории |
1 |
2 |
Балтийское |
157 |
Белое |
129 |
Баренцево |
143 |
Азовское |
208 |
Черное |
231 |
Каспийское |
196 |
Карское |
73 |
Лаптевых |
70 |
Восточно-Сибирское |
70 |
Чукотское |
65 |
Берингово |
121 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) |
136 |
Охотское |
164 |
Японское |
179 |
3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:
Бассейн реки, озера, моря |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.кВт.ч электроэнергии |
1 |
2 |
Нева |
16 |
Неман |
16 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень |
16 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря |
16 |
Северная Двина |
16 |
Прочие реки бассейна Белого моря |
16 |
Реки бассейна Баренцева моря |
16 |
Амур |
17 |
Волга |
18 |
Дон |
18 |
Енисей |
25 |
Кубань |
16 |
Лена |
25 |
Обь |
22 |
Сулак |
13 |
Терек |
15 |
Урал |
16 |
Бассейн озера Байкал и река Ангара |
24 |
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря |
16 |
Реки бассейна Чукотского и Берингова морей |
19 |
Прочие реки и озера |
9 |
4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:
Бассейн реки, озера, моря |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава |
1 |
2 |
Нева |
2608 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень |
2686 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря |
2398 |
Северная Двина |
2599 |
Прочие реки бассейна Белого моря |
2291 |
Печора |
2448 |
Амур |
2325 |
Волга |
2578 |
Енисей |
2497 |
Лена |
2593 |
Обь |
2483 |
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях |
1864 |
5) ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 88 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Статья 3.
Установить, что с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года включительно применяются следующие размеры ставок водного налога:
1) при заборе воды из:
поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
Экономический район |
Бассейн реки, озера |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м воды, забранной |
|
|
|
из поверхностных водных объектов |
из подземных водных объектов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Северный |
Волга |
375 |
480 |
|
Нева |
330 |
435 |
|
Печора |
308 |
375 |
|
Северная Двина |
323 |
390 |
|
Прочие реки и озера |
383 |
473 |
Северо-Западный |
Волга |
368 |
488 |
|
Западная Двина |
360 |
458 |
|
Нева |
323 |
428 |
|
Прочие реки и озера |
353 |
465 |
Центральный |
Волга |
360 |
450 |
|
Днепр |
345 |
428 |
|
Дон |
368 |
480 |
|
Западная Двина |
383 |
443 |
|
Нева |
315 |
383 |
|
Прочие реки и озера |
330 |
42 |
Волго-Вятский |
Волга |
353 |
420 |
|
Северная Двина |
315 |
390 |
|
Прочие реки и озера |
338 |
413 |
Центрально- Черноземный |
Днепр |
323 |
398 |
|
Дон |
420 |
503 |
|
Волга |
353 |
443 |
|
Прочие реки и озера |
323 |
398 |
Поволжский |
Волга |
368 |
435 |
|
Дон |
450 |
525 |
|
Прочие реки и озера |
330 |
428 |
Северо-Кавказский |
Дон |
488 |
608 |
|
Кубань |
600 |
713 |
|
Самур |
600 |
720 |
|
Сулак |
570 |
675 |
|
Терек |
585 |
698 |
|
Прочие реки и озера |
675 |
818 |
Уральский |
Волга |
368 |
555 |
|
Обь |
353 |
570 |
|
Урал |
443 |
668 |
|
Прочие реки и озера |
383 |
488 |
Западно-Сибирский |
Обь |
338 |
413 |
|
Прочие реки и озера |
345 |
428 |
Восточно-Сибирский |
Амур |
345 |
413 |
|
Енисей |
308 |
383 |
|
Лена |
315 |
383 |
|
Обь |
330 |
435 |
|
Озеро Байкал и его бассейн |
720 |
848 |
|
Прочие реки и озера |
353 |
428 |
Дальневосточный |
Амур |
330 |
420 |
|
Лена |
360 |
428 |
|
Прочие реки и озера |
315 |
383 |
Калининградская область |
Неман |
345 |
405 |
|
Прочие реки и озера |
360 |
420 |
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
Море |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м морской воды |
1 |
2 |
Балтийское |
10 |
Белое |
11 |
Баренцево |
8 |
Азовское |
19 |
Черное |
19 |
Каспийское |
14 |
Карское |
6 |
Лаптевых |
6 |
Восточно-Сибирское |
6 |
Чукотское |
5 |
Берингово |
7 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) |
7 |
Охотское |
10 |
Японское |
10 |
2) при использовании акватории:
поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:
Экономический район |
Налоговая ставка (тыс.рублей в год) за 1 кв.км используемой акватории |
1 |
2 |
Северный |
69 |
Северо-Западный |
73 |
Центральный |
66 |
Волго-Вятский |
62 |
Центрально-Черноземный |
65 |
Поволжский |
66 |
Северо-Кавказский |
74 |
Уральский |
69 |
Западно-Сибирский |
65 |
Восточно-Сибирский |
61 |
Дальневосточный |
67 |
Калининградская область |
66 |
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:
Море |
Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв.км используемой акватории |
1 |
2 |
Балтийское |
73 |
Белое |
60 |
Баренцево |
66 |
Азовское |
96 |
Черное |
107 |
Каспийское |
91 |
Карское |
34 |
Лаптевых |
33 |
Восточно-Сибирское |
32 |
Чукотское |
30 |
Берингово |
56 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) |
63 |
Охотское |
76 |
Японское |
83 |
3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:
Бассейн реки, озера, моря |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.кВт.ч электроэнергии |
1 |
2 |
Нева |
12 |
Неман |
12 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень |
12 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря |
12 |
Северная Двина |
12 |
Прочие реки бассейна Белого моря |
12 |
Реки бассейна Баренцева моря |
12 |
Амур |
12 |
Волга |
13 |
Дон |
13 |
Енисей |
18 |
Кубань |
12 |
Лена |
18 |
Обь |
16 |
Сулак |
10 |
Терек |
11 |
Урал |
11 |
Бассейн озера Байкал и река Ангара |
18 |
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря |
11 |
Реки бассейна Чукотского и Берингова морей |
14 |
Прочие реки и озера |
6 |
4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:
Бассейн реки, озера, моря |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава |
1 |
2 |
Нева |
2070 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень |
2132 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря |
1904 |
Северная Двина |
2063 |
Прочие реки бассейна Белого моря |
1818 |
Печора |
1943 |
Амур |
1845 |
Волга |
2046 |
Енисей |
1982 |
Лена |
2058 |
Обь |
1971 |
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях |
1479 |
Статья 4.
1. Установить, что с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для рыбоводства устанавливается в размере 126 рублей за одну тысячу кубических метров, забранной из водного объекта.
2. Установить, что с 01.01.2013 ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для рыбоводства устанавливается в размере 160 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Статья 5.
Внести в статью 11 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст.2381; 2006, № 50, ст.5279; 2007, № 26, ст. 3075; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 30, ст. 3735; № 52, ст.6441) следующие изменения:
1) дополнить часть 1 пунктом 4 следующего содержания:
«4) использование водных объектов или их частей для целей сплава древесины в плотах и кошелях»;
2) пункт 9 части 2 исключить;
3) дополнить часть 2 пунктами 12 и 13 следующего содержания:
«12) забора (изъятия) водных ресурсов и использования акватории водных объектов для воспроизводства водных биологических ресурсов
13) использования акватории водного объекта для рыбоводства»;
4) пункт 7 части 3 исключить;
5) из пункта 10 части 3 слова «рыбоводства, » исключить.
Статья 6.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу, за исключением подпунктов а) и б) пункта 2 статьи 1 и статьи 2 настоящего Федерального закона.
2. Подпункты а) и б) пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу.
3. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации»
Действующие ставки водного налога были установлены на основе экономических показателей функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню 2004 года, и, несмотря на происходившие изменения экономических условий развития национальной экономики, в том числе водохозяйственного комплекса, до настоящего времени не пересматривались. В результате применения действующих ставок водного налога происходит динамичное снижение реальных поступлений данного налога в федеральный бюджет Российской Федерации.
В то же время, тарифы на воду, отпускаемую потребителям, за период с 2004 года по 2009 год увеличились в 6,2 раза, что привело к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов.
Действующие ставки водного налога не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования (водоемкость производства в России в несколько раз выше в сравнении с промышленно развитыми странами). При этом объемы государственных дотаций хозяйствующим субъектам, целесообразность предоставления которых не имеет экономического обоснования, увеличиваются.
Таким образом, для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами в 2011-2013 годах к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года необходима индексация ставок водного налога.
Учитывая фактическую динамику изменения индекса потребительских цен за 2006-2009 годы и их прогноз на 2010-2013 годы: 1,097 (2006 год), 1,09 (2007 год), 1,141 (2008 год), 1,1166 (2009 год), 1,061 (2010 год), 1,074 (2011 год), 1,069 (2012 год), 1,065 (2013 год) ставки водного налога с 2011 года необходимо увеличить в 1,74 раза.
Однако значительное одномоментное увеличение размера ставок водного налога окажет негативное влияние на экономическое состояние хозяйствующих субъектов и экономики Российской Федерации в целом.
В связи с этим законопроектом предусматривается поэтапная индексация ставок водного налога: с 1 января 2011 года с учетом коэффициента 1,25 к ставкам водного налога, действующим в 2010 году, с 1 января 2012 года – с учетом коэффициента 1,26 к ставкам, действующим в 2011 году, и с 1 января 2013 года – с учетом коэффициента 1,27 к ставкам водного налога, установленным на 2012 год.
В целях предотвращения роста тарифов ЖКХ для населения предлагается в 2011 году не индексировать ставки водного налога и ставки платы за пользование водными объектами за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Повышение ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами предлагается с 2012 года в 1,26 раза и с 2013 года в 1,27 раза. Общий коэффициент индексации ставок платы за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения составит 1,6 раза.
Дифференциация коэффициентов индексации ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами для различных категорий водопользователей необходима для более объективного отражения особенностей ведения деятельности различными категориями водопользователей, учета различий в уровне фискальной нагрузки на водопользователей, различий в уровне конкурентоспособности предприятий различных отраслей, а также в целях недопущения роста тарифов за водопользование и водоотведение для населения.
С учетом опережающих темпов роста средних отпускных цен предприятий гидроэнергетики (за последние 3 года средние отпускные цены на электроэнергию, вырабатываемую ГЭС, выросли в 1,3 – 2,8 раза) ставки водного налога и ставки платы за пользование водными объектами для предприятий гидроэнергетики предлагается повысить в 2,5 раза (1,34 (2011 год), 1,36 (2012 год), 1,38 (2013 год)).
Коэффициент индексации ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами в отношении использования акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, устанавливается на уровне 10 (2,15 (2011 год), 2.16 (2012 год), 2,17 (2013 год)).
Причина – объективно низкий текущий уровень ставок. На сегодняшний день большинство водопользователей используют участки акватории, территория которых не превышает 0,1 кв. км. Плата за использование участков акватории площадью 0,1 кв.км. составляет 3-3,5 тыс.руб. в год. В условиях существующих ставок администрирование многих договоров обходится дороже, чем размер платы, поступающей в рамках этих договоров.
Как показывал проведенный анализ, фискальная нагрузка на основные категории водопользователей («Производство электроэнергии», «Обрабатывающие производства», «Сбор, очистка и распределение воды» -совокупные платежи этих категорий водопользователей составляет 80 % от общей суммы платежей за водопользование, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации), является незначительной.
Например, доля платежей за пользование водным объектом в себестоимости производства электроэнергии в гидроэнергетике в среднем не превышает 3-4 %, в выручке предприятий гидроэнергетики - не более 1,5-3%. При этом рентабельность реализации продукции предприятий гидроэнергетики находится в динамике от 52 до 115 %.
Доля платежей за пользование водным объектом в себестоимости производства электроэнергии компаниями тепловой генерации (ОГК, ТГК) варьируется в диапазоне 0,6-2,1%, рентабельность производства электроэнергии на таких предприятиях составляет 10-14%.
Доля платежей за пользование водным объектом в себестоимости производства обрабатывающих производств не превышает 0,4-0,5%, производственная рентабельность предприятий отрасли варьируется в диапазоне от 15,3 до 43,8%.
Доля платежей за пользование водным объектом в себестоимости предприятий ЖКХ составляет в среднем 1-3% при среднем уровне рентабельности в отрасли 5-7%.
Таким образом, предлагаемая поэтапная индексация ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами не приведет к негативным экономическим последствиям, не скажется на снижении конкурентоспособности предприятий или росте ЖКХ.
Одновременно в целях обеспечения рационального использования водных объектов устанавливаются ставки водного налога и ставки платы за пользование водными объектами в отношении забора (изъятия) воды из водных объектов для рыбоводства (заполнения рыбоводных наливных прудов) на уровне 100 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта, соответственно, а к ставкам водного налога для водопользователей, осуществляющих учет воды, забранной из водного объекта, на основании показателей водоизмерительных приборов, применяется коэффициент Кп=0,95
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации» предусматривает внесение изменений в главу 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации» направлен на пересмотр действующих ставок водного налога, установленных пунктами 1 и 3 статьи 333.12 Кодекса и его принятие не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроектом предусматривается поэтапная индексация ставок водного налога: с 1 января 2011 года с учетом коэффициента 1,25 к действующим ставкам водного налога, с 1 января 2012 года - коэффициента 1,26 к ставкам 2011 года, с 1 января 2013 года – коэффициента 1,27 к ставкам 2012 года.
Указанные коэффициенты рассчитаны на основе фактических показателей индекса потребительских цен за 2005-2009 годы и их прогноза на 2010-2013 годы.
С принятием федерального закона «О внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Водный кодекс Российской Федерации» доходы федерального бюджета предположительно увеличатся: в 2011 году на 1513,25 млн.рублей по сравнению с 2010 годом, в 2012 году на 2629,48 млн.рублей по сравнению с 2011 годом и в 2013 году на 4574,14 млн.рублей по сравнению с 2012 годом.
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от _____________ 2008 г. № ___
г. Москва
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации».
2. Назначить Статс-секретаря - заместителя Министра финансов Российской Федерации Шаталова Сергея Дмитриевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации».
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием проекта
федерального закона «О внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог»
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации»
В связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй части Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации» и не предусматривается признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменения в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Водный кодекс Российской Федерации»
Для реализации Федерального закона в целях синхронизации применения положений главы 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» потребуется подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в указанное постановление.
Комментарии