
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 21 августа 2014 г. N 03-04-05/41871
Письмо Минфина РФ от 21 августа 2014 г. N 03-04-05/41871
12.09.2014
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 августа 2014 г. N 03-04-05/41871
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из обращения следует, что страховая организация по решению суда производит выплаты в связи с нарушением ею в процессе исполнения договоров страхования прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон).
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Суммы возмещаемого по решению суда реального ущерба не являются доходом налогоплательщика и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Компенсационные выплаты, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в пункте 3 статьи 217 Кодекса.
Штрафы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, выплачиваемые страховой организацией в соответствии с вышеуказанным Законом, и возмещаемые судебные расходы в пункте 3 статьи 217 Кодекса не поименованы, и, следовательно, такие выплаты не подлежат освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц.
В то же время в отношении налогообложения возмещаемых страховой организацией судебных и иных расходов, произведенных налогоплательщиком в связи с наступлением страхового случая, необходимо учитывать следующее.
Пунктом 4 статьи 213 Кодекса предусмотрено, что доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется при наступлении страхового случая по договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
При этом согласно абзацу девятому данного пункта не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов, осуществленных в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.
Таким образом, возмещаемые страховой организацией физическому лицу - страхователю судебные и иные расходы, произведенные им в рамках правоотношений, возникших при наступлении страхового случая, по договорам, предусмотренным пунктом 4 статьи 213 Кодекса, не подлежат включению в доход налогоплательщика.
Аналогичной нормы в отношении страховых случаев, не связанных с выполнением договоров добровольного имущественного страхования, статья 213 Кодекса не содержит. В таких случаях суммы возмещения вышеуказанных расходов подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
Комментарии