
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 30 июля 2010 г. N 03-03-06/2/135
Письмо Минфина РФ от 30 июля 2010 г. N 03-03-06/2/135
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июля 2010 г. N 03-03-06/2/135
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) установлен Приказом ФСФР России от 04.03.2010 N 10-13/пз-н.
При этом указанной статьей предусмотрено право налогоплательщика с учетом требований указанной статьи самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Учитывая изложенное, сделки, условиями которых предусмотрена поставка предмета сделки, могут признаваться сделками, налоговая база по которым определяется в общем порядке (ст. 274 НК РФ), при условии, что учетной политикой налогоплательщика для целей налогообложения предусмотрен такой порядок.
С 1 января 2010 г. ст. 326 НК РФ установлено, что требования (обязательства) по сделкам, квалифицированным как сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, не подлежат текущей переоценке в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива с учетом положений указанной статьи.
2. Учитывая вышеуказанные положения ст. 301 НК РФ при заключении поставочной сделки валютный процентный своп, налогоплательщик вправе рассматривать такую операцию для целей налогообложения прибыли организаций как две отдельные операции по привлечению и размещению денежных средств, при условии, что учетной политикой предусмотрен указанный порядок и с учетом фактических обстоятельств операции. Проценты, начисляемые по размещенным и привлеченным средствам в таком случае, будут являться доходами (расходами) в виде процентов (п. 6 ст. 250, пп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ).
3. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенным до 1 января 2010 г., установлены ст. 13 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 281-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона N 281-ФЗ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенным до 1 июля 2009 г., дата завершения которых наступает с 1 января 2010 г., применяются положения гл. 25 НК РФ, в том числе в части переоценки, действовавшие в 2009 г. Убытки по таким сделкам признаются после завершения сделки с 1 января 2010 г. в порядке, установленном НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2010 г.).
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона N 281-ФЗ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенным после 1 июля 2009 г., дата завершения которых наступает с 1 января 2010 г., применяются положения гл. 25 НК РФ, в том числе в части переоценки, действовавшие в 2009 г. Убытки по таким сделкам признаются в порядке, действовавшем в 2009 г.
Таким образом, разъяснение по вопросу о порядке учета убытков по указанным сделкам для целей налогообложения прибыли организаций не может быть дано по причине отсутствия в письме информации о датах заключения сделок.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.07.2010
Комментарии
если москва должна быть международным финансовым центром, то на вопросы вроде второго минфину нужно отвечать