
Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Вносится депутатами Государственной
Думы
В.С. Груздевым,
А.Г. Назаровым,
М.И. Гришанковым,
И.Н. Игошиным,
Б.Л. Резником
Проект №
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Внести в часть первую1 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; 2003, № 27, ст. 2706; № 50, ст. 4847; 2007, №24, ст.2830; 2008, № 49, ст. 5724; 2010, № 1, ст. 4; № 15, ст. 1756) изменение, дополнив абзацем следующего содержания:
«Преступлениями, предусмотренными статьями 159, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 174, 1741, 176 - 178, 180 - 183, 185 – 1854, 190 – 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенными в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, признаются преступления, совершенные акционером, учредителем (участником) хозяйственного общества, лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, либо лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа в организации, а также лицом, выполняющим постоянно или временно (в том
2
числе на основании доверенности), организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в организации, либо лицом, привлекаемым к уголовной ответственности в качестве соучастника, а также в иных случаях.».
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
В целях усиления уголовно-правовой защиты отношений в сфере экономической деятельности 7 апреля 2010 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности, внесены изменения в статью 108 «Заключение под стражу» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Установлено, что заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 174, 1741, 176 - 178, 180 - 183, 185 – 1854, 190 – 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации, при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 4 части первой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В целях защиты ведения бизнеса в России предлагается внести изменение, которое препятствовало бы искусственной криминализации отношений в сфере экономики путем расширительного толкования норм уголовного законодательства, выходящего за рамки уголовной нормы и основанного исключительно на усмотрении правоохранительных органов и судов.
Как показывает практика, понятие «преступлений, предусмотренных статьями 159, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 174, 1741, 176 - 178, 180 - 183, 185 – 1854, 190 – 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации» правоохранительными органами и судами трактуется по-разному.
По-прежнему стабильно высокой остается статистика привлечения лиц к уголовной ответственности по экономическим преступлениям. По данным Верховного суда РФ за 2009 год только по части первой статьи 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса Российской Федерации число осужденных составляет 296 человек, по части второй – 608 соответственно.
В целях единого толкования понятия «преступлений, предусмотренных статьями 159, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 174, 1741, 176 - 178, 180 - 183, 185 – 1854, 190 – 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации», законопроектом предлагается дополнить абзацем часть первую1 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что предлагаемым изменением будет определен перечень лиц, чьи действия могут содержать составы преступлений, предусмотренных статьями 159, 160, 165, совершенные в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 174, 1741, 176 - 178, 180 - 183, 185 – 1854, 190 – 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таковыми могут являться акционеры, учредители (участники) хозяйственного общества, лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, либо лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа в организации, а также лица, выполняющие постоянно или временно (в том числе на основании доверенности), организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, либо лицом, привлекаемым к уголовной ответственности в качестве соучастника, а также в иных случаях.
По мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации являются актуальными в рамках реализации концепции гуманизации уголовного законодательства, проводимой в последнее время в стране.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Принятие федерального закона «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Принятие федерального закона «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Комментарии