Новости / Налогообложение / Налоговая служба будущего
Налоговая служба будущего
На днях Федеральная налоговая служба (ФНС) обнародовала сразу три плана - по реализации концепции административной реформы, закона о совершенствовании налогового администрирования и деятельности ФНС на второе полугодие этого года.
05.10.2006
Согласно плану каждый рубль, затраченный на содержание налоговых органов, должен принести 77,7 руб. налоговых поступлений.
Особый интерес, как обычно, вызывает цель налоговиков. В плане деятельности службы на второе полугодие она сформулирована предельно аккуратно: контроль исполнения законодательства о налогах и сборах, обеспечивающий стабильное повышение налоговых поступлений. «Формально цель, продекларированная налоговиками, - это контроль, - отмечает эксперт аудиторско-консалтинговой компании ФБК Борис Русских. - Но фактическая цель этого контроля - повышение поступлений в бюджет».
Его слова подтверждают и установленные плановые показатели. Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды должно составить 22,1% ВВП. «С одной стороны, хорошо, что в плане говорится о поступлениях, а не о доначислениях по результатам проверок, - говорит директор налогового департамента ЗАО «Правовые консультации» Дмитрий Костальгин. - Но с другой - план по-прежнему привязан к поступлениям в бюджет».
Впрочем, планов у фискалов предостаточно и только поступлениями они не ограничиваются. Как рассказал вчера на конференции «Контроль за налогоплательщиками: новые законы, новые правила» начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин, в настоящее время Минфин и ФНС совместно разрабатывают комплекс мероприятий, которые должны решить проблему во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков. В ФНС созданы подразделения по работе с налогоплательщиками, рассмотрения их жалоб, отделы собственной безопасности. Разрабатываются стандарты и регламенты деятельности налоговых органов, где детально прописывается пошаговая процедура их действий при рассмотрении заявлений налогоплательщиков, принятии тех или иных решений.
«Внедряется такой сервис, как электронная сверка между налогоплательщиком и налоговым органом», - говорит г-н Разгулин. По его словам, эта процедура получит новый импульс в связи с введением обязательного предоставления отчетов в электронном виде.
«Импульс здесь может быть только один: проблемы с программным продуктом, который разработан ФНС и ее подрядчиками, лягут на плечи компаний», - предостерегает Дмитрий Костальгин. Сама по себе система сверки расчетов с бюджетом online не так плоха, выписку о состоянии лицевого счета она отправляет автоматически. «Но, чтобы получить корректные данные, в систему вовремя должна попасть не только декларация, но и платежка, - поясняет г-н Костальгин. - А сейчас временной лаг задержки данных об уплате налогов составляет полтора - два месяца».
Не стоит рассчитывать на то, что ситуация быстро изменится к лучшему. Судя по планам ФНС, к концу этого года технология организации доступа налогоплательщика к персональным данным информационных ресурсов налоговых органов, то есть к своему лицевому счету, должна быть внедрена только в 50 регионах.
А вот сдачу деклараций в электронном режиме будут стимулировать повсеместно. Причем в Минфине уверены, что за неготовность инспекций к их приему и различные технические сбои налогоплательщикам отвечать не придется. По крайней мере этому должен поспособствовать один из критериев, по которым будет оцениваться эффективность работы инспекторов, - количество налогоплательщиков, использующих электронную форму взаимодействия с налоговыми органами.
До конца года появятся и другие критерии оценки эффективности работы сотрудников. По ним будут оцениваться результаты контрольной работы, например количество налогоплательщиков, отобранных для проведения выездных проверок на основании информации, полученной от внешних источников. О качестве работы с налогоплательщиками можно будет судить по количеству жалоб на налоговиков. Кроме того, со следующего года вводится материальное стимулирование налоговых органов в случае достижения ими обозначенных критериев. «Все эти меры направлены на совершенствование взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, - отмечает Сергей Разгулин. - Но мы сами прекрасно понимаем, что процесс этот бесконечен».
Комментарии