
Новости / Налогообложение / Судьям скрывать нечего
Судьям скрывать нечего
Верховный суд считает неприемлемым предложение Высшего арбитражного суда о декларировании доходов судей. В Верховном суде считают, что это противоречит Конституции, и опасаются, что сведения об имуществе судей могут быть использованы в целях политической борьбы. Конкуренция в судебной власти усиливается, констатируют эксперты.
21.09.2006В июне 2006 г Высший арбитражный суд (ВАС) внес в Думу поправки в закон “О статусе судей”, предусматривающие обязательное декларирование судьями имущества. Если поправки примут, с апреля 2007 г. судьи должны будут ежегодно заполнять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, банковских вкладах и ценных бумагах. Отчеты должны сдаваться председателю суда по месту работы и могут быть переданы в средства массовой информации по официальному запросу редакции. Порядок проверки сведений устанавливается высшими судами.
В распоряжении “Ведомостей” оказался отзыв Верховного суда (ВС) на инициативу ВАС, подписанный зампредом ВС Владимиром Радченко. Декларирование доходов в нем названо “неприемлемым” для судов общей юрисдикции. Поправки противоречат Конституции, считают в ВС: она предусматривает только судебный надзор, а ВАС предлагает введение административного контроля председателей за подчиненными.
Публикация сведений о доходах судей может быть использована “в целях политической борьбы” и станет доступной для “криминальных элементов”, тревожится ВС, а с точки зрения борьбы с коррупцией предлагаемые меры практически бесполезны: в декларациях не учитываются имущество, оформленное на других лиц, и наличные средства. Вполне достаточно ограничиться декларациями в налоговые органы, настаивают в ВС.
Законопроект легко не пройдет и, возможно, потребует доработки, признает руководитель аппарата ВАС Игорь Дроздов, но в нем должен остаться ряд принципиальных позиций. Подача деклараций в налоговую службу противоречит принципу независимости судей от государства, именно поэтому собирать сведения должны сами суды. Речь не о том, чтобы создавать там дополнительные контролирующие структуры, уверяет Дроздов: скорее это будет база данных, которой можно будет воспользоваться — например, для ответа на запрос СМИ.
Руководитель правового департамента Минэкономразвития Николай Попов называет законопроект “одним из пилотных вариантов” и обещает, что его подвергнут значительной переработке: в рамках Федеральной целевой программы “Развитие судебной системы в 2006-2011 гг.” на это выделено 2 млн руб.
Не впервые инициатива одного из высших судов не находит понимания в другом. В предыдущем случае председатель ВАС Антон Иванов выступал с резкой критикой проекта Административного кодекса, инициированного ВС.
Законопроект пока проходит первичную экспертизу и еще не рассматривался для первого чтения, успокаивает член комитета по госстроительству Госдумы Виктор Похмелкин. Позиция Верховного суда понятна: никто не хочет дополнительного контроля за собой, улыбается депутат, а проблема в том, что по этому вопросу пока нет четкой позиции в администрации президента, поскольку обсуждается несколько различных вариантов контроля за доходами судей.
Контроль (в том числе и общественный) за доходами должностных лиц — абсолютно нормальная процедура для всех цивилизованных стран, говорит директор российского отделения “Транспаренси Интернешнл” Елена Панфилова. Россия недавно ратифицировала конвенцию по борьбе с коррупцией, а по всем международным стандартам судьи входят в категорию “политически заметные персоны”, подпадающую под особый финансовый контроль. Но декларирование доходов имеет какой-то смысл только в том случае, если предусматривает порядок проверки и санкции за недостоверное декларирование, вздыхает она, иначе все сведется к тому, что было с информацией о доходах крупных российских чиновников: “Они эту чушь опубликовали, все посмотрели, посмеялись и разбежались”.
ВС защищает прежде всего корпоративные интересы, констатирует политолог Алексей Макаркин: судьи не хотят второй серии судебной реформы в том виде, как ее проводил Дмитрий Козак. Им надо, чтобы их оставили в покое. А Иванов — человек для судебной власти новый и пытается за счет новаций повысить свое влияние в системе.
Очевидна конкуренция между ветвями судебной власти, говорит директор юридической фирмы “Русские эксперты” Александр Шмаков: “Технократические и наиболее либеральные инициативы исходят от ВАС. Суды общей юрисдикции в силу собственной консервативности ему противостоят. Это конкуренция идей, которая перерастает в борьбу за лидерство в судебной системе”.
Комментарии