
Новости / Новости ФНС / Об отдельных вопросах налогообложения единым социальным налогом.
Об отдельных вопросах налогообложения единым социальным налогом.
Разъяснения Министерства Финансов
10.07.2008Об отдельных вопросах налогообложения единым социальным налогом
Разъяснены вопросы налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организациями врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также о применении регрессивной шкалы ставок единого социального налога к налоговой базе возникшего в результате реорганизации юридического лица.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 03-04-07-02/11 от 27.05.2008
По отдельным вопросам налогообложения единым социальным налогом
Минфин России рассмотрел письмо ФНС России от 12.03.2008 N05-1-01/56 по вопросам налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организациями врачам - специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также о применении регрессивной шкалы ставок единого социального налога к налоговой базе возникшего в результате реорганизации юридического лица, и сообщает следующее.
1. По вопросу налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организациями работникам, призванным на военные сборы, в том числе лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, а также врачам - специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Минфин России уточняет свою позицию, ранее изложенную в письме от 28.05.2007 N03-04-0702/8, направленном в ваш адрес.
Объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. в частности, по трудовым договорам.
Вместе с тем, в отдельных случаях. предусмотренных законодательством, работодатели обязаны освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время и если выполняемая в рамках исполнения государственных и общественных обязанностей работа, не входит в круг его служебных обязанностей в качестве работника организации.
Пунктами 1 и 2 статьи б Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе (далее - Закон N53-ФЗ), в частности, установлено, что граждане на время медицинского освидетельствования для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Указанные выплаты не связаны с выполнением трудовых обязанностей в рамках трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Учитывая изложенное, данные выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом.
Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила), предусмотрено, что выплата указанных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами на основании предоставляемых получателями компенсаций соответствующих документов или их копий, подтверждающих фактические расходы.
Если какие-либо из поименованных в пункте 2 Правил видов расходов, по которым организациями или гражданами может быть получена компенсация, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие виды расходов в сведениях, направляемых в военный комиссариат, не указываются.
Кроме того, военные комиссариаты не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций произвести уплату каких-либо налогов (в т.ч. ЕСН) с выплат работнику за время прохождения им военных сборов.
По вопросу налогообложения выплат среднего заработка врачам- специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Закона N53-ФЗ. следует учитывать, что такие лица при направлении в военный комиссариат для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования граждан продолжают исполнять свои трудовые обязанности только вне постоянного места работы.
Оснований, обязывающих врачей-специалистов и средний медицинский персонал участвовать в мероприятиях, связанных с реализацией Закона N5З-ФЗ, вне рамок трудовых или гражданско-правовых отношений в настоящее время, по нашему мнению, не имеется.
В связи с этим выплаты упомянутым врачам - специалистам и среднему медицинскому персоналу, признаются объектом налогообложения единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Таким образом, в отношении указанного медицинского персонала, Военными комиссариатами на основании подпункта З пункта 2 вышеупомянутых Правил, осуществляются компенсации расходов организации, связанные как с выплатой среднего заработка врачам- специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, командировочных (суточных) расходов, так и с уплатой сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных на выплаты данного среднего заработка.
Аналогичное разъяснение было направлено в Минобороны России письмом от 12.05.2008 N 0З-04-08-02/13.
2. В отношении вопроса о применении регрессивной шкалы ставок единого социального налога к налоговой базе возникшего в результате реорганизации юридического лица, сообщаем, что позиция Минфина России, изложенная в вашем письме, осталась неизменной.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что предусмотренные пунктом З статьи 55 Кодекса правила определения налогового периода для вновь созданной организации в результате реорганизации не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
С.Д. Шаталов
Комментарии