Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Новости ФНС / Применение и разъяснение налогового законодательства.

Применение и разъяснение налогового законодательства.

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

01.07.2008

Применение и разъяснение налогового законодательства

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов. Нормы налогового права тесно связаны с государственным и административным правом, поскольку налоговые правоотношения по своей сути основаны на организационно-властной деятельности государственных органов с одной стороны и исполнении гражданами и организациями возложенных на них юридических обязанностей - с другой.

По этой причине одно из основных требований, предъявляемых к нормам налогового права, это их конкретность и определенность.

Однако, законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме, совместить "дух" и "букву" закона. Российское налоговое законодательство не отличается стабильностью. Многие действующие акты противоречивы, и это не способствует их единому толкованию.

В то же время, толкование правовых норм - важнейшее условие их правильного понимания и применения. Под толкованием понимают выяснение точного смысла, содержания правовой нормы. Задача и цель толкования заключается в том, чтобы установить подлинную волю законодателя, выраженную в данной норме, и правильно ее применить.

Один и тот же закон можно истолковать по-разному, в зависимости от того, кто и как применяет, в каких целях. Большую роль здесь играет субъективное начало. Даже судьи Конституционного Суда РФ, наделенные исключительным правом толковать Конституцию и другие нормативные правовые акты, не всегда понимают предмет толкования одинаково. Многие из них заявляют о своей особой позиции, высказывают мнение, не совпадающее с взглядами других судей.

Порой приходится сталкиваться и с ошибками налоговых органов в оценке правильности исполнения плательщиками своих обязанностей. Анализ таких ошибок показывает, что они объясняются не столько субъективными, сколько объективными причинами, связанными с недостатками в правовом регулировании налоговых отношений, пробелами в законодательстве, нечеткостью формулировок и их взаимной противоречивостью.

Налогоплательщики сегодня, как правило, имеют свою точку зрения по конкретному вопросу и, естественно, хотят знать, соответствует ли их понимание тех или иных норм законодательства о налогах и сборах позиции контролирующих органов.

На основании подп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговые органы информируют плательщиков о действующих налогах и сборах, законах о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах. В налоговую службу следует обращаться с вопросами о том, как исчислять и уплачивать налоги и сборы, как правильно заполнить налоговую отчетность. Содержание прав и обязанностей налогоплательщиков, полномочия налоговых органов и их должностных лиц также разъясняет налоговое ведомство.

В отличие от перечисленных вопросов, которые относятся к компетенции налоговых органов, Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. То есть, как в том или ином случае применяются конкретные нормы.

Право Минфина России давать плательщикам письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства предусмотрено пунктом 1 ст. 34.2 НК РФ. Наряду с этим, подпунктом 5 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов руководствоваться разъяснениями Минфина России.

Однако необходимо учитывать, что в данном случае имеются в виду разъяснения, которые адресованы не конкретным заявителям, а самой Федеральной налоговой службе России. Данная позиция изложена в письме Минфина РФ от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138.

В названном документе финансовый орган пояснил, что опубликованные в различных правовых базах данных и периодических изданиях письма Министерства Финансов, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа. Содержащиеся в таких письмах положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Следовательно, такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами и плательщиками.

Таким образом, налоговые органы не обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям. Применению подлежат разъяснения, направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России. В указанных письмах может содержаться формулировка "довести до сведения налоговых органов и налогоплательщиков" или они доводятся до налоговых органов специальным письмом. Эти документы публикуются на официальных сайтах Минфина России и ФНС России.

Выполнение плательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ признается одним из обстоятельств, исключающих его вину, а, следовательно, и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно п. 8 ст. 75 НК РФ с плательщика, который допустил нарушение налогового законодательства из-за того, что следовал письменным разъяснениям Минфина России, не могут быть взысканы и пени.

Однако для этого разъяснения должны быть даны непосредственно самому налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц.

Основная причина обращения за разъяснениями - нечеткое определение в российском законодательстве используемых терминов, а также установленных правил исчисления и уплаты налогов. За официальной позицией по таким вопросам надо обращаться в Минфин России.

В пункте 3 ст. 34.2 НК РФ сказано, что Минфин России и региональные финансовые органы обязаны рассмотреть письмо налогоплательщика в течение двух месяцев со дня его получения. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Запрос должен быть подписан руководителем организации или уполномоченным представителем налогоплательщика. Такое обращение в силу ст. 29 НК РФ требует подтверждения заявителем полномочий законного либо уполномоченного представителя налогоплательщика.

Информирование по вопросам налогообложения осуществляется на основании конкретных документов и материалов. Обращения, содержащие вопросы о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем, т.е. относящихся к области теории, обычно не рассматриваются.

Следует помнить, что применение письменных разъяснений, основанных на неполной или недостоверной информации, не влечет за собой применение норм п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, поэтому в запросе необходимо указывать максимально полные сведения, которые могут повлиять на порядок исчисления и уплаты налогов.

Юридический отдел
Управления ФНС России по Тамбовской области

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок