Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Новости ФНС / Порядок подачи возражений на акты налоговых проверок и досудебное урегулирование налоговых споров

Порядок подачи возражений на акты налоговых проверок и досудебное урегулирование налоговых споров

Инспекция ФНС России по Коминтерн6овскому району г. Воронежа

22.09.2009

Порядок подачи возражения на акты налоговых проверок и досудебное урегулирование налоговых споров

По результатам налоговой проверки составляется акт установленной формы, который вручается налогоплательщику.
Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях изложен в ст. 101 НК РФ.

Представление объяснений и возражений

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). На это отводится 15 рабочих дней со дня получения акта проверки. К письменным возражениям могут прилагаться документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность приведенных возражений. Налогоплательщик имеет право передать указанные документы в налоговый орган отдельно от письменных возражений в согласованный срок.
Несмотря на формальную необязательность подавать документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений, рекомендуется такие доказательства все-таки представлять. Дело в том, что согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются доводы (при наличии) лица, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту и результаты их проверки. Доводы проверяют на основе имеющихся доказательств. Если доказательства не представлены, проверка сведется к констатации факта, что в распоряжении налогового органа отсутствуют документы, подтверждающие доводы налогоплательщика.
Налоговый орган не обязан доказывать обстоятельства, на которые ссылается налогоплательщик как на основание своих возражений. Таким образом, задача налогового органа в подобной ситуации - обеспечить налогоплательщику возможность представить доказательства, а не собирать их за него.

Права налогоплательщика при подготовке к рассмотрению материалов проверки

Лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, следует сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Так сказано в п. 2 ст. 101 НК РФ. Порядок извещения данного лица аналогичен правилам направления ему акта налоговой проверки.
Как уже отмечалось, налогоплательщик или его представитель вправе в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки представить в налоговый орган письменные возражения по данному акту, а также документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможности произвольно сокращать установленный 15-дневный срок. Это не допускается даже в случаях, когда:

  • налоговый орган располагает документированной информацией о согласии налогоплательщика с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих;
  • до истечения указанного срока уже представлены письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям, а также подтверждающие документы (их заверенные копии).

Налоговый орган обязан ждать до окончания 15-дневного срока, установленного для представления письменных возражений по акту налоговой проверки. Только таким образом можно обеспечить соблюдение прав налогоплательщика на защиту при подготовке к рассмотрению материалов налоговой проверки.

Сроки рассмотрения материалов налоговой проверки, в т.ч. возражения налогоплательщика

Конкретная дата рассмотрения материалов налоговой проверки устанавливается в рамках 10-дневного срока, предусмотренного в п. 1 ст. 101 НК РФ. В нем сказано, что 10-дневный срок для рассмотрения материалов налоговой проверки исчисляется со дня истечения 15-дневного срока, отведенного для представления возражений по акту налоговой проверки. Причем окончание 15-дневного срока (п. 6 ст. 100 НК РФ) влечет лишь начало течения 10-дневного срока для рассмотрения материалов проверки.
Допустим, в день рассмотрения материалов проверки налогоплательщик представил дополнительные возражения по акту, а в качестве их подтверждения - значительный объем документов или их заверенных копий. Доводы налогоплательщика необходимо исследовать, а результаты их проверки отразить в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, как того требуют положения п. п. 4 и 8 ст. 101 НК РФ. В подобной ситуации для принятия обоснованного решения 10-дневный срок рассмотрения материалов налоговой проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такая возможность предусмотрена в п. 6 ст. 101 Налогового кодекса. На проведение дополнительных мероприятий отводится не более одного месяца. Этот срок следует определять сверх месячного срока, указанного в п. 1 ст. 101 НК РФ и предназначенного для вынесения решения по результатам налоговой проверки. Ведь, по сути, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля материалы проверки не рассматриваются.
Кроме того, один месяц для дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком, как, например, двухмесячный срок для выездной налоговой проверки, предусмотренный в ст. 89 НК РФ.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки

Из п. 2 ст. 101 НК РФ следует, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично или через представителя. Неявка данного лица (его представителя), извещенного надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов проверки по существу может быть оглашен акт налоговой проверки, при необходимости иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства (п. 4 ст. 101 НК РФ). Они оцениваются на предмет их допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в совокупности.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки устанавливает (п. 5 ст. 101 НК РФ):

  • совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
  • имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля, руководитель или заместитель руководителя налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанные решения согласно п. 9 ст. 101 НК РФ вступают в силу по истечении десяти рабочих дней со дня их вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение, либо его представителю.

Начало 2009 года ознаменовано не только многочисленными изменениями в налогообложении, но и появлением обязательной досудебной процедуры обжалования.

Порядок досудебного обжалования актов ненормативного характера налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц, вовсе не является новшеством.
Однако до 2009 года был выбор между досудебным и судебным обжалованием. Оба эти варианты были самостоятельными и не зависели друг от друга.
Теперь в связи со вступлением в силу пункта 5 статьи 101.2 НК РФ путь налогоплательщика в суд лежит только через вышестоящий налоговый орган.
При досудебном обжаловании применяются два порядка:

  • обжалуется решение налогового органа, не вступившее в законную силу (апелляционная жалоба);
  • обжалуется решение налогового органа, вступившее в законную силу (жалоба).

Оспариваемый документ:

  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обязательный порядок распространяется только на указанные решения.

Апелляционная жалоба подается в течение 10 дней со дня вручения решения налогоплательщику (абз.3 п.2 ст.139, п.9 ст.101 НК РФ), жалоба на решение, вступившее в силу - в течение 1 года с момента его вынесения (абз.4 п.2 ст.139 НК РФ).
Жалобы на иные ненормативные акты, действия (бездействия) налогового органа подается в течение 3 календарных месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушениях своих прав (п.2 ст.139 НК РФ).

Место обжалования.

Апелляционная жалоба подается в налоговый орган, вынесший оспариваемое решение. Он обязан в течение 3 дней со дня ее поступления направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п.3ст.139 НК РФ).
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

Форма и содержание жалобы.

Жалоба подается только в письменной форме (п.3 ст.139 НК РФ).

Жалоба должна содержать:

  • полное наименование организации, ИНН, КПП, почтовый адрес;
  • предмет обжалования - акт ненормативного характера или конкретные действия (бездействие) налогового органа или его должностных лиц;
  • ссылки на нормативные правовые акты, положительные судебные решения;
  • подпись и указание Ф.И.О. руководителя (уполномоченного представителя), подписавшего жалобу:
  • копию доверенности (ее необходимо приложить при подписании жалобы уполномоченным лицом).

Доводы, изложенные в жалобе должны быть не голословными, а подтвержденными документами (расчетами, актами, протоколами, договорами и пр.).
Жалоба не подлежит рассмотрению в случаях:

  • пропуска подачи жалобы;
  • отсутствия указания на предмет обжалования и обоснований заявленных требований;
  • наличия документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
  • получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Сроки рассмотрения жалобы.

Решение налогового органа по жалобе принимается в течение 1 месяца со дня ее получения. Продление указанного срока возможно, но не более чем на 15 дней (п.3 ст.140 НК РФ).

Присутствие налогоплательщика при рассмотрении жалобы.

Законодательство не обязывает налоговый орган извещать лицо, подавшее жалобу, о времени и месте ее рассмотрения.

Итоги рассмотрения жалобы.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (п.2 ст.140 НК РФ):

  • оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе (п.2 ст.140 НК РФ):

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение.

Действие досудебной процедуры во времени.

Обязательный досудебный порядок обжалования решений налогового органа распространяется, возникшие с 1 января 2009 года.
На решения, принятые налоговыми инспекциями до указанного срока, такой порядок не распространяется.

Начальник отдела налогового аудита
ИФНС России по Коминтерн6овскому району г. Воронежа
Забугина Н.И.

Разместить:
алаев тарзан
21 апреля 2011 г. в 20:46

в соответ. пп.2п2ст.140 нк рф вышест налорг имеет право-1-отменить принять новое решение -2-изменить полностью принять новое решение-3-изменить в части принять новое решение.В п.2ст.101.2 нк рф не предусмотрено когда вступает в силу новое решение управления принятое вместо полностью отмененного решения инспекции.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок