
Новости / Новости ФНС / Комиссия по легализации налоговой базы – новый уровень во взаимоотношениях с налогоплательщиками
Комиссия по легализации налоговой базы – новый уровень во взаимоотношениях с налогоплательщиками
Налоги являются основой формирования государственного бюджета и финансирования общественно необходимых отраслей хозяйствования. Сбор налогов, контроль полноты и своевременности их поступления, наполнение государственного бюджета считаются основными задачами государственной налоговой службы.
Ведущее место в борьбе с неуплатой налогов отводится средствам морального порядка, главным среди которых следует выделить развитие налоговой пропаганды, направленной на повышение уровня налоговой морали плательщика, т.е. восприятие им необходимости фискальных платежей с как можно меньшим сопротивлением. Такой принцип неизбежности и добровольности, прочно закрепленный в сознании налогоплательщиков развитых стран, должен действовать и у нас. С помощью налоговой пропаганды государство должно влиять на развитие гражданского сознания плательщика, уровень его гражданского и налогового образования.
В настоящее время контроль со стороны налоговой службы за налогоплательщиками осуществляется в режиме текущего мониторинга финансово-хозяйственной деятельности. Это означает, что задача надзора за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет должна достигаться не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков, а также налоговых знаний.
Поэтому одним из основных направлений деятельности налоговой службы является создание условий для партнерских взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.
При таком подходе к контрольной функции налоговой службы большое значение приобретают проводимые Комиссии по легализации объектов налогообложения.
По итогам работы за 9 месяцев 2013 г. налоговыми инспекциями Республики Бурятия проведено 474 заседаний комиссий по легализации налоговой базы, рассмотрена деятельность 755 налогоплательщиков.
В основном это плательщики, заявившие убытки для целей налогообложения, имеющие низкую налоговую нагрузку, отражающие удельный вес налоговых вычетов по НДС выше порогового значения, низкорентабельные, выплачивающие заработную плату ниже прожиточного минимума, налогоплательщики, представляющие нулевую отчётность и др.
Проведению комиссий предшествует тщательная работа инспекций по анализу налоговой и бухгалтерской отчетности плательщиков и сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов и поступающих от внешних источников, Так, анализируются учетные данные плательщика и его контрагентов, движение по расчетным счетам, бухгалтерская и налоговая отчетность контрагентов, информация, получаемая в рамках ст. 93.1 НК РФ. На основе полученных данных сопоставляются показатели, отраженные плательщиками в декларациях, и полученные налоговыми органами в результате мониторинга.
Так, к примеру, в ходе камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль за 2012 г. с отражением убытка в размере 157 млн. руб., налоговым органом при проведении контрольных мероприятий установлено, что организацией получены субсидии от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на компенсации части затрат, в связи с чем, плательщик приглашен на комиссию по легализации налоговой базы, по результатам которой, представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль с налоговой базой 8,4 млн. руб.
Комиссией рассмотрены вопросы по плательщику, осуществляющего оптовую торговлю автотранспортными средствами (ОСНО и ЕНВД): низкая налоговая нагрузка за 2012 г. и соблюдение условий п.п. 2.2. ст. 346.26 НК РФ. Налогоплательщик, согласился с доводами налогового органа о неправомерном применении системы налогообложения в виде ЕНВД, произвел перерасчет и представил уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль и НДС, сумма дополнительно начисленных налогов составила соответственно 1,2 млн. руб. и 3,3 млн. руб.
Как видно, путем конструктивного двухстороннего диалога устанавливаются факты правомерности заявленных плательщиками убытков, завышения расходов в целях налогообложения, неполноты отражения доходов по налогу на прибыль и налоговой базы по НДС, правомерность заявленных налоговых вычетов и др. Так по итогам работы комиссий за 9 месяцев 2013 г.налогоплательщиками добровольно уменьшены заявленные ранее убытки на 390 105 тыс. руб., заявлена прибыль – 50 324тыс. руб., дополнительно увеличены налоговые обязательства по НДС на 32 517тыс. руб., уменьшена сумма заявленного к возмещению НДС в размере 423 тыс. руб., увеличены обязательства по иным налогам на 27 133 тыс. руб., суммы дополнительных поступлений по НДФЛ согласно оценке налоговых органов составили 1 228 тыс. руб. И это достигнуто без применения фискальных мер.
Действующие в налоговых органах комиссии дают возможность налоговому органу и налогоплательщику договориться об исправлении ситуации без длительных выездных проверок, судебных разбирательств и споров, и, по сути, являются шансом для плательщиков исправить те факты своей хозяйственной деятельности, которые, по мнению налоговых органов, свидетельствуют о недоплате налогов, сокрытии доходов и предоставлении искаженной отчетности и сведений, а так же возможность плательщику активно отстаивать свою позицию на самой комиссии. К тому же, зная о своей деятельности, безусловно, больше, чем налоговый орган, плательщики имеют возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов.
В настоящее время работа комиссии по легализации налоговой базы в налоговых органах осуществляется с учетом рекомендаций, изложенных в письме ФНС России от 17.07.2013г. № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы».
Теперь налогоплательщики могут самостоятельно оценить, подпадает ли их деятельность под рассмотрение на заседании комиссии по легализации налоговой базы.
Создание партнерских отношений и атмосферы полного доверия и уважения между налоговой службой и плательщиками налогов позволит повысить налоговую грамотность и культуру, направленные на достижение добровольности выполнения плательщиками налогов собственных обязательств.
Комментарии