Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законы / Налоговый кодекс Грузии / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ГРУЗИИ / Раздел 4 Налоговое обязательство / Глава 11 Меры по обеспечению исполнения налогового обязательства

Глава 11 Меры по обеспечению исполнения налогового обязательства

Статья 84. Меры по обеспечению исполнения налогового

обязательства

1. Обеспечение исполнения налогового обязательства может осуществляться следующими мерами:

а) налоговой ипотекой/залогом;

б) обращением взыскания на имущество, имеющееся во владении третьего лица;

в) наложением ареста на имущество;

г) реализацией арестованного имущества;

д) списанием сумм налога, пени и штрафа с банковских счетов;

е) изъятием наличных денежных средств из кассы налогоплательщика;

ж) иными указанными в настоящей главе мерами.

2. Очередность мер по обеспечению исполнения налогового обязательства избирает налоговый орган.

3. Меры, предусмотренные настоящей статьей, не применяются в соответствии с Законом Грузии "О рынке ценных бумаг" в отношении ценных бумаг эмитента, находящегося во владении брокерской компании, действующей от имени эмитента и денежных средств, полученных для приобретения ценных бумаг.

Статья 85. Налоговый залог/ипотека

1. Налоговый залог/ипотека является правом государства на обеспечение исполнения налогового обязательства из имущества имеющего налоговую задолженность налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица.

2. Право налогового залога/ипотеки возникает с началом налогового спора о налоговой задолженности или(и) с признанием налогового обязательства. Это право в пределах объема налоговой задолженности распространяется на любое имущество, находящееся в собственности налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица, включая имущество, приобретенное после возникновения налоговой задолженности.

3. Уведомление о возникновении права налогового залога/ипотеки не позднее 15 дней после возникновения налоговой задолженности направляется налогоплательщику, а также регистрирующему органу для регистрации, который обязан не позднее следующего дня после дня получения уведомления зарегистрировать право налогового залога/ипотеки.

4. При производстве по делу о банкротстве налогоплательщика/налогового агента или при нахождении в режиме реструктуризации срок налогового залога определяется общей суммой срока давности (6 лет), всего срока нахождения в производстве по делу о банкротстве или в режиме реструктуризации и дополнительного двухлетнего срока.

5. Право налогового залога/ипотеки не применяется в отношении того владельца права залога/ипотеки, право которого возникло до регистрации налогового залога/ипотеки. Когда налоговый орган продает имущество, находящееся под залогом/ипотекой, отменяются все права, возникшие после регистрации права налогового залога/ипотеки, но остаются в силе иные права залога/ипотеки, зарегистрированные до регистрации права налогового залога/ипотеки.

6. Преимущество требования налогового залога/ипотеки после окончания производства по делу о банкротстве или режима реструктуризации определяется в том же порядке, в каком было определено до начала производства по делу о банкротстве или режима реструктуризации.

7. Если имущество, обремененное налоговым залогом/ипотекой, будет продано или каким-либо иным путем передано другому владельцу без отмены государством права налогового залога/ипотеки, право залога/ипотеки вновь распространяется в отношении нового владельца указанного имущества. Любое иное право ипотеки/залога нового владельца будет иметь наименьшую силу в отношении того права налогового залога/ипотеки, которое существовало до продажи или передачи.

8. Право налогового залога/ипотеки считается отмененным:

а) с покрытием задолженности, если налогоплательщиком полностью покрыта задолженность;

б) по истечении срока давности права налогового залога/ипотеки.

9. В целях содействия передаче имущества, на которое распространяется право налогового залога/ипотеки, государство вправе отменить залог/ипотеку, если налоговый орган вместо имущества получит требуемую им сумму или сочтет, что такое деяние представляет стратегический интерес государства. В случае отмены права налогового залога/ипотеки таким путем налоговый орган выдает справку об освобождении имущества от обременения налоговым залогом/ипотекой.

Статья 86. Обращение взыскания на имущество, находящееся во

владении третьего лица

1. Если решением суда установлено или третьим лицом признано, что имущество или имущественные права налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица в какой-либо форме находятся во временном владении третьего лица, то налоговый орган с согласия налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица вправе требовать у третьего лица, чтобы оно также исполняло в отношении налогового органа взятые и невыполненные обязательства (не более признанной налоговой задолженности) перед налогоплательщиком/налоговым агентом или иным обязанным лицом, как должны были исполнять налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо. Налоговое обязательство налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица при полном или частичном исполнении требования соответственно отменяется или сокращается.

2. В соответствии с частью первой настоящей статьи начальник налогового органа/его заместитель вправе принимать решение об обращении взыскания на имущество, находящееся во владении третьего лица, и представить ему "налоговое требование", что подразумевает:

а) возложение обязанности на это лицо, чтобы оно в 15-дневный срок после получения "налогового требования" непосредственно уплатило налоговому органу сумму, указанную в нем, или передало находящееся в его владении имущество налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица;

б) в случае неисполнения "налогового требования" в срок, указанный в подпункте "а" настоящей части, списание полагаемой суммы по инкассовому поручению с банковского счета этого лица. В случае наличия в финансовом учреждении иностранного валютного счета указанное учреждение осуществляет конвертацию суммы, находящейся на этом счете, в национальную валюту.

3. К "налоговому требованию" должно прилагаться предусмотренное частью первой настоящей статьи согласие налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица.

В "налоговом требовании" должны быть указаны:

а) наименование и адрес налогового органа;

б) дата отправления (передачи) "налогового требования";

в) реквизиты третьего лица (имя и фамилия/наименование, адрес);

г) реквизиты налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица (имя и фамилия/наименование, адрес);

д) основание его представления с указанием нормы акта налогового законодательства, согласно которой представлено указанное требование;

е) его содержание (в том числе размер задолженности третьего лица в отношении налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица, размер суммы, требуемой от третьего лица и указание находящегося во владении третьего лица имущества, являющегося собственностью налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица, срок исполнения этого требования, порядок уплаты);

ж) права и обязанности третьего лица при его получении (в том числе порядок обжалования "налогового требования");

з) меры по обеспечению его исполнения, применяемые в отношении третьего лица в случае неисполнения этого требования.

4. "Налоговое требование" может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

5. Если налогоплательщик/налоговый агент, указанный в части первой настоящей статьи, заявил налоговому органу о том, что его имущество или(и) имущественные права находятся во временном владении третьего лица, и не представил документацию, удостоверяющую указанное, налоговый орган обращается к третьему лицу с требованием подтвердить эту информацию. В этом случае третье лицо обязано в 10-дневный срок после получения требования отвергнуть указанную информацию или сообщить налоговому органу, какое имущество и какие имущественные права находятся в его владении. В случае непредставления такой информации или представления с опозданием, а также представления недостоверной информации на него налагается штраф, предусмотренный настоящим Кодексом.

6. С лица, исполнившего предусмотренные настоящей статьей требования, с момента их исполнения снимается обязательство перед налогоплательщиком в размере стоимости переданного налоговому органу имущества или права на него и оно освобождается от ответственности перед налогоплательщиком/налоговым агентом или иным обязанным лицом, связанной с убытками и ущербом, которые могло повлечь исполнение указанных требований.

Статья 87. Наложение ареста на имущество

1. В случае наличия признанной налоговой задолженности налоговый орган правомочен без решения суда наложить арест на любого вида имущество, находящееся в собственности налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица, в том числе на движимое, недвижимое, нематериальное имущество в пределах объема признанной налоговой задолженности.

2. В целях настоящего Кодекса наложение ареста на имущество представляет собой опись имущества налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица (только в пределах, указанных в части первой настоящей статьи), запрет на распоряжение этим имуществом (на отчуждение, залог, ипотеку, узуфрукт, сервитут или обременение застройкой, заключение договора ссуды, найма и аренды, передачу другому лицу во временное или постоянное владение), но не использование в обычных производственных целях (кроме товаров, предусмотренных для реализации) и передачу на хранение товаров, предназначенных для реализации. В случае наложения ареста на имущество налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо не имеют права на передачу, продажу, сдачу в наем, аренду или права на распоряжение иного вида без письменного согласия налогового органа, и только при условии, что будет обеспечено внесение суммы, вырученной в результате вышеуказанного, на покрытие налоговой задолженности.

3. Наложение ареста на имущество является административным актом, оформляется приказом начальника налогового органа/его заместителя и вступает в силу по ознакомлении с ним должника в порядке, установленном законом.

4. Налоговый орган в связи с принятием решения о наложении ареста на имущество не менее чем за 30 дней до наложения ареста письменно уведомляет должника, кроме случая, когда уплата налога находится под угрозой.

5. В уведомлении о наложении ареста на имущество должны быть указаны:

а) реквизиты должника (имя и фамилия/наименование, адрес), идентификационный номер (в случае наличия такового) налогоплательщика;

б) дата его отправления;

в) виды, период и размер невыплаченных признанных налогов;

г) суммарный размер признанного налогового обязательства к окончанию 30-дневного периода (включая начисленные санкции) и объем признанной налоговой задолженности.

6. Представитель налогового органа в пределах признанной налоговой задолженности ведет опись вещей, на которые наложен арест, в акте (описи) о наложении ареста на имущество.

7. В акте (описи) о наложении ареста на имущество должны быть указаны:

а) время и место его составления;

б) наименование налогового органа, принявшего решение о наложении ареста, имя, фамилия представителя налогового органа и тех лиц, которые присутствовали при составлении акта;

в) реквизиты должника (имя и фамилия/наименование, адрес), идентификационный номер налогоплательщика (в случае наличия такового);

г) наименование и отличительные признаки (вес, метраж, износ и другое) каждой вещи, внесенной в него;

д) оценка каждого предмета, внесенного в него, и стоимость всего имущества;

е) предмет или(и) помещение, которое опечатано, и количество и описание каждой пломбы, наложенной на него;

ж) наименование лица, которому передано имущество на хранение, и его адрес, если хранение не было поручено самому должнику;

з) о том, что должнику и хранителю имущества разъяснены их обязанности по хранению имущества и вопрос об их ответственности за растрату, отчуждение или утаивание переданного имущества;

и) что должнику и другим лицам разъяснен порядок обжалования действий налогового органа;

к) замечания представителя налогового органа или(и) должника.

8. Ценные бумаги или(и) ценные вещи изымаются на хранение представителем налоговой инспекции в порядке, установленном законодательством Грузии, если существует угроза посягательства на вещи, на которые наложен арест. Если эти вещи остаются у должника, в этом случае наложение ареста производится путем опечатывания.

9. Акт о наложении ареста на имущество (описи) подписывают представитель налогового органа, хранитель имущества, должник и другие лица, которые присутствовали при наложении ареста. Если указанные лица отказали в подписании акта, в акте делается соответствующая отметка.

10. Если при наложении ареста на имущество должника третьи лица заявляют свои права на указанное имущество, имущество вносится в список описи, но в нем делается соответствующая отметка.

11. Вещи, на которые наложен арест, оцениваются представителем налогового органа по рыночной стоимости.

12. Если при оценке имущества, на которое наложен арест, представитель налогового органа не сможет оценить отдельные предметы, приглашается эксперт или аудит.

13. В акте о наложении ареста на имущество (описи) должна быть указана рыночная цена каждой вещи, на которую наложен арест.

14. Если при наличии признанной налоговой задолженности налоговый орган имеет достаточное основание считать, что уплата налога находится под угрозой, он вправе требовать незамедлительно уплатить налог и в случае его неуплаты наложить арест на имущество должника в пределах, указанных в части первой настоящей статьи, без учета требования, определенного частью 4 этой же. В этом случае налоговый орган в течение 72 часов после наложения ареста должен представить в суд ходатайство о подтверждении наложения ареста на имущество должника. Суд обязан в течение последующих 72 часов принять решение о полном или частичном удовлетворении ходатайства или об отказе в нем.

Если налоговый орган в указанный срок не представит в суд ходатайство или суд не примет решения о подтверждении наложения ареста, арест считается снятым.

15. Если налоговая задолженность не признана и налоговый орган имеет достаточное основание считать, что уплата налога находится под угрозой, он вправе требовать незамедлительно уплатить налог и в случае его неуплаты наложить арест на имущество должника в пределах права залога/ипотеки, имеющегося при налоговой задолженности, без предусмотрения требования, определенного частью 4 настоящей статьи. В этом случае налоговый орган в течение 72 часов после наложения ареста должен представить в суд ходатайство об обременении имущества должника налоговым залогом/ипотекой (если должник имеет соответствующее имущество) или(и) о подтверждении наложения ареста на имущество (если должник не имеет имущества, подлежащего обременению залогом/ипотекой либо его стоимость недостаточна для покрытия налоговой задолженности). Суд обязан в течение последующих 72 часов принять решение о полном или частичном удовлетворении ходатайства либо об отказе в нем. Если налоговый орган в указанный срок не представит в суд ходатайства или суд не примет решения о подтверждении наложения ареста, наложение ареста считается снятым.

16. Налоговый орган может считать, что уплата налога находится под угрозой только в случае, если:

а) налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо утаивает имущество, которое может быть использовано для покрытия налоговой задолженности;

б) налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо собирается покинуть страну, не исполнив налоговых обязательств и не осуществив никакого деяния в целях покрытия долга;

в) налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо пытается объявить себя банкротом;

г) существует реальная опасность отчуждения имущества налогоплательщиком/налоговым агентом или иным обязанным лицом путем действительной или притворной сделки, которая затруднит либо сделает невозможным обеспечение исполнения им налоговых обязательств;

д) за налогоплательщиком/налоговым агентом или иным обязанным лицом числится просроченная признанная налоговая задолженность, он имеет в собственности более 10000 лари и не покрывает задолженности.

17. Правила наложения ареста на имущество и изъятия и хранения арестованного имущества устанавливает правительство Грузии.

18. Арест, наложенный налоговым органом на имущество, считается снятым при полном покрытии признанной налоговой задолженности.

Статья 88. Реализация арестованного имущества

1. Реализацию арестованного имущества, должника осуществляет налоговый орган на основании судебного решения в порядке открытого аукциона.

2. Время и место проведения аукциона определяет соответствующий налоговый орган, о чем за 30 дней до проведения аукциона он дает объявление, в котором должны быть указаны:

а) время и место проведения аукциона;

б) реквизиты собственника имущества (имя и фамилия/наименование, адрес);

в) наименование имущества, подлежащего продаже (краткая опись имущества);

г) начальная цена имущества, которая в акте (описи) о наложении ареста является рыночной ценой указанной вещи, на которую наложен арест;

д) что третьи лица, имеющие права на указанное имущество, обязаны представить доказательства, подтверждающие эти права до начала аукциона;

е) условия аукциона.

3. Все заинтересованные физические и юридические лица после опубликования информации о проведении аукциона по согласованию с налоговым органом вправе предварительно ознакомиться с имуществом, выставленным на продажу с аукциона.

4. Информация о времени и месте проведения аукциона распространяется объявлением, которое вывешивается на доске объявлений в налоговом органе, и средствами массовой информации.

5. Лицо, желающее участвовать в аукционе, обязано до начала аукциона предварительно внести на депозитный субсчет казначейства 2 процента начальной стоимости выставленной на продажу с аукциона вещи, которую он собирается приобрести, что в случае победы будет засчитано в счет уплаченной суммы.

6. Аукцион проводит представитель соответствующего налогового органа. Он объявляет аукцион открытым и предлагает начальную цену.

7. Аукцион продолжается до тех пор, пока иные предложения не прекратятся. Представитель соответствующего налогового органа должен объявить лицо, предложившее окончательную цену аукциона, после чего аукцион объявляется оконченным.

8. Не победившим в аукционе лицам уплаченная ими сумма возвращается в 5-дневный срок после окончания аукциона.

9. Лицо, предложенная цена которого будет принята на аукционе и которое закупит изъятое имущество, обязано незамедлительно уплатить не менее половины предложенной им самим суммы или 5000 лари по наименьшей сумме, а оставшаяся часть суммы должна быть покрыта в течение 14 календарных дней после реализации. Покупатель до полного покрытия суммы не имеет права собственности на имущество.

10. Суммы, уплаченные на аукционе при покупке имущества, вносятся на депозитный субсчет казначейства, из которого эквивалентными суммами расходов, связанных с изъятием, хранением и реализацией, осуществляется покрытие указанных расходов, а оставшиеся суммы зачисляются на соответствующий счет бюджета.

11. После полной выплаты суммы покупателю выдается сертификат о продаже и владении (распоряжении) имуществом. По этому сертификату покупателю предоставляется право собственности, на которое распространяется право неналогового залога, которое существовало до продажи имущества и превышало право налогового залога, повлекшего наложение ареста на имущество. Покупатель должен незамедлительно вынести имущество со склада или из хранилища, в котором Налоговый департамент хранил его. Право собственности покупателя вступает в силу после полной выплаты суммы государству.

12. Если покупатель не сможет полностью выплатить стоимость приобретенного на аукционе имущества в установленный срок, он теряет все права на указанное имущество и на уже уплаченную им в целях приобретения имущества сумму (в том числе на размещенную на депозите сумму). В этом случае уплаченной суммой покрываются те налоги, в целях покрытия которых в свое время осуществилась реализация имущества.

13. Если покупатель не сможет в установленном порядке уплатить стоимость приобретенного на аукционе имущества, государство (налоговый орган) правомочно:

а) через 30 дней после опубликования повторного объявления о проведении аукциона повторно выставить имущество на продажу на аукционе;

б) снять арест с имущества и возвратить его налогоплательщику с правом владения и распоряжения.

14. Реализация арестованных скоропортящихся товаров может осуществляться незамедлительно. Скоропортящимися товарами считаются товары, до истечения срока хранения которых осталось менее 10 дней. В случае продажи скоропортящегося товара другие кредиторы налогоплательщика в 60-дневный срок после даты проведения аукциона вправе предъявить руководителю налогового органа административный иск о том, что ими было зарегистрировано право залога на проданный скоропортящийся товар раньше даты регистрации налогового залога. Руководитель налогового органа после получения такого иска обязан рассмотреть административный иск в 30-дневный срок. В случае разрешения иска руководителем налогового органа в пользу истца налоговый орган выплачивает истцу полученную в результате продажи скоропортящегося товара сумму в полном размере или требуемую сумму, по наименьшей сумме,.

15. Доходом, полученным в результате продажи имущества, в первую очередь покрываются:

а) расходы, связанные с изъятием, хранением и реализацией имущества;

б) суммы налога;

в) суммы штрафа и пени.

16. Средства, оставшиеся после сумм, в первую очередь покрытых доходом, полученным в результате продажи имущества, возвращаются налогоплательщику в течение 5 банковских дней.

17. Регистрирующие органы в случае представления сертификата покупателем имущества на аукционе обязаны в порядке, установленном законодательством Грузии, зарегистрировать нового собственника имущества, который займет место прежнего собственника и в момент передачи собственности станет участником правовых отношений, связанных с имеющейся вещью.

18. Реализация арестованного имущества прекращается, если налогоплательщик до проведения аукциона обеспечит покрытие налоговых обязательств и расходов, уже произведенных налоговым органом для организации аукциона или до проведения аукциона между налоговым органом и налогоплательщиком будет заключено письменное соглашение об отсрочке налоговой задолженности.

19. Порядок реализации имущества, на которое налоговыми органами наложен арест, устанавливает правительство Грузии.

Статья 89. Списание с банковских счетов сумм налога, пени и

штрафа

1. Если налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо не выполнит налогового обязательства в течение 10 дней после истечения установленного налоговым законодательством срока для его исполнения, налоговый орган вправе в пределах признанной налоговой задолженности с его банковского счета по инкассовому поручению списать суммы налога, пени и штрафа и зачислить их в соответствующие бюджеты.

2. Решение о списании сумм налога, пени и штрафа с банковского счета налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица принимает начальник налогового органа/его заместитель приказом и в порядке, установленном настоящим Кодексом, передает должнику и банковскому учреждению, в котором у должника открыт банковский счет.

3. Инкассовое поручение налогового органа о зачислении сумм налога, пени и штрафа в соответствующие бюджеты банковское учреждение выполняет безусловно.

4. В инкассовом поручении налогового органа должны быть указаны банковские счета налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица, с которых должно осуществляться перечисление сумм налога, пени, штрафа и размер суммы, подлежащей перечислению.

Статья 90. Изъятие наличных денежных средств из кассы

налогоплательщика/налогового агента или иного

обязанного лица

1. Если для покрытия признанной налоговой задолженности предусмотренное статьей 89 настоящего Кодекса и проведенная налоговым органом мера недостаточна, то налоговый орган вправе без приказа судьи осуществлять изъятие имеющихся наличных денежных средств (в том числе иностранной валюты) из сейфа кассы или иного помещения (кроме жилой квартиры физического лица) налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица в размере, необходимом для покрытия признанной налоговой задолженности. Порядок изъятия наличных денежных средств определяет Министр финансов Грузии.

2. Наличные денежные средства, изъятые из кассы или иного помещения должника, в целях зачисления на счет соответствующих бюджетов в тот же день должны быть внесены в банковское учреждение. Если внесение указанных денежных средств в банковское учреждение в тот же день невозможно, они должны быть внесены в банковское учреждение в ближайший рабочий день.

Статья 91. Подставное владение

1. Если суд установит, что практически невозможно отличить налогоплательщика/налогового агента или иное обязанное лицо от другого лица ввиду того, что этот последний использован для уклонения от уплаты налогов, указанные лица являются в отношении друг друга подставными лицами.

2. В случае, указанном в части первой настоящей статьи, если налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо имеет неисполненное просроченное налоговое обязательство, налоговый орган вправе в отношении подставного лица проводить предусмотренные настоящим Кодексом меры по обеспечению исполнения налогового обязательства.

Статья 92. Списание просроченной налоговой задолженности по

налогам

1. Просроченные налоговые задолженности подлежат списанию, если:

а) они признаны безнадежными налоговыми задолженностями;

б) налоговые обязательства прекращены на основании статьи 62 настоящего Кодекса или иных актов налогового законодательства.

2. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, просроченная налоговая задолженность списывается приказом Министра финансов Грузии на основании заключения Комиссии по изучению целесообразности реструктуризации просроченных налоговых задолженностей и задолженностей по займам, образованной при Министерстве финансов Грузии.

3. Если лицо, с которого списана безнадежная налоговая задолженность, продолжает экономическую деятельность или(и) установлено, что оно имеет имущество, в отношении этого лица возобновляется действие списанного ранее налогового обязательства, начисление пени и наложение штрафа.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок