Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Глава 4. Налоговый контроль

Статья 32. Налоговый контроль и его формы

32.1. Налоговый контроль проводится налоговыми органами в целях обеспечения полного и своевременного взимания налогов. Налоговый контроль является единой системой контроля за учетом налогоплательщиков и объектов налогообложения, а также за соблюдением законодательства о налогах.

32.2. Налоговый контроль осуществляется соответствующими органами исполнительной власти в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и Таможенным кодексом Азербайджанской Республики. Контроль за подсчетом в соответствии с законодательством, полной и своевременной уплатой местных налогов (муниципальных налогов) осуществляется органами налоговой службы муниципалитетов

32.3. Налоговый контроль осуществляют налоговые органы и таможенные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, Таможенным кодексом и иными законодательными актами Азербайджанской Республики.

32.4. Налоговые органы осуществляют налоговый контроль посредством учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, проверки данных учета и отчетности, опроса налогоплательщиков и других лиц, осмотра помещений, используемых для извлечения дохода и в других формах, установленных настоящим Кодексом.

Статья 33. Учет налогоплательщиков

33.1. В целях обеспечения осуществления налогового контроля являющиеся налогоплательщиками юридические лица ставятся на учет в налоговых органах по месту нахождения (юридическому адресу, записанному в документах о государственной регистрации), в месте получения дохода из азербайджанского источника, если налогооблагаемый доход состоит из азербайджанского источника и нерезидентов, которые не облагаются налогом в месте выплаты этого дохода, а индивидуальные предприниматели и резиденты - физические лица, которые в соответствии с положениями настоящего Кодекса должны представлять декларацию, - по месту жительства.

33.2. При наличии у налогоплательщика филиала, представительства или иного хозяйствующего субъекта (объекта), осуществляющего деятельность за пределами территории налогового органа по месту учета налогоплательщика, налогоплательщик ставится на учет, как по месту своего пребывания, так и по месту нахождения своего филиала, представительства или иного хозяйствующего субъекта (объекта).

Постановка налогоплательщика на учет по месту нахождения его филиала, представительства или иного хозяйствующего субъекта (объекта) осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом, и об этом налогоплательщику выдается справка.

Указанные в статье 13.2.39.3 настоящего Кодекса филиалы, структурные подразделения или иные обособленные подразделения осуществляющих предпринимательскую деятельность юридических лиц, а также филиалы и постоянные представительства нерезидентов, образованные в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики, ставятся отдельно на учет и им присваивается ИНН.

Подразделения, находящиеся вне места расположения бюджетных и некоммерческих организаций Азербайджанской Республики и создаваемые в целях осуществления их функций, могут ставиться отдельно на учет и им может присваиваться ИНН.

33.3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуального предпринимателя), осуществляется независимо от наличия обстоятельств, которыми настоящий Кодекс обусловливает обязанность по уплате налога.

Дипломатические и консульские представительства зарубежных стран, действующие на территории Азербайджанской Республики, а также представительства международных организаций могут быть приняты на учет в налоговом органе в соответствии с настоящей статьей.

33.4. Для постановки на учет в налоговых органах налогоплательщики подают заявление в налоговый орган по месту нахождения или по месту жительства. Заявление в налоговый орган подается в течение 30 дней со дня государственной регистрации юридического лица, а при осуществлении предпринимательской деятельности в Азербайджанской Республике посредством филиала и представительства - в течение 30 дней со дня создания филиала или представительства.

Соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию, вместе с регистрационными документами выдает лицам, указанным в абзаце первом настоящей статьи, справку о дате выдачи этих документов.

Постановка на учет постоянного представительства осуществляется в порядке, установленном для юридических лиц Азербайджанской Республики.

Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязано подать в налоговый орган заявление до дня начала предпринимательской деятельности.

Физические лица, имеющие доход, налогообложение которого в источнике выплаты не предусматривается (удержание которого невозможно), или имеющие доход от роялти, либо физические лица-резиденты, получающие доход за пределами Азербайджанской Республики, обязаны подать заявление в налоговый орган не позднее дня возникновения права на получение дохода.

33.5. В случае, предусмотренном статьей 33.3. настоящего Кодекса, налоговый орган в течение 5 дней уведомляет индивидуального предпринимателя о постановке его на налоговый учет.

33.6. При возникновении у налогоплательщика затруднений, связанных с определением места постановки на налоговый учет, решение на основе представленных им данных принимается вышестоящим налоговым органом.

33.7. Крупные налогоплательщики и предприятия со специальным налоговым режимом, определяемые соответствующим органом исполнительной власти, могут быть поставлены на централизованный учет в следующем порядке:

33.7.1. Централизованный учет крупных налогоплательщиков и предприятий со специальным налоговым режимом ведут налоговые органы, определяемые соответствующим органом исполнительной власти.

33.7.2. Присвоение крупным налогоплательщикам и предприятиям со специальным налоговым режимом идентификационных номеров осуществляется согласно настоящему Кодексу.

33.7.3. Лица, поставленные на налоговый учет по месту нахождения, при последующем отнесении к крупным налогоплательщикам или предприятиям со специальным налоговым режимом ставятся на централизованный учет по предыдущим идентификационным номерам.

33.7.4. Налоговый учет филиалов, представительств или иных хозяйствующих субъектов (объектов) поставленных на централизованный учет крупных налогоплательщиков и предприятий со специальным налоговым режимом осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

33.7.5. Юридические лица, поставленные на налоговый учет по месту нахождения, в течение 15 дней со дня начала деятельности по специальному налоговому режиму обязаны обратиться о постановке на централизованный учет в соответствующий налоговый орган, который ведет централизованный учет налогоплательщиков.

33.7.6. Постановка предприятий, осуществляющих деятельность в специальном налоговом режиме, вновь на учет в централизованном порядке или снятие с централизованного учета осуществляется в течение 15 дней со дня обращения в соответствующий налоговый орган, проводящий их централизованный учет с заявлением о начале их деятельности в специальном налоговом режиме или приостановке этой деятельности.

33.7.7. Налоговый орган, определяемый соответствующим органом исполнительной власти, ежегодно до 15 мая принимает решение о снятии с учета по месту нахождения и постановке вновь на учет в централизованном порядке предприятий, отнесенных к крупным налогоплательщикам, или о снятии их с централизованного учета.

33.7.8. Постановка на учет в централизованном порядке предприятий, отнесенных к крупным налогоплательщикам, осуществляется в январе следующего после налогового года, в который было принято решение о постановке их на централизованный учет.

33.7.9. Соответствующий орган исполнительной власти ежегодно до 15 июня представляет в соответствующий орган исполнительной власти информацию о крупных налогоплательщиках и предприятиях со специальным налоговым режимом, которые были сняты с учета по месту нахождения и вновь поставлены на учет в централизованном порядке или сняты с централизованного учета, по форме, согласованной с соответствующим органом исполнительной власти.

33.8. Правила постановки на учет подразделений резидента иностранного государства, осуществляющего деятельность в Азербайджанской Республике без создания постоянного представительства на основе международных договоров с участием Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения, а также юридического лица, в соответствии со статьей 13.2.5.3 настоящего Кодекса признаваемого резидентом по месту управления, осуществляются в следующем порядке:

33.8.1. Подразделения, не образующие постоянное представительство в Азербайджанской Республике, в течение 30 дней с начала деятельности в Азербайджанской Республике, а иностранные юридические лица, признанные резидентами по месту управления, в течение 30 дней со времени признания резидентами по месту управления в соответствии с Налоговым кодексом Азербайджанской Республики или положениями международных договоров об избежании двойного налогообложения, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, обязаны представить заявление в налоговые органы по месту нахождения.

33.8.2. Заявление о постановке на учет подразделений, не образующих постоянное представительство в Азербайджанской Республике, а также иностранных юридических лиц, признаваемых резидентами по месту управления, должно быть подписано иностранным юридическим лицом или его уполномоченным лицом.

33.8.3. Для постановки на учет в налоговых органах подразделений, не образующих постоянное представительство в Азербайджанской Республике, а также иностранных юридических лиц, признаны резидентами по месту управления, не требуется никаких других документов и сведений, кроме указанных в статье 33.8 настоящего Кодекса.

33.8.4. К заявлению, подаваемому о постановке на учет подразделения резидента иностранного государства, не образующего постоянного представительства в Азербайджанской Республике, прилагается следующее:

33.8.4.1. документ о регистрации в государстве, в котором иностранное юридическое лицо прошло регистрацию (инкорпорация), и выписка из торгового реестра;

33.8.4.2. решение компетентного органа резидента иностранного государства о создании подразделения, не образующего постоянное представительство в Азербайджанской Республике;

33.8.4.3. учредительные документы;

33.8.4.4. документ о резидентстве, утвержденный налоговым органом;

33.8.4.5. документ, подтверждающий юридический адрес в Азербайджанской Республике (договор аренды, подтверждающий право собственности или другие документы);

33.8.4.6. копия документа, удостоверяющего личность руководителя (учредителя) подразделения;

33.8.4.7. информация о подразделениях, не образующих постоянного представительства в Азербайджанской Республике, и источниках дохода по форме, установленной соответствующим органом исполнительной власти.

33.8.5. К заявлению о постановке на учет, подаваемому иностранным юридическим лицом, признаваемым резидентом по месту управления, прилагается следующее:

33.8.5.1. документ о регистрации в государстве, в котором прошло регистрацию (инкорпорация), и выписка из торгового реестра;

33.8.5.2. учредительные документы;

33.8.5.3. документ, подтверждающий юридический адрес в Азербайджанской Республике (договор аренды, подтверждающий право собственности или другие документы);

33.8.5.4. копия документа, удостоверяющего личность руководителя (учредителя) юридического лица;

33.8.5.5. информация о структурах, которые находятся в Азербайджанской Республике и других странах под непосредственным или косвенным контролем, и источниках дохода по форме, установленной соответствующим органом исполнительной власти.

33.8.6. Документы, указанные в статьях 33.8.4.1-33.8.4.4, 33.8.5.1 и 33.8.5.2, легализуются соответствующим органом исполнительной власти или представительствами Азербайджанской Республики в иностранных государствах (консульскими управлениями других государств, представляющие интересы Азербайджанской Республики).

33.8.7. Документы, указанные в статьях 33.8.4 и 33.8.5, прилагаются к заявлению вместе с переводом на азербайджанский язык, удостоверенным в нотариальном порядке.

33.8.8. Снятие с налогового учета и аннулирование ИНН подразделения резидента иностранного государства, осуществляющего деятельность в Азербайджанской Республике, не образуя постоянного представительства, осуществляется в следующих случаях:

33.8.8.1. при ликвидации лица, являющегося резидентом иностранного государства, или подразделения, не образующего постоянного представительства;

33.8.8.2. если деятельность подразделения, не образующего постоянного представительства, образует постоянное представительство.

33.8.9. Снятие с налогового учета и аннулирование ИНН иностранного юридического лица, признаваемого резидентом по месту управления, осуществляется в следующих случаях:

33.8.9.1. при ликвидации иностранного юридического лица, признаваемого резидентом по месту управления, в государстве, в котором оно прошло регистрацию (инкорпорацию);

33.8.9.2. при изменении резидентства иностранного юридического лица, признаваемого резидентом по месту управления.

33.9. Учет плательщиков местных (муниципальных) налогов ведется муниципальным налоговым органом.

Статья 34. Правила постановки на учет, переучета и снятия с учета

34.1. Для постановки на учет в налоговом органе налогоплательщиком подается заявление.

При подаче заявления о постановке на учет налогоплательщики - юридические лица, их филиалы и представительства одновременно с заявлением представляют в одном экземпляре копии и сведения о месте нахождения (адрес) заверенных в установленном порядке свидетельства о государственной регистрации, устава (или положения), документов, подтверждающих назначение руководителя и адрес юридического лица, а также документ, удостоверяющий личность руководителя.

Юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, ставятся на учет после присвоения ИНН их вышестоящим организациям.

Заявление заполняется налогоплательщиком или его полномочным представителем. Налогоплательщик (его руководитель) несет ответственность за достоверность указанного в заявлении.

При подаче заявления о постановке на учет налогоплательщик-индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением представляет копию документа, удостоверяющего его личность, и данные о месте своего жительства.

При постановке на учет налогоплательщиков-физических лиц в их персональные данные включаются: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, сведения о гражданстве.

Форма заявления о постановке на учет утверждается соответствующим органом исполнительной власти.

34.2. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 2 дней со дня поступления заявления о постановке на налоговый учет и других документов, указанных в настоящей статье, и в тот же срок выдать налогоплательщику соответствующее свидетельство. Свидетельство, являющееся основным документом, подтверждающим, что налогоплательщик находится на учете, выдается налогоплательщику единожды и хранится у него. Если свидетельство утеряно или пришло в негодное состояние, по обращению налогоплательщика выдается новый экземпляр свидетельства. При этом на выданном экземпляре производится запись о том, что он является новым экземпляром свидетельства.

Форма свидетельства о постановке на учет налогоплательщика утверждается соответствующим органом исполнительной власти.

34.3. При изменении места нахождения и места жительства налогоплательщик обязан подать заявление в налоговый орган в 15-дневный срок со дня такого изменения. Переучет (снятие с учета в прежнем налоговом органе и постановка на учет в новом) налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на налоговом учете, в течение 15 дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства.

В случае какого-либо изменения в сведениях в форме заявления, поданного налогоплательщиком для постановки на учет в налоговом органе, или в учредительных документах, он обязан в 15-дневный срок со дня изменения сообщить об этом в налоговый орган.

34.4. В случаях ликвидации или реорганизации юридического лица, ликвидации юридическим лицом своего филиала или представительства, прекращения деятельности через представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится на основе обращения налогоплательщика с учетом сроков, указанных в статье 34.3. настоящего Кодекса.

34.5. Постановка на учет, переучет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

34.6. Каждому налогоплательщику по всем видам налогов, в том числе по платежам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу Азербайджанской Республики, присваивается единый на всей территории Азербайджанской Республики идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

34.7. Налогоплательщики обязаны указать ИНН в бухгалтерском, статистическом отчетах, налоговых расчетах, декларациях, хозяйственных договорах, счет-фактурах, накладных, чеках контрольно-кассовых аппаратов, письмах, а также в таможенных, банковских и во всех других платежных документах.

34.7.1. Если ИНН не указан в каком-либо платежном, банковском и таможенном документе налогоплательщиков, принятие этих документов для исполнения соответствующими банковскими учреждениями, налоговыми и таможенными органами не допускается.

34.7.2. Изменения в учетных данных налогоплательщиков проводятся на основании заявлений, представляемые ими по форме, утвержденной соответствующим органом исполнительной власти.

34.7.3. Снятие с учета физического лица, являющегося налогоплательщиком, возможно в следующих случаях:

34.7.3.1. прекращения деятельности;

34.7.3.2. в случае признания судом без вести пропавшим или недееспособным в порядке, определенном законодательством;

34.7.3.3. смерти.

34.7.4. При снятии налогоплательщика с учета свидетельство, подтверждающее его принятие на учет, сдается в налоговый орган. Налоговый орган информирует банковское учреждение о признании свидетельства-дубликата недействительным.

34.8. Соответствующий орган исполнительной власти на основе учетных данных ведет единый государственный реестр налогоплательщиков в соответствии с настоящим Кодексом:

34.8.1. Налогоплательщики, при внесении в единый государственный реестр, используют данные заявления о постановке на учет, которое они представили в налоговый орган. Единый государственный реестр ведется в форме бумажной записи и (или) электронной записи.

34.8.2. Ведение единого государственного реестра налогоплательщиков состоит из следующего:

34.8.2.1. ведения журнала реестра налогоплательщиков в хронологическом порядке;

34.8.2.2. ведения журнала реестра ликвидированных налогоплательщиков;

34.8.2.3. ведение уточнений в связи с изменениями в данных реестра налогоплательщиков, поставленных на учет;

34.8.2.4. выдача соответствующих сведений налогоплательщикам, поставленным на учет.

34.8.3. Соответствующий орган исполнительной власти обеспечивает ведение банка данных единого государственного реестра налогоплательщиков, его целостность и защиту, предоставляет выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков в ответ на официальные запросы в порядке, установленном настоящим Кодексом.

34.9. Сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

34.10. Организации - налоговые агенты, не поставленные на учет в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Статья 35. Обязанности банков, связанные с учетом

налогоплательщиков

35.1. После того, как налогоплательщик получает свидетельство о постановке на учет, чтобы открыть счет в банковском учреждении, он подает заявление в налоговый орган. Налоговый орган на основании этого заявления не позднее 2 дней выдает налогоплательщику свидетельство-дубликат. Число свидетельств-дубликатов, выдаваемых налогоплательщику, не ограничивается и каждый из них нумеруется. Свидетельство-дубликат в целях открытия банковского счета выдается налогоплательщику в установленный настоящей статьей срок, в случае он имеет задолженность по налогам в бюджет, процентам и финансовым санкциям. Форма заявления, подаваемого налогоплательщиком для того чтобы получить свидетельство-дубликат, и свидетельства-дубликата утверждается соответствующим органом исполнительной власти.

35.2. Банки открывают банковские счета юридическим лицам, их филиалам и представительствам, индивидуальным предпринимателям лишь после представления ими свидетельства-дубликата, выдаваемого налоговым органом.

35.3. Если свидетельство-дубликат в течение 10 дней со дня получения не использовалось для открытия счета, оно признается утратившим силу.

35.4. Свидетельство-дубликат состоит из двух частей. Одна его часть остается в банке, в котором налогоплательщик открыл счет, а часть, называемую "извещением", банковское учреждение после совершения соответствующих отметок направляет в выдавший его налоговый орган.

35.5. По свидетельству-дубликату открыть счет можно лишь в указанном в нем банке (филиале банка).

35.6. Если в течение 10 дней часть "извещение" свидетельства-дубликата не возвращено банковским учреждением, налоговый орган уточняет причину этого с налогоплательщиком и соответствующим банковским учреждением. Если свидетельство-дубликат в течение 10 дней не использовалось, выданное налогоплательщику свидетельство-дубликат отзывается и на основании полученной из банка официальной информации о том, что счет не был открыт, вносится соответствующая запись в учетных данных налогоплательщика о признании его недействительным.

Статья 36. Налоговые проверки

36.1. Проверки, проводимые налоговыми органами, могут быть камеральными или выездными.

36.2. При проведении налоговых проверок налоговые органы и их должностные лица обязаны выяснить все обстоятельства, имеющие значение для принятия верного решения, в том числе обстоятельства, выгодные для налогоплательщика.

36.3. Выездная налоговая проверка может охватывать по налогам на прибыль, доходы, имущество и землю деятельность налогоплательщика не более чем за 3 последних календарных года, по другим налогам - деятельность налогоплательщика не более чем за 3 последних года, включая год проведения этой проверки.

Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает документально подтвержденная необходимость получения относящейся к предмету проверки информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Для таких действий необходимо мотивированное решение налогового органа.

36.4. Запрещается проведение налоговыми органами выездных налоговых проверок по налогам, уплаченным или подлежащим уплате налогоплательщиком за уже проверенный налоговым органом налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с ликвидацией налогоплательщика-юридического лица или обращением о прекращении предпринимательской деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и случаев, предусмотренных статьей 38. 3 настоящего Кодекса.

36.5. Налогоплательщики, не согласные с результатами налоговой проверки, могут потребовать проведения внеочередной проверки. В этом случае внеочередная налоговая проверка не может проводиться должностными лицами налоговых органов, проводившими предыдущую проверку.

36.6. Налогоплательщики имеют право обращаться в суд по налоговым проверкам, проводившимся налоговыми органами.

Статья 37. Камеральная налоговая проверка

37.1. Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом без выезда на место на основе налоговых отчетов, находящихся в налоговом органе, представляемых налогоплательщиком, а также других находящихся в налоговом органе документов о деятельности налогоплательщика, отражающих исчисление и уплату налогов.

37.2. Камеральная налоговая проверка проводится в течение 30 дней со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

37.3. При обнаружении разночтения или ошибки в сведениях, содержащихся в связанных с декларацией документах, представленных налогоплательщиком для проведения камеральной проверки, налоговый орган может потребовать от налогоплательщика дополнительные сведения, документы и объяснения.

37.4. При обнаружении в ходе камеральной проверки неправильного подсчета в налоговой декларации налогов (занижения или завышения налоговой суммы) налогоплательщику в 5-дневный срок отправляется уведомление по подсчету налогов по форме, установленной соответствующим органом исполнительной власти. В уведомлении должны быть указаны причины подсчета и право налогоплательщика на обжалование в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса.

Если налоговая декларация, необходимая для проведения камеральной проверки, не была представлена по уважительному основанию в срок, определяемый настоящим Кодексом, налоги исчисляются в соответствии со статьей 67 настоящего Кодекса.

37.5. До периода поступления от налогоплательщика обращения о проведении на основе статьи 15.1.13 настоящего Кодекса нового наблюдения хронометражным методом основанием для подсчета налогов могут быть взяты результаты последнего наблюдения хронометражным методом.

37.6. Если во время камеральной налоговой проверки налоговым органом не будут соблюдены правила, установленные статьями 37.3 и 37.4 настоящего Кодекса, налогоплательщик при проведении выездной налоговой проверки имеет право по предложению налогового органа в течение 30 дней исправить (устранить) ошибки (в том числе неправильное исчисление сумм налогов, занижение сумм налогов и прочие), допущенные и могущие быть установленными при камеральной проверке до проведения данной проверки, и до окончания указанного срока налогоплательщик не несет ответственности (за исключением уплаты процентов) за допущенные им нарушения законодательства о налогах.

Статья 38. Выездная налоговая проверка

38.1. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения налогового органа.

Выездная налоговая проверка может быть очередной и внеочередной.

При проведении очередной выездной налоговой проверки налоговый орган не позднее 15 дней до начала налоговой проверки направляет письменное уведомление налогоплательщику.

38.2. В уведомлении, направляемом налогоплательщику, должны быть указаны основание и дата налоговой проверки, а также права и обязанности налогоплательщика и налоговых органов.

Очередная выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более 30 дней. В исключительных случаях срок выездной налоговой проверки может быть продлен до 90 дней по решению вышестоящего налогового органа.

На основании мотивированного решения вышестоящего налогового органа срок составления акта по результатам выездной налоговой проверки может быть продлен на срок не более 30 дней в нижеуказанных случаях:

- при получении из зарубежной страны документов, необходимых для объективного и полного проведения выездной налоговой проверки, в том числе ответа на запрос налогового органа;

- при проведении исследования предметов, изъятых в виде образцов, экспертизы во время выездной налоговой проверки или для получения заключения специалиста с использованием различных областей знания;

- при нарушении лицами, отправляющими ответы, сроков дачи ответов на запросы, отправленные налоговыми органами в связи с выездной налоговой проверкой.

38.3. Внеочередная налоговая проверка может проводиться налоговыми органами в следующих случаях:

38.3.1. при непредставлении в установленный срок документов налоговой отчетности, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и непредставлении этих документов и после предупреждения об этом налоговым органом;

38.3.2. при выявлении неточных и (или) искаженных сведений в акте, составленном по результатам налоговой проверки.

38.3.3. При отнесении излишне уплаченных по НДС налога, процента и финансовой санкции в счет уплаты других налогов, процентов и финансовых санкций или в счет выплат по последующим обязательствам. В этом случае внеочередная налоговая проверка может быть проведена только по облагаемым НДС операциям налогоплательщика;

38.3.4. при поступлении от налогоплательщика заявления о возврате излишне уплаченных налогов, процентов и финансовых санкций;

38.3.5. при обнаружении на основе каких-либо полученных налоговым органом сведений из известного источника сокрытия (занижения) налогоплательщиком своих доходов, при наличии сведений из известного источника о допущении налоговых правонарушений налогоплательщиком, прошедшим регистрацию для целей НДС в соответствии со статьей 157.2. настоящего Кодекса;

38.3.6. при наличии в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством соответствующего решения суда или правоохранительных органов о проведении налоговых проверок;

38.3.7. в случае непредставления документов, указанных в статье 42.4 настоящего Кодекса, в указанный в настоящей статье срок или предоставления недостоверных, либо искаженных сведений.

38.4. Выездная налоговая проверка проводится в рабочий день и в рабочее время налогоплательщика.

38.5. Инвентаризация во время выездной налоговой проверки проводится по мотивированному решению соответствующего органа исполнительной власти в нижеуказанных случаях:

38.5.1. если во время последней налоговой проверки у налогоплательшика выявлено, что налогоплательщик преднамеренно не вел отчетных документов;

38.5.2. если во время последней налоговой проверки у налогоплательщика было выявлено, что налогоплательщик не вел отчетных документов в соответствии с установленными законодательством правилами, и после связанного с этим предупреждения налогового органа допущенные неточности не были устранены, а отчет не велся в соответствии с установленными правилами;

38.5.3. если во время выездной налоговой проверки у налогоплательщика были обнаружены немаркированные товары, подлежащие маркировке акцизными марками.

38.6. Правила проведения инвентаризации во время выездной налоговой проверки устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 39. Оформление результатов выездной налоговой проверки

39.1. По результатам выездной налоговой проверки полномочными должностными лицами налоговых органов в установленной форме составляется акт налоговой проверки, который подписывается указанными лицами и руководителем (лицом, его заменяющим) проверяемого налогоплательщика или индивидуальным предпринимателем. Налогоплательщик может внести в акт проверки свои замечания, отказаться подписать акт, о чем делается соответствующая запись в акте.

39.2. В акте налоговой проверки должны быть указаны выявленные в ходе проверки и документально подтвержденные случаи нарушения законодательства о налогах и конкретные статьи настоящего Кодекса и иных законов, предусматривающие ответственность за такие нарушения, или отсутствие случаев нарушения законодательства о налогах.

39.3. Форма акта налоговой проверки и требования к его составлению определяются соответствующим органом исполнительной власти.

39.4. Один экземпляр акта налоговой проверки передается или направляется налогоплательщику (его полномочному представителю) способом, подтверждающим дату передачи, не позднее 5 дней после даты составления акта.

39.5. Налогоплательщик вправе в случае несогласия с актом налоговой проверки или с какой-либо его частью в 30-дневный срок со дня вручения ему акта налоговой проверки в письменном виде объяснить соответствующему налоговому органу причины неподписания акта либо в письменном же виде заявить возражение по акту в целом или по отдельным его частям. При этом налогоплательщик вправе представить налоговому органу копии документов, подтверждающих обоснованность возражений или причины неподписания акта проверки, приложив их к письменному объяснению (возражению).

39.6. Руководитель налогового органа (его заместитель) не позднее 15 дней по истечении срока, установленного статьей 39.5 настоящего Кодекса, рассматривает документы, изъятые у налогоплательщика в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также представленные налогоплательщиком, акт налоговой проверки, обстоятельства нарушения законодательства о налогах и вопрос об их устранении и применении соответствующих санкций (штрафов).

39.7. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя и (или) их представителей.

Налоговый орган заблаговременно извещает налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Если налогоплательщик, несмотря на заблаговременное извещение, не явился без уважительной причины, то материалы проверки, возражения, объяснения, другие документы и материалы, представленные налогоплательщиком, рассматриваются в его отсутствие.

Статья 40. Доступ должностных лиц налоговых органов на территории

или в помещения для проведения выездной налоговой

проверки

40.1. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, непосредственно на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений), используемые налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности, осуществляется по предъявлении указанными лицами служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки у этого налогоплательщика или постановления суда.

40.2. Не допускается вхождение должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, в жилые здания (помещения) помимо воли или против воли проживающих там физических лиц.

40.3. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых зданий (помещений)), указанные в статье 40.1 настоящего Кодекса, составляется акт, подписываемый должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, и налогоплательщиком. На основании этого акта налоговый орган имеет право определять налоговые суммы, которые должны быть уплачены, в порядке, предусмотренном статьей 67 настоящего Кодекса.

При отказе налогоплательщика подписать указанный акт, об этом в акте делается отметка. Копия составленного акта предоставляется налогоплательщику.

40.4. Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых зданий (площадей)), используемых налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности, признается нарушением законодательства о налогах и влечет ответственность в порядке, установленном законом.

Статья 41. Осмотр

41.1. Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для полноты и объективности проверки, вправе на основании мотивированного решения указанного органа производить осмотр территорий, помещений, а также документов и предметов налогоплательщика, у которого проводится налоговая проверка.

41.2. Проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов без проведения выездной налоговой проверки не допускается, за исключением следующих случаев:

41.2.1. если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа во время ранее проведенной налоговой проверки, либо;

41.2.2. при согласии владельца этих документов и предметов.

41.3. Осмотр производится в присутствии понятых.

41.4. При проведении осмотра лицо, у которого проводится налоговая проверка, и (или) его представитель, а также специалисты вправе участвовать в осмотре.

41.5. По производству осмотра составляется протокол.

Статья 42. Истребование документов

42.1. Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.

Лицо, которому направлено требование о предоставлении документов, обязано представить их налоговому органу в пятидневный срок.

Документы представляются в виде надлежащим образом заверенных копий.

42.2. В случае непредставления налогоплательщиком должностному лицу налогового органа, непосредственно проводящему налоговую проверку, истребованных документов в срок, указанный в абзаце втором статьи 42.1 настоящего Кодекса, или сообщения налогоплательщиком об отсутствии у него указанных документов составляется акт, подписываемый должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, и налогоплательщиком. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт, об этом в акте делается отметка.

Копия составленного акта предоставляется налогоплательщику. В случае невозможности получения во время выездной налоговой проверки истребованных документов или их копий из других источников, на основании указанного акта налоговый орган вправе определить подлежащие уплате суммы налогов в порядке, предусмотренном статьей 67 настоящего Кодекса.

42.3. Отказ налогоплательщика от предоставления налоговому органу истребованных и необходимых для выездной налоговой проверки документов или непредставление их в срок, установленный статьей 42.1 настоящего Кодекса, влечет ответственность в порядке, установленном законом. При отказе представить документы в порядке, указанном в настоящей статье, должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, производит изъятие документов в порядке, предусмотренном статьей 43 настоящего Кодекса.

42.4. Документы, необходимые для проведения налогового контроля и исполнения запросов, поступивших согласно международным договорам, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, или заверенные в надлежащем порядке их копии на основании запроса налогового органа должны быть представлены налогоплательщиком в течение 20 дней.

Статья 43. Изъятие документов и предметов в качестве образцов

43.1. Изъятие документов и предметов в качестве образцов допускается только при проведении выездной налоговой проверки.

43.2. Если при проведении выездной налоговой проверки изучение представленных налогоплательщиком документов и предметов, относящихся к предмету проверки и необходимых для исчисления налогов, потребует дополнительного времени, а также при обнаружении в представленных документах фактов нарушения законодательства о налогах либо, если указанные нарушения непосредственно связаны с предметами, то должностное лицо налогового органа, непосредственно проводящее выездную налоговую проверку, вправе изъять представленные ему в соответствии со статьей 42 настоящего Кодекса документы и предметы в качестве образцов. Изъятие документов и предметов в качестве образцов, представленных налогоплательщиком должностному лицу налогового органа, непосредственно проводящему проверку, производится по мотивированному решению руководителя налогового органа (его заместителя).

Объем, количество, срок изъятия предметов в качестве образцов и порядок их исследования устанавливаются в соответствии с настоящей статьей.

43.2.1. Предметы в качестве образцов во время выездной проверки изымаются для следующих целей:

43.2.1.1. проверки соответствия стоимости товаров (работ, услуг), отнесенных к затратам, вычитаемым из дохода, их физическим и качественным показателям, виду, происхождению и другим показателям;

43.2.1.2. проверки соответствия дохода, полученного от представления товаров (работ, услуг), и поставленного на учет, физическим и качественным показателям этих товаров (работ, услуг), виду, происхождению и другим показателям;

43.2.1.3. определения рыночных цен товаров (работ, услуг);

43.2.1.4. доказательства нарушения налогового законодательства, в том числе хранения, продажи и ввоза подакцизных товаров, не маркированных акцизной маркой или маркированных поддельной акцизной маркой;

43.2.1.5. другие случаи, необходимые для изъятия предметов в качестве образцов в целях доказательства нарушения налогового законодательства.

43.2.2. В случаях и целях, определенных статьей 43.2 настоящего Кодекса, должностное лицо налогового органа, проводящего проверку, при изъятии предметов в качестве образцов при проведении выездной налоговой проверки в этот же день письменно информирует руководителя налогового органа или его заместителя.

43.2.3. Информация должностного лица налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку, обосновывающая изъятие предметов в качестве образцов, изучается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и лишь после этого принимается решение об изъятии предметов в качестве образцов.

43.2.4. Форма решения об изъятии предметов в качестве образцов при выездной налоговой проверке утверждается соответствующим органом исполнительной власти.

43.2.5. Предметы, изъятые в качестве образцов при выездной налоговой проверке, в зависимости от их особенностей упаковываются должностным лицом налогового органа, а в случае необходимости опечатываются проверяющим.

43.2.6. Размер, объем изъятия предметов в качестве образцов при проведении выездной налоговой проверки и другие условия в связи с изъятием определяются на основании стандартов и нормативов, действующих на территории Азербайджанской Республики.

43.2.7. Предметы, изъятые в качестве образцов, могут быть изъяты на срок не более 30 дней, учитывая время, необходимое для исследования этих предметов.

43.2.8. Хранение предметов, изъятых в качестве образцов, и их защита , изучение в организациях, созданных и осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством, осуществляется за счет налогового органа.

43.2.9. В случае если предметы, изъятые в качестве образцов, не утратили потребительские свойства, эти предметы возвращаются налогоплательщику. А если предметы, изъятые в качестве образцов, утратили потребительские свойства, их стоимость возмещается налоговым органом.

43.3. Берутся заверенные налогоплательщиком копии документов.

43.4. Не допускается изъятие документов и предметов в качестве образцов в ночное время (в период с 20-00 вечера до 8-00 утра).

43.5. Запрещается изъятие при выездной налоговой проверке не являющихся необходимыми для исчисления налогов документов и предметов в качестве образцов.

43.6. Изъятие документов и предметов в качестве образцов производится в присутствии лиц, у которых изымаются документы и предметы, и (или) их представителей, а также понятых. В необходимых случаях для участия в изъятии документов и предметов в качестве образцов может быть приглашен специалист.

43.7. Должностное лицо налогового органа до изъятия документов и предметов в качестве образцов представляет мотивированное решение руководителя налогового органа (его заместителя) об изъятии и разъясняет участвующим лицам их права и обязанности.

43.8. Об изъятии документов и предметов в качестве образцов составляется протокол с соблюдением требований статьи 48 настоящего Кодекса.

43.9. Копия протокола об изъятии документов и предметов в качестве образцов вручается лицу, у которого произведено изъятие. Об этом в протокол вносится запись, удостоверяемая подписью лица, документы и предметы которого подверглись изъятию.

43.10. В случае, если налогоплательщик во время выездной налоговой проверки не выдает документы и предметы в качестве образцов, об этом составляется отказной акт по форме, утвержденной соответствующим органом исполнительной власти, который подписывается должностным лицом налогового органа, другими лицами, принимавшими участие в проверке (наблюдатели, эксперты, специалисты), а также налогоплательщиком или его представителем.

43.11. В случае непредоставления налогоплательщиком в порядке, предусмотренном в настоящей статье, документов и предметов в качестве образцов, изъятие производится по решению суда, вынесенного на основании мотивированного обращения налогового органа, непосредственно проводящего выездную налоговую проверку.

Статья 44. Экспертиза

44.1. В необходимых случаях к выездной налоговой проверке может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается при необходимости специальных знаний для разъяснения возникающих вопросов.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта.

Эксперт привлекается на основе договора. В договоре могут быть предусмотрены права и обязанности сторон, вопросы, поставленные перед экспертом, ответственность эксперта за дачу ошибочного или заведомо ложного заключения и другие вопросы, установленные гражданским законодательством.

44.3. Экспертиза назначается решением налогового органа, непосредственно проводящего выездную налоговую проверку. В решении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации, проводящей экспертизу, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые эксперту.

44.4. Эксперт имеет право знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов.

44.5. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает достаточными знаниями для проведения экспертизы.

44.6. Налоговый орган, вынесший решение о производстве экспертизы, обязан ознакомить с этим решением налогоплательщика, проверка которого проводится по указанному решению, и разъяснить ему его права, предусмотренные статьей 44.7. настоящего Кодекса.

44.7. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

44.7.1. заявить отвод эксперту;

44.7.2. выступить с обращением о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

44.7.3. представить дополнительные вопросы для получения заключения эксперта;

44.7.4. присутствовать непосредственно или через представителя при производстве экспертизы, заранее поставив в известность должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку;

44.7.5. ознакомиться с заключением эксперта.

44.8. Эксперт дает и подписывает заключение от своего имени. В заключении эксперта отражаются проведенное им расследование, сделанные выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых перед ним не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

44.9. Копия заключения эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу. Последнее имеет право дать свои объяснения, заявить возражения, потребовать поставить перед экспертом дополнительные вопросы и назначить дополнительную или повторную экспертизу.

44.10. Дополнительная экспертиза назначается в случае, когда заключение эксперта недостаточно ясно и полно, и эта экспертиза поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае, когда заключение эксперта необоснованно и имеются сомнения в его правильности, и поручается другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

44.11. При необеспечении ходатайства проверяемого, которое связано с правами, предусмотренными статьями 44.7 и 44.9 настоящего Кодекса, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит мотивированное решение с указанием причин отклонения ходатайства и предоставляет копию решения проверяемому.

Статья 45. Приглашение специалиста для оказания помощи в

проведении налоговой проверки

45.1. В случаях, когда при проведении выездной налоговой проверки требуются специальные знания и опыт по областям, непосредственно не относящимся к сфере деятельности налоговых органов, по решению руководителя налогового органа (его заместителя) может быть приглашен специалист.

45.2. Специалист должен обладать специальными знаниями и опытом и не иметь заинтересованности в исходе дела. Заключение специалиста, не отвечающего указанным условиям, не может быть использовано налоговыми органами.

45.3. Специалист приглашается на договорной основе. В договоре могут быть предусмотрены права и обязанности сторон, вопросы, поставленные перед специалистом, ответственность специалиста за дачу ошибочного или заведомо ложного заключения и иные вопросы, установленные гражданским законодательством

45.4. Специалист, привлеченный в соответствии со статьей 45.1 настоящего Кодекса, обязан дать заключение по поставленным перед ним вопросам. Заключение специалиста составляется в письменной форме, подписывается им и прилагается к акту выездной налоговой проверки.

45.5. При несогласии с приложенным к акту налоговой проверки заключением специалиста, налогоплательщик вправе сделать об этом соответствующие отметки в акте проверки.

45.6. Возмещение убытков, понесенных налоговыми органами или налогоплательщиком вследствие дачи ошибочного или заведомо ложного заключения специалистом может быть востребовано в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 46. Участие переводчика

46.1. В необходимых случаях при проведении выездной налоговой проверки может быть приглашен переводчик. Приглашение переводчика осуществляется на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя).

46.2. Переводчик должен быть не заинтересованным в исходе дела лицом, владеющим необходимым для перевода языком.

Данные положения относятся также к лицу, понимающему знаки немого или глухого физического лица.

46.3. Переводчик приглашается на договорной основе. В договоре могут быть установлены права и обязанности сторон, ответственность переводчика за заведомо ложный перевод и иные вопросы в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 47. Участие понятых

47.1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении выездной налоговой проверки приглашаются понятые.

47.2. Понятые приглашаются числом не менее двух.

47.3. В качестве понятых могут быть приглашены не заинтересованные в исходе дела физические лица.

47.4. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.

Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии.

Понятые имеют право на занесение в протокол их замечаний по произведенным действиям.

В случае необходимости понятые могут дать свои объяснения по указанным действиям.

Одно и то же лицо не может быть приглашено налоговыми органами в качестве понятого более одного раза в налоговом году.

Статья 48. Общие требования к протоколу, составляемому при

производстве действий по осуществлению налоговой

проверки

48.1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении налоговой проверки составляются протоколы. Протоколы составляются на азербайджанском языке.

48.2. В протоколе указываются:

48.2.1. наименование протокола;

48.2.2. место и дата проведения конкретного действия;

48.2.3. время начала и окончания действия;

48.2.4. должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

48.2.5. фамилия, имя, отчество лица, принимавшего участие или присутствовавшего при проведении действия, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о владении азербайджанским языком;

48.2.6. содержание действия, последовательность его проведения;

48.2.7. выявленные при проведении действия существенные для дела факты и обстоятельства;

48.2.8. при изъятии в соответствии с настоящим Кодексом предметов в качестве образцов в протоколе указываются количество, объем и другие отличительные признаки предметов.

48.3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в проведении действия. Указанные лица имеют право делать замечания, подлежащие занесению в протокол или приобщению к делу.

48.4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в проведении действия.

Статья 49. Вынесение решения по результатам рассмотрения

материалов налоговой проверки

49.1. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель налогового органа (заместитель руководителя) в течение 10-ти дней выносит одно из следующих решений:

49.1.1. о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах;

49.1.2. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах;

49.1.3. о проведении мер дополнительной налоговой проверки.

49.2. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах налогоплательщику разъясняется, за нарушение каких конкретно требований законодательства о налогах он привлекается к ответственности, с указанием обстоятельств установленного налоговой проверкой нарушения законодательства о налогах, документов и иных сведений, подтверждающих указанные обстоятельства, доводов, приводимых налогоплательщиком в свою защиту, и результатов проверки этих доводов, статей соответствующих законов, предусматривающих применяемые меры ответственности за нарушение законодательства о налогах.

49.3. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу, процентов, сумм финансовых санкций, административных штрафов, а также об устранении выявленных нарушений.

49.4. Копия решения налогового органа и требование предоставляются налогоплательщику либо его представителю способом, свидетельствующим о дате вручения. В случае если в результате заведомых действий налогоплательщика или его представителя копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему предоставлены, эти документы (документ) считаются предоставленными со дня их (его) получения заказным письмом.

49.5. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

49.6. Если налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности за выявленные налоговым органом нарушения законодательства о налогах, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет отдельный протокол об административном правонарушении.

Рассмотрение дел о таких проступках и применение мер административного взыскания в отношении виновных в их совершении должностных лиц налогоплательщиков и налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей производятся налоговыми органами в соответствии с Кодексом Азербайджанской Республики об административных проступках.

49.7. Положения настоящей статьи распространяются также на налоговых агентов.

Статья 50. Оперативный налоговый контроль

50.1. Оперативный налоговый контроль является формой налогового контроля, осуществляемый на складах в связи с их использованием для извлечения дохода юридическими и физическими лицами, занимающихся предпринимательской деятельностью, в торговых и других подобных им помещениях (территориях) (кроме жилых помещений (площадей)), на транспортных средствах (кроме личных транспортных средств, не используемых для предпринимательской деятельности), и охватывающий следующие цели:

50.1.1. выявление налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах, в случаях и порядке, определенных настоящим Кодексом, или не получивших "Отличительный знак" в соответствии со статьей 221.4.7 настоящего Кодекса;

50.1.2. выявление фактов продажи, хранения с целью продажи или вывоза за пределы производственного помещения подакцизных товаров, не маркированных акцизной маркой или маркированных поддельной акцизной маркой.

50.1.3. соблюдение правил денежных расчетов с населением;

50.1.4. выявление фактов принятия валютных ценностей в качестве платежного средства и незаконной купли-продажи или обмена валютных ценностей в торговых, обслуживающих учреждениях и учреждениях общепита с нарушением установленных законодательством норм;

50.1.5. исключен;

50.1.6. выявление лиц, занимающихся видами деятельности, требующих специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения (лицензии);

50.1.7. выявление случаев привлечения работодателем физических лиц к выполнению какой-либо работы (услуги) без заключения трудового договора (контракта) в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Азербайджанской Республики;

50.1.8. проведение наблюдения хронометражным методом в соответствии со статьей 23.1.3 настоящего Кодекса.

50.2. Основанием для осуществления оперативного налогового контроля является следующее:

50.2.1. факты, выявленные во время проводимой налоговым органом выездной налоговой проверки;

50.2.2. сведения, полученные из источников, известных налоговым органам;

50.2.3. если налогоплательщиком не выполнены в определенный настоящим Кодексом срок требования налогового органа о предотвращении случаев нарушения налогового законодательства;

50.2.4. если у налоговых органов достаточно оснований о нарушении юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, законодательства по вопросам, указанным в статье 50.1 настоящего Кодекса.

50.3. Оперативный налоговый контроль осуществляется на основании мотивированного решения налогового органа. В этом решении указываются территория размещения налогоплательщиков, а также вопрос (вопросы), которые охватываются оперативным налоговым контролем, срок оперативного налогового контроля и должностное лицо (лица) налогового органа, осуществляющего оперативный налоговый контроль.

50.4. Оперативный налоговый контроль начинается без предварительного извещения налогоплательщика и осуществляется фактически в рабочее время налогоплательщика. Должностное лицо налогового органа, осуществляющего оперативный налоговый контроль, после начала контроля обязано немедленно предъявить налогоплательщику решение налогового органа, предусмотренное в статье 50.3 настоящего Кодекса.

50.5. Должностные лица налогового органа, осуществляющего оперативный налоговый контроль, в пределах своей компетенции осуществляют доступ на территории или в помещения налогоплательщика (кроме жилых помещений (площадей)), осмотр территорий, помещений (кроме жилых помещений (площадей)), а также просмотр документов и предметов, истребование документов, изъятие документов и предметов в качестве образцов, привлечение эксперта, приглашение специалистов, переводчиков и наблюдателей и опись подакцизных товаров, не маркированных акцизной маркой или маркированной поддельной акцизной маркой, в порядке, определенном настоящим Кодексом.

50.6. По результатам оперативного налогового контроля должностные лица налогового органа составляют акт по форме, определенной соответствующим органом исполнительной власти. Документирование результатов оперативного налогового контроля и рассматривание материалов оперативного налогового контроля осуществляются в порядке, определенном статьями 39 и 49 настоящего Кодекса.

50.7. Налогоплательщики, осуществляющие наличные расчеты на территории Азербайджанской Республики, осуществляют подобные расчеты с помощью контрольно-кассовых аппаратов в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.

50.8. В чеках контрольно-кассового аппарата должны отражаться следующие сведения:

наименование налогоплательщика;

50.8.2.ИНН;

50.8.3.дата и час, когда был выбит чек;

наименование и адрес местонахождения объекта;

50.8.5.наименование, единица измерения, количество товара или услуги (работы), цена одной единицы и итоговая сумма;

50.8.6.число и номер выбитых за день чеков;

марка и заводской номер контрольно-кассового аппарата.

Статья 51. Недопустимость причинения неправомерного вреда при

проведении налоговой проверки

51.1. При проведении налоговой проверки не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику либо имуществу, находящемуся в его владении, пользовании или распоряжении.

51.2. Убытки, причиненные незаконными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налоговой проверки, подлежат возмещению налогоплательщику в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

51.3. За убытки, причиненные налогоплательщику своими незаконными действиями, налоговые органы и их должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законом.

51.4. Убытки, причиненные налогоплательщику законными действиями должностных лиц налоговых органов, не возмещаются, за исключением случаев, установленных законом.

Статья 52. Порядок взыскания финансовой санкции за нарушение

законодательства о налогах

52.1. После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства соответствующий налоговый орган в порядке, установленном статьей 65 настоящего Кодекса, или в судебном порядке взимает с привлеченного к ответственности лица финансовые санкции, определенные настоящим Кодексом.

52.2. Иски о взимании налоговым органом финансовых санкций рассматриваются в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Азербайджанской Республики.

52.3. Исполнение вступившего в законную силу решения суда о взимании финансовых санкций осуществляется в определенном законом порядке.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок