Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Онлайн-конференции / Анализ ошибок в отчетности при формировании оценочных резервов по сомнительным долгам

07.09.2015   Анализ ошибок в отчетности при формировании оценочных резервов по сомнительным долгам

В современных условиях тема учета долгов стала актуальной: риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, что приводит к росту дебиторской и кредиторской задолженности. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и заказчиками условий действующих договорных обязательств, что требует принятия  определенных мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие таких мер, возможно, при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля долговых обязательств.

Именно этой проблеме и была посвящена онлайн-конференция, экспертом на которой выступила Раиса Цветкова – заместитель начальника отдела по ведению бухгалтерского и налогового учета Аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз».

Цветкова Раиса
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз»
Заместитель начальника отдела по ведению бухгалтерского и налогового учета

1
Вероника Бероева

Прошу разъяснить, что будет, если компания такой резерв никогда не создавала? Например, у торговой компании много клиентов, покупателей, но резерв не создавался. Каким образом это может повлиять на расчет самого налога на прибыль?
Цветкова  Раиса
Цветкова Раиса

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Заместитель начальника отдела по ведению бухгалтерского и налогового учета

Формируя резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета, организация увеличивает свои расходы и соответственно уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль – происходит отсрочка по оплате налога.
Если Вы не создаете резерв, значит, Вы отвлекаете оборотные средства компании заранее на оплату налога в текущем налоговом периоде.

2
Инесса Варанова

Главный бухгалтер

Подскажите, можно ли установить в учетной политике такой показатель «сомнительности» дебиторской задолженности как просрочка сроком свыше 24 месяцев?
Цветкова  Раиса
Цветкова Раиса

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Заместитель начальника отдела по ведению бухгалтерского и налогового учета

При формировании резервов по сомнительным долгам необходимо руководствоваться принципом осмотрительности, согласно которому бухгалтер с большей готовностью признает расходы и обязательства, чем доходы и активы.
Перед формированием резерва по сомнительным долгам необходимо провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Резерв определяется отдельно по каждому сомнительному долгу. По результатам инвентаризации необходимо оценить платежеспособность каждого должника и вероятность погашения им долга. Чем больше эта вероятность, тем сумма отчислений в резерв меньше и наоборот.
Таким образом, количество месяцев просрочки по оплате дебиторской задолженности не имеет ключевого значения при формировании резерва по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета.
Например, если Вы располагаете информацией о том, что организация-должник ликвидируется и долги остаются непогашенными, но дебиторская задолженности перед Вашей компанией сложилась месяц назад, то в резерв необходимо включить всю сумму долга.
Может быть и противоположная ситуация. Например, Вы обратились с иском в суд в отношении дебитора, который оценен Вами как платежеспособный, требуя от него оплаты за товар (услуги), в отношении которого претензий не поступало. Дебиторская задолженность не оплачена в течение 30 месяцев. С большой вероятностью иск будет удовлетворен и дебитор оплатит свои долги. В этом случае формировать резерв не нужно.
Разделяя дебиторов на 2 группы: с просрочкой платежа менее 24 месяцев и более 24 месяцев – Вы рискуете сформировать резерв по долгам, которые с большой вероятностью будут погашены, и тем самым завысите свои расходы в бухгалтерском учете. Или наоборот резерв по сомнительному долгу не будет сформирован на том основании, что просрочка платежа не превысила определенного срока.

3
Игорь Валентинович

Какие условия должны быть соблюдены при формировании резерва по сомнительным долгам?
Цветкова  Раиса
Цветкова Раиса

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Заместитель начальника отдела по ведению бухгалтерского и налогового учета

При формировании резервов по сомнительным долгам для целей налогового учета организация должна провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на последнее число отчетного периода (квартал, первое полугодие, девять месяцев, год). По результатам инвентаризации дебиторов нужно разделить на три группы в зависимости от сроков возникновения задолженности:
1) Свыше 90 дней – сумма просроченной задолженности полностью включается в резерв;
2) От 45 до 90 дней – сумма просроченной задолженности включается в резерв в размере 50% от суммы долга;
3) Менее 45 дней – резерв не формируется.
После определения суммы просроченной задолженности, подлежащей включению в состав резерва в зависимости от сроков возникновения задолженности, необходимо рассчитать предельную сумму, подлежащую включению в состав резерва по сомнительным долгам в соответствии с налоговым учетом. Ст. 266 НК РФ установлено ограничение для формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета – не более 10% от выручки за отчетный период. Сумма, превышающая 10%, не включается в состав резерва. В резерв включаем меньшую сумму.
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета рассмотрен в предыдущем ответе.

4
Татьяна Курянова

ООО "КМК", Экономист-бухгалтер

Как часто создаются резервы на предприятии и обязательно ли прописывать в учетной политике компании условия их создания? Кто утверждает их?
Цветкова  Раиса
Цветкова Раиса

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Заместитель начальника отдела по ведению бухгалтерского и налогового учета

Налоговый учет
Если организация приняла решение формировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета, то это обязательно должно быть закреплено в учетной политике. Т.к. НК РФ не предусматривает различные варианты при формировании резерва, а порядок формирования резерва четко прописан в ст. 266 НК РФ, то  в учетной политике для целей налогового учета Вы можете указать, что резерв создается в соответствии со ст. 266 НК РФ.
Для целей создания резерва по налоговому учету инвентаризацию дебиторской задолженности необходимо проводить ежеквартально перед составлением налоговой отчетности. По результатам инвентаризации необходимо подготовить расчеты и документы, на основании которых будет сформирован резерв. Если инвентаризация дебиторской задолженности в текущем квартале не проведена, то сумма резерва, созданного в предыдущем квартале, должна быть восстановлена.
Бухгалтерский учет
Для целей бухгалтерского учета формирование резервов по сомнительным долгам обязательно (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). Порядок формирования резервов и критерии, на основании которых будет определена величина резерва, должны быть указаны в учетной политике организации. Т.к. порядок формирования резерва для бухгалтерского учета не прописан в нормативных документах, то организация должна самостоятельно разработать такой порядок. Процесс расчета величины резерва для бухгалтерского учета требует проведение детального анализа дебиторской задолженности на предмет платежеспособности каждого дебитора и вероятности погашения долга. Последовательность выполнения определенных процедур по формированию резерва должна быть подробно отражена в учетной политике организации.
Если организация составляет только годовую бухгалтерскую отчетность, то для целей формирования резерва по бухгалтерскому учету инвентаризацию дебиторской задолженности необходимо проводить не реже 1 раза в год перед составлением отчетности.
На вопрос о том, кто утверждает сумму резерва можно ответить следующим образом:
– методология формирования резерва, которая будет отражена в учетной политике организации, разрабатывается главным бухгалтером;
– учетную политику утверждает руководитель организации;
– документы, на основании которых будет рассчитан резерв, подготавливают бухгалтера по учету расчетов с контрагентами.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Разместить:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок