Онлайн-конференции / Виды электронной подписи. Что нужно знать бухгалтеру?
27.12.2013 Виды электронной подписи. Что нужно знать бухгалтеру?
Электронно-цифровая подпись – это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки, позволяющий идентифицировать владельца СКП, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Российский налоговый портал провел 27 декабря 2013 года онлайн-конференцию, посвященную вопросам приобретения ЭЦП, ее использования, замены (продления).
В качестве эксперта выступил руководитель коммерческого департамента компании «Такском» Константин Головкин.
Хочу услышать ответы на все заданные вопросы.
Российский налоговый портал, Консультант по налогам и сборам
Дмитрий, дата проведения конференции установлена на 27 декабря. Именно 27 декабря эксперт расскажет об электронной подписи и даст ответы на ваши вопросы.
- 28.02.2017 Консультации по НДС - ответы на вопросы в режиме он-лайн
- 14.02.2017 Годовой отчет 2017: подготовка, сроки сдачи, помощь специалиста
- 31.01.2017 Онлайн-кассы в 2017 году. Порядок перехода
- 18.01.2017 Новые страховые взносы: примеры заполнения формы отчетности; расчет страховых взносов в 2017 году
Вопросы экспертам
Директор
«Такском», руководитель коммерческого департамента
Программное обеспечение для декларирования при ВЭД работает корректно, сертификаты ключей проверки электронной подписи, выпускаемые нашим Удостоверяющим центром принимаются соответствующими подразделениями ФТС. Если возникают трудности при формировании или отправке документов, вам необходимо связаться с технической поддержкой вашего оператора (или поставщика ПО).
Существовали замечания участников ВЭД к срокам выдачи сертификатов ключей ЭП в органах ФТС. Наш УЦ выдает такие сертификаты в течение часа (при заказе срочного изготовления).
Индивидуальный предприниматель
«Такском», руководитель коммерческого департамента
Комплект документов различается в зависимости от вида сертификата ключа проверки ЭП. Полный перечень необходимых документов можно посмотреть в разделе «Ключи электронной подписи» http://www.taxcom.ru/products/centr/ у нас на сайте. Для того, что бы получить сертификат электронной подписи, вам достаточно выбрать необходимый вам вид сертификата и заполнить регистрационную карту у нас на сайте.
После заполнения регистрационной карты вы получите на указанный вами e-mail комплект документов, соответствующий выбранному вами типу сертификата и счет на оплату. Документы необходимо заполнить (либо собрать), оплатить счет и подъехать в выбранную Вами точку выдачи. Для того, чтобы получить сертификат в течение часа, вам надо выбрать раздел «За час». Стоимость услуг зависит от выбранного типа сертификата и дополнительных продуктов.
Коммерческая фирма, Главный бухгалтер
«Такском», руководитель коммерческого департамента
В целом, правовые последствия несанкционированного использования ЭП аналогичны последствиям при подделке подписи или печати на бумажном носителе (в зависимости от типа документа и размера причиненного ущерба). Дополнительно могут применяться положения статьи 159.6 УК РФ.
ООО «Фирма Крепс», Бухгалтер
«Такском», руководитель коммерческого департамента
Очень широко поставленный вопрос.
В п. 1 ст. 4 ФЗ-63 закреплено «1) право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия;»
П. 1 и 2 ст. 6 ФЗ-63 устанавливают условия признания документов, подписанных разными видами ЭП, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.
Законодатель определяет, что, любой документ, подписанный ЭП, может быть признан равнозначным документу на бумажном носителе, подписанном собственноручной подписью, за исключением случаев «если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе».
ООО «КнигоЛюб», Юрист
«Такском», руководитель коммерческого департамента
Да, можно. Для этого достаточно в тексте договора указать на возможность использования ЭП при документальном взаимодействии между сторонами.
«Оптовик Юга», Менеджер
«Такском», руководитель коммерческого департамента
Статья 5 Федерального закона № 63-ФЗ:
«Виды электронных подписей
1. Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее – неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее – квалифицированная электронная подпись).
2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
3. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
1) Получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
2) Позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) Позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) Создается с использованием средств электронной подписи.
4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
1) Ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
2) Для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, основное отличие усиленной подписи от простой является использование криптографического преобразования информации и возможность определения факта внесения изменений в подписанный документ после момента подписания.
Что касается второй части вопроса, то необходимый вид подписи определяется типом подписываемого документа. При взаимодействии с государственными органами, как правило, используется усиленная квалифицированная подпись».
Бухгалтер
«Такском», руководитель коммерческого департамента
На любого из указных лиц, в зависимости от того, что предполагается подписывать данной подписью. К примеру, сертификат ЭП для подписания счетов-фактур может быть оформлен на лицо, имеющее соответствующие полномочия от организации; сертификат ЭП для сдачи отчетности в ИФНС должен быть оформлен на лицо, которое указано в ИФНС как имеющее право подписывать соответствующие документы.
Управляющий партнер
«Такском», руководитель коммерческого департамента
Если предполагается участие в электронных торгах на соответствующих торговых площадках, то да.
Менеджер торговой компании
«Такском», руководитель коммерческого департамента
Возможности электронной подписи весьма обширны. Это и возможность мгновенного заключения сделок с удаленными партнерами, и возможность «бесконтактного» взаимодействия с госорганами, и возможность удаленного получения государственных услуг, и возможность придания юридической силы электронными документам и многое другое. Что касается ограничений, то тут необходимо смотреть на конкретный сценарий использования электронной подписи.
«Такском», руководитель коммерческого департамента
Правила безопасности, в целом, общие для всех видов электронной идентификации
1. Хранить сертификат и закрытый ключ необходимо в месте, исключающем доступ посторонних (защищенный носитель, компьютер под паролем и т.д.);
2. Использовать программное обеспечение, защищающее компьютер от несанкционированного доступа;
3. Не передавать ключевой носитель и/или доступ к компьютеру посторонним лицам;
4. Немедленно информировать удостоверяющий центр о факте компрометации ключа ЭП.