Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Налоговый FAQ / Архив / Изменения в бухгалтерском учете на 2013 год / Обзор изменений с 1 января 2013 года, которые коснулись бухгалтерского учета

Обзор изменений с 1 января 2013 года, которые коснулись бухгалтерского учета

Российский налоговый портал обращает внимание на то, что с 1 января 2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Какие изменения произошли в бухгалтерской сфере и как их упорядочить? В нашей статье мы поможем бухгалтерам и руководителям определиться: что конкретно изменилось и как теперь сдавать бухгалтерскую отчетность.

1. Первое, с чего хотелось бы начать – это появилась новая обязанность для компаний, применяющих специальные режимы. Организации на УСН обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую отчетность.

2. Теперь руководители организаций не могут самостоятельно вести бухгалтерский учет. Руководитель организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (договор аутсорсинга или аналогичный договор) со сторонней специализированной организацией или индивидуальным предпринимателем.

Исключение из данного правила составляют субъекты малого и среднего предпринимательства – руководители этих организаций вправе вести бухгалтерский учет самостоятельно.

Субъекты малого и среднего предпринимательства определены Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Для ряда организаций, таких как открытые акционерные общества, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и др., Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены требования к лицу, на которого возложены функции по ведению бухгалтерского учета. Основными требованиям являются:

– наличие высшего профессионального образования;

– стаж работы по специальности от трех до пяти лет;

– отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Данные требования не распространяются на сотрудников, работающих в этой должности по состоянию на 1 января 2013 года.

3. В отношении главных бухгалтеров появились новые требования. На данную должность теперь следует принимать сотрудников, которые:

– обязательно имеют высшее профессиональное образование;

– имеют стаж работы (не менее 3-х лет из последних 5-ти). Если у сотрудника нет высшего образования – не менее 5-ти лет из последних 7-и лет. Стоит отметить, что стаж работы в данном случае рассматривается по специальности бухгалтерского учета и аудита;

– не должны иметь неснятой (непогашенной) судимости в сфере экономических преступлений.

Обратите внимание: указанные требования не распространяются на тех сотрудников, которые на 1 января 2013 года уже занимают должность главного бухгалтера.

4. Компании с 1 января 2013 года могут самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов. Возможно, одновременно применять как унифицированные формы, так и самостоятельно разработанные. Организация должна закрепить новые формы первичных документов и порядок их применения в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

5. В новом законе № 402-ФЗ теперь не идет речь о случаях проведения обязательной инвентаризации. На основании п. 4 ст. 11 Федерального закона № 402-ФЗ выявленные расхождения подлежат регистрации в бухучете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

6. Первичные документы можно оформлять в электроном виде. Но стоит помнить, что если контрагент компании или государственный орган запросит документ на бумажном носителе, то организация обязана сделать это. Основание – п. 5 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ.

7. Особое внимание уделено регистрам бухгалтерского учета. Предусмотрена возможность составления таких регистров в электронном виде. Регистры должны содержать подписи лиц, ответственных за их ведение. Основание – п. 4 ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ.

8. Ответственность для главного бухгалтера – остановимся подробнее.

Всю ответственность за достоверность бухгалтерского учета несет теперь руководитель организации, но при наличии письменного распоряжения главному бухгалтеру. Основание – п. 8 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ.

А также стоит заметить – ответственность за формирование учетной политики признается теперь руководитель предприятия.

9. Изменен перечень объектов бухгалтерского учета. Появились новые объекты бухучета:

– источники финансирования деятельности экономического субъекта (основание – п. 4 ст. 5 Федерального закона № 402-ФЗ);

– добавлены доходы и расходы (основание – п. 5 и п. 6 ст. 5 Федерального закона № 402-ФЗ);

– имущество организаций названо теперь как «активы» (основание – п. 2 ст. 5 Федерального закона № 402-ФЗ).

10. Сдавать бухгалтерскую отчетность с 1 января 2013 года следует один раз в год. Иными словами, составляется только годовая бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность должна содержать показатели деятельности всех подразделений компании (филиалов, представительств), независимо от их места нахождения. Основание – п. 6 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.

11. Компании обязаны организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Основание – ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ.

12. Внимание для бухгалтеров – при составлении годовой бухгалтерской отчетности надо внимательно проставить дату на отчете – указывается последний календарный день отчетного периода. То есть – на 31 декабря 20.. года. Основание – ст. 15 Федерального закона № 402-ФЗ.

13. Изменения в составе бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках является с 1 января 2013 года отчетом о финансовых результатах. Основание – п. 1 ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ. Из перечня бухгалтерской отчетности исключены: аудиторское заключение и пояснительная записка.

14. Один экземпляр бухгалтерской отчетности следует сдавать в орган государственной статистики. Основание – ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

ТОП-5 трудностей представления электронных документов в суд

Электронные документы «пробиваются» в российские суды уже на протяжении семи лет. В 2010 году была внесена первая поправка в статью 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ, позволившая участникам судебного процесса представлять в Арбитражный суд документы в электронном виде. С этого момента вносилось множество изменений и дополнений в различные правовые акты, были изданы новые нормативные документы (подробнее об этом читайте в материалах авторов Synerdocs в конце этой статьи)

Хитров Дмитрий
Хитров Дмитрий

Компания «Электронный арбитраж»

Почему в суд выгодно представлять именно электронные документы?

Право и возможность подачи электронных документов в суд предоставлено в России давно. Однако по старинке стороны ходят на заседания с большими папками бумажных документов вместо планшетов или ноутбуков. Почему?

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

25