Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Налоговый FAQ / Изменения в налогообложении с 2012 года / Учетная политика для целей бухгалтерского учета: образец и разъяснения

Учетная политика для целей бухгалтерского учета: образец и разъяснения

Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна быть сформирована на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ № 1/2008). Данное Положение утвердил Минфин России в приказе от 06.10.2008 г. № 106н.

В какой срок следует утвердить учетную политику?

Утвердить учетную политику надо в декабре того года, который предшествует году применения положений учетной политики. Например, можно датировать приказ 30 декабря «уходящего» года. Тогда положения учетной политики будут применяться с 1 января следующего года. Если компания вновь была создана, то она утверждает учетную политику для целей бухгалтерского учета до момента представления бухгалтерской отчетности.

Когда можно вносить изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета?

– в случае изменения законодательства;

– при изменении существенных условий деятельности организации;

– при разработке новых способов ведения учета.

Любые изменения в учетной политике компания должна отразить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Имеет ли право организация утверждать самостоятельно формы первичных документов?

Да, организация имеет на это право. Формы таких «самостоятельных» документов компания должна обязательно утвердить в учетной политике.

Пример (образец) учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета.

В примере взята компания, которая занимается печатным производством (флексографская печать).

Примечание редактора: красным шрифтом выделены разъяснения по поводу составления тех или иных пунктов учетной политики, а черным – текст образца учетной политики.

Утверждаю:

Директор

ООО «Супер Пак»

Морозов К.В.

30 декабря 2011 года.

г. Сочи, Краснодарский край

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

1. Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной системе.

2. Инвентаризация на предприятии проводится в сроки, предусмотренные законодательством РФ о бухгалтерском учете. Порядок и сроки установлены в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н (в ред. приказа Минфина России от 24.12.2010 г. № 186н). Порядок и сроки инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49 (в ред. приказа Минфина России от 08.11.2010 г. № 142н). Инвентаризационная комиссия утверждается приказом директора предприятия.

3. Дату получения дохода (расхода) определять по методу начисления.

4. На основе плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организации (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) разработан рабочий План счетов (Приложение А).

5. Утвержден перечень работников предприятия, имеющих право подписи первичных документов (Приложение Б).

6. Амортизация по основным средствам начисляется линейным способом. Напомним, что организация имеет право начислять амортизацию одним из четырех способов: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способом списания стоимости пропорционально объему продукции. На основании п. 5 ПБУ 6/01 компания вправе отразить и установить лимит, по которому основные средства могут отражаться в составе МПЗ. Такой лимит может быть равен 40 тыс. руб. или меньше.

Обратите внимание: с 1 января 2011 года объекты недвижимости, права собственности на которые еще не зарегистрированы, принимаются к учету в качестве ОС. Такие основные средства желательно отразить на отдельном субсчете, открытом к счету «01». Амортизацию по таким средствам надо начислять с момента их ввода в эксплуатацию.

7. Амортизация по нематериальным активам начисляется линейным способом. При этом их срок полезного использования определяется исходя из документации на конкретный нематериальный актив или исходя из срока, в течение которого предполагается их использование.

8. Метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) продукции для определения материальных расходов – по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). Обратите внимание – оценка МПЗ производится несколькими способами: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ. Компания должна выбрать самостоятельно свой вариант.

9. Отражение в бухгалтерском учете процесса приобретения материалов – применение счета «10» с оценкой материалов по фактической себестоимости. Первоначальной себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, включая суммовые разницы по расчетам с поставщиками, за исключением НДС и акцизов, п. 6 ПБУ 5/01 и п. 6 ПБУ 10/99. ТЗР организации принимаются к учету путем отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы».

Напомним, что организация для учета МПЗ может не использовать счет «15», если она поступающее сырье и материалы учитывает на счете «10».

10. Установление срока полезного использования Основного средства (в случае его отсутствия) – ожидаемый срок использования объекта.

11. Порядок финансирования ремонта Основного средства – затраты на ремонт включаются в себестоимость текущего отчетного периода.

12. На основании ПБУ 10/99, все затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты учитываются с использованием счета «20», косвенные затраты – с использованием счета «26». Распределение прямых затрат между видами изготавливаемой продукции идет на основании показателя – количество потребленной краски в натуральном выражении (килограмм) на каждый вид изготавливаемой продукции.

Какие виды баз организация может выбрать для распределения?

Приведем следующие базы:

– пропорционально заработной плате основного производственного персонала;

– пропорционально стоимости сырья, материалов, отпущенных в производство;

– пропорционально отработанных машино-часов;

– пропорционально объему изготовленной продукции.

13. Остатки НЗП оцениваются по фактической производственной себестоимости. Напомним, что компания имеет право выбрать еще такой способ, как «по прямым статьям затрат» или «по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов». Если речь идет о единичном производстве, то НЗМ отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

14. Учет готовой продукции (далее по тексту ГП) осуществляется по сокращенной фактической производственной себестоимости с использованием счета «43».

15. Общехозяйственные расходы ежемесячно в полном объеме списываются на себестоимость проданной продукции.

16. Порядок создания резервов.

Если создание резерва является обязательным для предприятия, то такое условие прописывать в учетной политике нет смысла. Если же не обязательно – то создание выбранного резерва надо отразить в учетной политике.

Напомним, что с 1 января 2011 года организация обязана создавать резерв по сомнительным долгам.

Порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей – организация не создает резервов.

17. Способ списания расходов будущих периодов – равномерное списание.

18. Если у компании были расходы на НИОКР, то она вправе списывать их одним из способов:

– линейный;

– способ списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг). Выбранный способ компания обязана зафиксировать в учетной политике.

19. Учет спецодежды. Организация имеет право учитывать спецодежду в качестве основных средств или как материалы, с использованием счета «10».

20. Учет финансовых вложений. Чтобы определить порядок учета финансовых вложений, необходимо руководствоваться ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», а именно, пункта 26. Выбранный способ следует закрепить в учетной политике.

Приложение «А»

Рабочий план счетов на ООО «Супер Пак».

Номер счета Наименование

01 – Основные средства

02 – Амортизация основных средств

04 – Нематериальные активы

05 – Амортизация нематериальных активов

10/1 – Материалы (краска для печатных работ)

10/2 – Материалы (бумага, пленка, фольга и т.п.)

10/3 – Материалы (печатные формы и высечные штампы)

10/4 – Транспортные расходы на приобретение материалов

19/1 – НДС по приобретенным основным средствам и нематериальным активам

19/2 – НДС по приобретенным материалам

19/3 – НДС по приобретенным прочим материальным ценностям

90 – Продажи по виду деятельности (печатное производство). Организация открывает субсчета по своему усмотрению.

91 – Прочие доходы и расходы(печатное производство)

50 – Касса

51 – Расчетный счет

57 – Денежные средства в пути

60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками

62 – Расчеты с покупателями и заказчиками

66 – Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

68 – Расчеты по налогам и сборам. Организация выбирает субсчета самостоятельно по своему усмотрению.

68/1 – Налог на добавленную стоимость

68/2 – Налог на прибыль

68/3 – Налог на имущество

68/4 – НДФЛ

69 – Расчеты по социальному страхованию и обеспечению. Организация устанавливает субсчета самостоятельно по своему усмотрению.

70 – Расчеты с персоналом по оплате труда

71 – Расчеты с подотчетными лицами

73 – Расчеты с персоналом по прочим операциям

75 – Расчеты с учредителями

76/1 – Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (по НДС)

76/2 – Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

99/1 – Прибыли и убытки – печатное производство

94 – Недостачи и потери от порчи ценностей

80 – Уставный капитал

84 – Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Директор ООО «Супер Пак» К.В. Морозов

Приложение «Б» – пример

Список работников ООО «Берд Пак», которые имеют право подписи на документах предприятия:

Ф.И.О.

Перечень документов, которые имеет право подписывать

Директор

Налоговую и бухгалтерскую отчетность, справки, письма, приказы по предприятию, счет-фактуры на отгруженный товар, договоры для ведения финансово-хозяйственной деятельности, платежные поручения, расходные кассовые ордеры, доверенности, авансовые отчеты, акты списания материалов, запасных частей на ремонт основных средств, акты инвентаризации. Список организация вправе отредактировать самостоятельно.

Главный бухгалтер

Налоговую и бухгалтерскую отчетность, справки, письма, счет-фактуры на отгруженный товар, платежные поручения, расходные кассовые ордеры, доверенности, авансовые отчеты, акты списания материалов, запасных частей на ремонт основных средств, акты инвентаризации, книги покупок и книги продаж. Список организация вправе отредактировать самостоятельно.

Кассир

Кассовые документы, книги кассира-операциониста. Список организация вправе отредактировать самостоятельно.

Директор ООО «Супер Пак» К.В. Морозов

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать