Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Кризис сделал свое дело: страны ЕС снова вспомнили об оффшорах

Кризис сделал свое дело: страны ЕС снова вспомнили об оффшорах

Юрист Александр Захаров рассказывает о ситуации в сфере оффшорного бизнеса. Специально для Российского налогового портала.

10.11.2008
Российский налоговый портал

Справка Taxpravo: Александр Захаров. Партнер ООО «Центр юридического сопровождения бизнеса», советник налоговой службы I ранга. Выпускник МГИМО, имеет опыт работы в государственных структурах, специалист в области работы с нерезидентными структурами и оффшорами. Один из российских специалистов, занимающихся налоговым правом ЕС. Личный сайт: http://www.zakharovlaw.com.

В последнее время власти только и говорят, что о выводе капитала за рубеж. Как известно, проще и дешевле всего уводить деньги с помощью оффшоров. Было бы странно, если власти не обратили внимания на этот вопрос именно сейчас. О последних событиях в этой сфере в интервью Российскому налоговому порталу рассказал юрист, специалист по «оффшорным вопросам» Александр Захаров.

Российский налоговый портал (РНП): Как Вы полагаете, вырос ли интерес к оффшорам в связи с финансовым кризисом? Какие оффшоры сейчас наиболее популярны?

Александр Захаров: Несмотря на постоянную борьбу, которую проводят с оффшорами правительства развитых стран, интерес к ним постоянно только растет (иным образом нельзя объяснить рост количества регистрируемых бизнес-структур в таких юрисдикциях). Основным интересом, конечно же, является устойчивое желание скрыть или значительным образом снизить свои налоговые обязательства, а также сохранить конфиденциальность размеров личного состояния. Что касается популярности, то лидерами для России в качестве поставщиков компаний, конечно, являются Кипр (холдинговые, финансовые, компании-кошельки, трасты), Британские Виргинские Острова (обычно используются при выстраивании владельческих структур), Ирландия (торговые компании), Мальта (торговые компании), Белиз, Сейшелы (операционные компании).

- Какие последние изменения в сфере операций с оффшорами Вы хотели бы отметить?

- Как таковых особых изменений в ближайшее время не произошло, за исключением того факта, что большинство оффшоров сейчас в большей или меньшей степени выполняют требования ОЭСР к финансовой и корпоративной прозрачности. По сравнению с той ситуацией, которая была лет десять назад, стало более сложно сохранять конфиденциальность владения. В качестве рекомендации, хотелось бы указать на необходимость руководствоваться не только списком ОЭСР при выборе юрисдикций для выстраивания зарубежных структур по владению, финансированию и ведению торговой деятельности. С точки зрения работы с российскими компаниями, наверное, также имеет смысл прямо не использовать явные оффшорные юрисдикции, признанные таковыми также и Минфином России. См. Таблица оффшоров и налоговых гаваней 2008.

- Как Вы расцениваете заявления правительств Франции и Германии о том, что эти страны намерены ужесточить правила работы с налоговыми гаванями? Появятся ли в ближайшее время на «оффшорной карте мира» новые страны? Какие могут исчезнуть?

- Кризис сделал свое дело, и ведущие страны ЕС снова вспомнили об оффшорах. Официальную борьбу они начали вести с 1997 года с издания Кодекса поведения по налогообложению коммерческой деятельности. 9 марта 1998 года под руководством г-жи Д. Примароло группой, созданной во исполнение положений Кодекса, было подготовлено два доклада - первый в ноябре 1998 года, который выявил 85 мер, носящих первостепенный пагубный характер, второй - опубликован без объявления официальной позиции 29 февраля 2000 года. Он основывался на данных уже представленных государствами-членами, и был результатом анализа 271 налоговой меры государств-членов и их зависимых и/или ассоциированных территорий, за международную политику которых отвечает государство-член в соответствии со ст. 299.4 Договора о Европейском сообществе (например, Гибралтар). 66 налоговая мера была отмечена как имеющая существенное воздействие на процесс принятия решения по выбору места осуществления экономической деятельности в ЕС. Параллельно с ЕС у ОЭСР вышел в 1998 году доклад о пагубной налоговой конкуренции. С тех пор многие юрисдикции подтвердили желание быть более транспарентными и обеспечивать обмен информацией. Например, Швейцария, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако, Андорра, Гернси, Остров Мэн, Джерси, Нидерландские Антильские острова, Аруба, Ангилья, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Монтсеррат, Теркс и Кайкос заключили с Европейским сообществом соглашения «Предусматривающее меры эквивалентные установленным Директивой Совета ЕС 2003/48/ЕС от 03.06.2003 «О налогообложении дохода от накопления сбережений в форме выплаты процентов» (кратко ее именуют «Директива ЕС о налогообложении сбережений» - European Union Savings Directive), которая в случае не раскрытия или отказа в идентификации конечного получателя - физического лица процентного дохода предусматривает удержание налога у источника (20% - с 1 июля 2008 года, и 35 % - с 1 июля 2011 года).

США являлись одними из первых, кто ввел в свое налоговое законодательство механизм о контролируемых иностранных компаниях. И в этой связи нельзя также не отметить законопроект S-681 Акт «О противодействии злоупотреблениям налоговыми гаванями», внесенный 17 февраля 2007 года в Конгресс США, направленный на внесение изменений в подглаву «F» Кодекса внутренних доходов США, одним из авторов которого выступает Барак Обама, кандидат в Президенты США, который ужесточает правила взаимоотношений американских корпораций с оффшорами, список которых он устанавливает. Названные законопроект также прямо вводит применение доктрины экономического существа в отношении операций с оффшорами.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться