- Определение ВАС РФ от 24 февраля 2010 г. N ВАС-14977/09
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа 29 октября 2003 г. ода Дело N Ф04/5689-1644/А46-2003
- Постановление ФАС Московского округа 3 марта 2006 г. - изготовлено Дело N КА-А40/762-06
- Постановление ФАС Северо-Западного округа 21 мая 2007 г. ода Дело N А56-33488/2006
Международное налогооблoжение / Кипр / Интервью / «Кипрские власти понимают обеспокоенность российских владельцев компаний»
«Кипрские власти понимают обеспокоенность российских владельцев компаний»
О новом порядке раскрытия информации в оффшорных зонах
04.12.2008Многие предприниматели были напуганы тем, что российские власти смогут узнать конечных бенефициаров компаний, зарегистрированных в оффшорах. Однако некоторые юристы считают, что эти опасения не имеют под собой достаточных оснований. Почему – нам рассказал … Олег Купалов.
Олег Купалов окончил факультет Международных Экономических Отношений Московского Государственного Института Международных Отношений (Университета). В июне этого года Олег получил степень LL.M., окончив программу «Международное Налоговое Право» Венского Университета Экономики и Бизнес-Администрирования. Олег является членом Российской Палаты Налоговых Консультантов и Действительным Членом Международной Ассоциации Бухгалтеров (Великобритания). Олег Купалов занимается налоговым консультированием с 2003 года. До этого он работал финансовым директором в ряде российских компаний. В настоящее время Олег работает менеджером группы услуг в области международного налогообложения Департамента Налогов и Права одной из компаний «Большой четверки».
Taxpravo.ru: Недавно стало известно, что ФСФР хочет узнать российских собственников компаний, зарегистрированных на Кипре, и получить конфиденциальную информацию о них. Как Вы думаете, могут ли быть осуществлены эти планы?
Олег Купалов: Как я понимаю, речь идет о меморандуме о взаимопонимании между Федеральной службой по финансовым рынкам и Комиссией по ценным бумагам и биржевым операциям Республики Кипр. На мой взгляд, последствия подписания данного документа были сильно преувеличены прессой. Дело в том, что информация о собственниках кипрских компаний абсолютно открыта и была доступна через регистратора и ранее. Кроме того, принятые 25 июля 2008 года поправки в кипрское законодательство, приводящие его в соответствие с положениями ст.26 МК ОЭСР "Обмен информацией", позволяют компетентным органам - а именно Минфину - запрашивать и получать информацию, которая ранее охранялась законодательством Кипра о конфиденциальность данных и банковской тайне. Думаю, что идея подписания данного меморандума состояла в возможности реализовать давнюю идею о выводе зарубежных компаний на российский рынок ценных бумаг через российские депозитарные расписки.
- В случае, если это все же произойдет, какими последствиями это обернется? Кипр исчезнет с международной карты оффшоров? Какая страна его заменит?
- На мой взгляд, указанные мной изменения в кипрском законодательстве должны давать повод для большего беспокойства. Однако в связи с этим необходимо отметить несколько моментов. Во-первых, кипрские власти прекрасно понимают обеспокоенность российских (и не только) владельцев компаний, зарегистрированных на Кипре, практическим применением вступивших в силу изменений. Для защиты лиц, в отношении которых может быть истребована информация, было введено положение, в соответствии с которым требуется получение одобрения Генерального прокурора Кипра на исполнение поступившего из Минфина РФ запроса. Кроме того, внутренние процедуры, прописанные в законе, позволяют "замотать" практически любой запрос, сославшись на его необоснованность. Уверен, что предоставлять информацию по каждому поступающему запросу кипрские власти не будут. Также необходимо помнить, что может быть предоставлена только та информация, которая доступна кипрским органам. И если фактический бенефициар кипрской компании скрывается за, скажем, трастом на Британских Виргинских островах, то такой информацией кипрские органы просто не обладают.
Еще один момент связан с указанной мной статьей МК ОЭСР "Обмен информацией". Именно она позволяет обмениваться информацией налоговым органам стран, заключивших Соглашение об избежании двойного налогообложения. И такая статья присутствует почти во всех российских соглашениях - например, в соглашениях с Нидерландами, Бельгией, Великобританией. Так что возможность получения налоговых данных существовала и ранее, и не только в отношении кипрских компаний. Что касается исчезновения Кипра с карты оффшоров, на мой взгляд, так ставить вопрос некорректно. Хотя бы потому, что Кипр не является классическим оффшором - это страна-член Евросоюза и ставка налога на прибыль там отлична от нуля. Кроме того, использование той или иной юрисдикции в международном налоговом планировании зависит от конкретной бизнес задачи. Например, из европейских юрисдикций только Бельгия имеет соглашение с Гонконгом, что может явиться решающим фактором при инвестициях, например, в Китай. В то же время некоторые европейские юрисдикции - Португалия, Испания не имеют и не очень-то хотят заключать соглашения с Кипром. Думаю, использование Кипра в международном налоговом планировании вообще, а не только российскими бизнесменами, несколько преувеличено.
- Как предприниматели изменят стратегию работы в связи с последним решением?
Полагаю, что никак. Причины я уже озвучил. Не так уж страшен черт, как его малюют.
- Будет ли проводить российские правительство аналогичные действия в отношении других оффшоров – Нидерланды, Виргинские острова? Как Вы оцениваете эти действия? Плюсы и минусы таких действий для нашей экономики?
- Опять же - Нидерланды не оффшор. О возможности обмена информацией со странами, с которыми у России имеются соглашения об избежании двойного налогообложения, я уже сказал. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что голландские налоговые органы и так охотно делятся имеющейся у них информацией. А что касается классических оффшоров - БВО, Каймановы острова и т.п., то полагаю, что не в интересах этих юрисдикций обмениваться информацией с кем бы то ни было. Иначе они бы перестали быть оффшорами и потеряли значительную часть доходов своего бюджета ввиду отказа бизнесменов использовать эти юрисдикции. Так здесь, на мой взгляд, можно не переживать.
Уважаемые посетители!
Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.
Задать вопрос
Андорра (4)
Азербайджан (12)
Ангола (1) Антильские острова (Нидерланды) (1)
Аомынь (Макао) (3)
Аргентина (14) Армения (9) Аруба (1)
Багамские острова (1) Барбадос (1) Бахрейн (1)
Беларусь (136) Белиз (3) Бельгия (18) Бермудские острова (8)
Биробиджан (1)
Болгария (9) Босния и Герцеговина (1)
Бразилия (16) Британские Виргинские острова (15) Бруней Даруссалам (1)
Великобритания (186) Венгрия (19) Венесуэла (3)
Вьетнам (4)
Гана (1)
Германия (150)
Гибралтар (6)
Гонконг (43)
Дания (16)
Египет (4)
Израиль (6)
Италия (96)
Кабо-Верде (1) Казахстан (42) Каймановы острова (8) Канада (10) Катар (5)
Колумбия (5) Корея (КНДР) (3) Косово (1)
Кыргызстан (14)
Кюрасао (1)
Ливан (1) Литва (20) Лихтенштейн (13)
Люксембург (46)
Македония (1) Малайзия (10) Мали (1) Мальдивы (1) Мальта (15) Марокко (1)
Мексика (9)
Мозамбик (1) Молдова (8) Монако (4) Монголия (1)
Намибия (2)
Нидерланды (51)
Новая Зеландия (12) Норвегия (12)
Объединенные Арабские Эмираты (11)
Оман (1)
Пакистан (1) Палестина (1) Панама (16)
Перу (1)
Польша (16) Португалия (10)
Приднестровская Молдавская Республика (1)
Республика Корея (13)
Россия (87)
Румыния (12)
Сальвадор (1) Сан-Марино (2) Саудовская Аравия (5)
Сейшельские острова (7) Сент-Китс и Невис (1) Сербия и Черногория (6)
США (523)
Таджикистан (8) Таиланд (13) Тайвань (3) Танзания (2)
Тунис (1) Туркменистан (1) Турция (40)
Уганда (1)
Узбекистан (13)
Украина (132)
Франция (164)
Хорватия (5)
Чад (1)
Чехия (9)
Чили (5)
Шри-Ланка (1)
Эквадор (2)
Эстония (9)
Югославия (2)
Южная Африка (3)
Ямайка (1)
Япония (36)






